Использование наглядности при обучении говорению на уроках китайского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Проблема использования наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ……………….....5
1.1. Говорение как вид речевой деятельности в обучении
английскому языку………………………………………………………………..5
1.1.1. Специфические признаки говорения 7
1.1.2. Характеристика диалогической речи при обучении говорению 8
1.1.3. Место и роль монологической речи в процессе обучения иностранному языку 10
1.2. Наглядность как психологическая и методическая категория 13
1.2.1. Классификация наглядностей, как оптимального средства
обучения говорению 16
1.2.2. Технология обучению говорению с помощью изобразительной наглядности ……………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая исправленная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

При использовании той или иной наглядности необходимо помнить, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они играют в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия только для того, чтобы урок был насыщен наглядностью. При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активизации деятельности учащихся по познанию объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих объектов. Более адекватной формой наглядности является следующее: наглядность – понимание и адекватность. [10,C.41]

Говоря о различных средствах наглядности при обучении говорению, следует отметить, что слова также «обладают образностью». Каждое слово человек может воспринимать и представлять, при чем можно иметь четыре разных образа одного и того же слова: зрительный, слуховой, графический и артикулярный. Человек может не только видеть слово как оно напечатано или написано, и не только слышать его, когда оно произноситься другим человеком, но также писать его или произносить. Кроме того, можно представлять себе эти четыре смысловых образа. Поэтому наглядно демонстрироваться должны, прежде всего, сами иноязычные слова, а не те предметы или отношения, которые называются или обозначаются этими словами. Т.к. на занятиях учащиеся овладевают не предметами а новыми языковыми средствами, то и наглядность на занятиях должна быть преимущественно языковой.

На начальном этапе обучения эффективно использовать яркие, разноцветные картинки-аппликации с изображением животных, игрушек, букв английского алфавита, картинки для заучивания названий цветов счета. съемочные яркие картинки-предметы для фланелеграфа очень удобный для работы на уроках в II-V классах для развития навыков монологической и диалогической речи, для введения и закрепления лексического материала. фланелеграф необходим в работе над текстами «My Roоm», «Toys», «At Home», «At the Zoo».

Опоры-символы (кроки)

Когда первоклассник начинает изучать иностранный язык, он испытывает много трудностей, и самой большой для него оказывается необходимость удерживать свое внимание на определенной деятельности, благодаря чему проходит запоминание осваиваемого материала. Если ребенок не может сосредоточиться, включиться в работу, он быстро теряет интерес к учебе. Поддерживать его – важная задача учителя.

Известно, что память ребенка 6-7 лет носит непроизвольный характер: он достаточно хорошо запоминает то, что ему близко, доступно, эмоционально окрашено, порой смешно. Если ему предлагается просто запомнить материал, то он испытывает больше трудностей и, хотя, может запомнить нужные слова и фразы, но очень быстро их забывает. Учителя применяют в своей работе много методических приемов для лучшего запоминания лексических единиц. Одним из таких приемов является использование различных опор-символов.

Можно давать не только опору-символ, но и стихотворную рифмовку. Дети хорошо запоминают простые веселые рифмовки на русском языке, и фраза на английском языке, содержащаяся в каждой такой рифмовке, входит в их речь. С помощью опор-символов можно составить подробный рассказ.

Кроки – упрощенные рисунки, которые позволяют учителю, даже не умеющему рисовать, при некоторой тренировке, воспроизвести на классной доске и соединить рисунок с тренировочными упражнениями.

Например:

This is a ♣ (flower).

This is a ◙ (windows).

Коллаж.

Для создания ситуаций речевого общения используются различные средства: серии картин, аппликационные материалы, диапозитивы, диафильмы и др., графическая наглядность, с помощью которой предъявляется модель построения высказывания, опорные элементы в виде лексических единиц и грамматические структуры, позволяющие ученикам выразить эмоционально-личностное отношение к событиям, предметам.

Сочетание разных видов наглядностей (изобразительной и вербально-графической) позволяет сформировать у школьников представление о тесной связи всех аспектов высказываний, предоставить ориентиры для осуществления речевых действий.

Этой же цели отвечает пособие, зрительный ряд которого организован с использование приема коллажа. Это современный технический прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.

Так, при изучении темы «Квартира», можно использовать плакат-таблицу, выполненную в технике коллажа. В центре плаката располагается дерево, выполненное в условной манере. Она символизирует связь грамматического и лексического аспектов высказывания. Глаголы находятся там, где корни дерева, их лексическое значение определяет выбор моделей фраз и грамматических структур. В пособии