Использование программы «Hot Potatoes» при обучении иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Современное общество - прежде всего общество информационное. Информационные технологии, компьютер, всемирная сеть Интернет прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В связи с этим, возникает необходимость использования новых технологий в обучении. Информационно-коммуникативные технологии дают преподавателю иностранного языка большие возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..... 3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ “HOT POTATOES”
1.1 Основные характеристики программы……………………………………....6
1.2 Условия использования программы…………………………….…………..10
Выводы к главе 1…………………………………………………………………..13
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ “HOT POTATOES”
2.1 Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых с специальностей……………………………………………………………….…..14
2.2 Принципы отбора лексического материала на неязыковых
специальностях ……………………………………………………….……….....16
Опытно-экспериментальная работа………………………………………..19
Выводы к главе 2 ………………………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы………………………………………………………………29
Глоссарий……………………………………………………………………...….31
Приложения………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

      МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

      ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ 

      Государственное образовательное  учреждение

      высшего профессионального  образования 

      Ханты-мансийского  автономного округа - Югры

      «Сургутский государственный педагогический университет» 

      ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации 
 
 
 
 
 

Использование программы «Hot Potatoes» при обучении иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 

                                                          Исполнитель:  Мельникова А. Э.,

                                                                                  студентка гр. 742                        

                                                          Научный руководитель: к.п.н. и доцент

                                                         Коваленко А. В.

                                                          Оценка:_____________                                   
 

Сургут 2011 г.

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………..... 3

  1.  ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ “HOT POTATOES”

    1.1   Основные характеристики программы……………………………………....6

1.2   Условия использования программы…………………………….…………..10

Выводы к главе 1…………………………………………………………………..13

  1.  ОБУЧЕНИЕ  ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ  СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ  “HOT POTATOES”

2.1   Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых с    специальностей……………………………………………………………….…..14

2.2   Принципы отбора лексического материала на неязыковых

специальностях  ……………………………………………………….……….....16

    1. Опытно-экспериментальная работа………………………………………..19

Выводы  к главе 2 ………………………………………………………………...26

Заключение…………………………………………………………………….…27 

Список литературы………………………………………………………………29

Глоссарий……………………………………………………………………...….31

Приложения………………………………………………………………………32 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Современное общество - прежде всего общество информационное. Информационные технологии, компьютер, всемирная сеть Интернет прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В связи с этим, возникает необходимость использования новых технологий в обучении. Информационно-коммуникативные технологии дают преподавателю иностранного языка большие возможности.

       Возможности использования информационно-коммуникативной технологии при обучении иностранному языку:

 1) при подготовке (поиск и анализ материала, дальнейшая обработка       материала на компьютере для создания упражнений);

 2) аутентичные, т.е. взятые из реальной жизни, коммуникативные задания (задания, связанные с сетью Интернет, переписка по электронной почте);

 3) повышение квалификации и самообразование учителя (Интернет как источник информации, on-line курсы).

       Как правило, материалы, найденные в Интернете и обучающие программы, предлагаемые производителями, достаточно сложно "подогнать" под УМК. Зачастую учителю требуются интерактивные упражнения, тесты, рабочие листы, отвечающие потребностям конкретной группы учащихся. Возможность самим создавать небольшие интерактивные программы даёт программная оболочка Hot Potatoes. С её помощью преподаватель может предложить учащимся именно то, что им необходимо. [10:152]

     Hot potatoes позволяет создавать интерактивные, обучающие, упражнения на базе Web, используя любой компьютере, оснащенный браузером. Используется формат HTML и JavaScript. Но преподавателю не нужно знать эти языки, чтобы работать с этой программой. Достаточно только ввести необходимые данные: вопросы, ответы, слова и т.д., и нажать на кнопку. С помощью этой  программы будет создана  Web-страница, и Вы сможете ею пользоваться.

     Актуальность нашего исследования заключается в том, что использование интерактивных упражнений на уроке способствует интенсификации учебного процесса, повышению мотивации учащихся, более успешному и осмысленному усвоению материала, и позволяют соединить иностранный язык и технологию, мышление и деятельность.

      Особенной тенденцией развития современного общества нашей страны является неуклонное расширение процесса глобализации, учитывающего достижения многих цивилизованных стран на пути мирового прогресса. И в этом аспекте использование современных достижений информационных технологий имеет огромную позитивную роль как средство легкой и доступной коммуникации между людьми разных стран и сообществ при решении ими локальных и глобальных проблем. Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет, способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету.

       В настоящее время уже можно прогнозировать появление более совершенных программных продуктов, так как прогресс в информационных технологиях – это часть постоянного эволюционного процесса, который длится уже многие годы. Закон Мура (прогноз, сделанный в 1965 году создателем Intel Гордоном Муром, и гласящий, что плотность транзисторов на кристалле микропроцессора будет удваиваться каждые восемнадцать месяцев) до сих пор является истинным. В результате, мы наблюдаем экспоненциальный рост информационных и коммуникационных возможностей, благодаря которым стало возможным решение задач, которые казались неразрешимыми всего лишь несколько лет назад.

      К числу подобного рода продуктов можно отнести, например, такие как: Hot Potatoes, Hyper Metod, HP-Card и мн. другие.

      Объектом исследования являются  процесс обучения иноязычной лексике с использованием программы “Hot Potatoes”.

     Предметом исследования является программа “Hot Potatoes”.

    Следовательно, целью данного исследования является изучить особенности и перспективы применения программы “Hot Potatoes” при обучении иноязычной лексики на неязыковых факультетах.

       На основании поставленной цели была выдвинута гипотеза исследования:  успешность усвоения иноязычной лексики студентами неязыковых специальностей.

        Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. Изучив методическую литературу по теме, обозначить возможности использования программы “Hot Potatoes” в обучении иностранным  языкам;
  2. Изучить условия использования программы “Hot Potatoes”;
  3. Изучить лексический материал по темам “At the Library” и “Meals” и представить принцип его отбора на неязыковых специальностях;
  4. Разработать упражнения по темам “At the Library” и “Meals” с помощью данной оболочки.

       Теоретико-методологической основой исследования послужили: современные методики обучения иностранному языку Гальсковой Н. Д., Пассова Е. И., Андреева С. В., Ляховицкого М.В.; усвоение иноязычной лексики Соколовой В. А.; обучение иностранному языку на неязыковых специальностях Образцова П. И., Рощиной Е. В.

      Для решения поставленных задач  и подтверждения гипотезы использовались  следующие методы исследования: изучение методической и научной литературы, анализ и обобщение литературы по проблеме, наблюдение, анкетирование, эксперимент и анализ результатов эксперимента.

   

    

  1. Общие сведения программы  Hot Potatoes.

     1.1 Основные характеристики программы

     Hot Potatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. Hot Potatoes позволяет создавать интерактивные обучающие упражнения на базе Web.

     С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

           Программа разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc).

        Авторы программы:

Stewart Arneil - HTML, JavaScript, программирование для Macintosh

Martin Holmes - HTML, JavaScript, программирование для Windows (http://www.mholmes.com)

Hilary Street (компания "Interdesign Media") - графика.

Martin Holmes является  автором последней, 6 версии программы,  выпущенной в октябре 2003 года.  [15]

          Цели использования программы на занятиях:

  • Разнообразить работу слушателей;
  • Обеспечить быструю проверку упражнений (что позволяет экономить время на занятиях и личное время преподавателя);
  • Воплотить творческие идеи преподавателя. [1:6]

     Особенностью  этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате web-страницы: для их использования обучающимся необходим только web-браузер (например, Internet Explorer); поэтому обучающимся не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

     Программа широко используется во всем мире для  создания заданий по  изучению многих дисциплин. Например, в Финляндии эта программа рекомендуется для освоения даже школьным учителям. [19]

     Упражнения  создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

    1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).

    2. JCloze – Заполнение пропусков.

    3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).

    4. JCross – Кроссворд.

    5. JMix – Восстановление последовательности.

      Характеристика каждого блока  программы:

     1. JQuiz – Викторина – с помощью этого блока программы могут быть созданы упражнения на основе вопросов и различных вариантов представления ответов: 

  • «множественный выбор» (multiple choice) – один правильный ответ из нескольких вариантов ответов;
    • выбор нескольких правильных ответов (multi-select);
  • «краткий ответ» (short answer) – краткий ответ открытого типа (вводится с помощью клавиатуры);
  • «смешанный» (hybrid) вариант ответа – объединяет вопросы с ответом открытого типа и множественным выбором ответа: после неоднократного ввода неверного ответа (возможное количество неверных ответов устанавливается при создании упражнения) задание с кратким ответом трансформируется в задание множественного выбора.

     Тип ответа в упражнении может быть один и тот же для всех вопросов или изменяться для каждого вопроса или группы вопросов. Количество вопросов в упражнении не ограничено. В упражнении можно разместить текстовый, аудио- или видеофрагменты, что требует от учащихся понимания прочитанной, прослушанной или увиденной информации. Преподаватель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов. С помощью варианта заданий JQuiz организуется отработка понятий и терминов, проверка знаний персоналий. [19]

Информация о работе Использование программы «Hot Potatoes» при обучении иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей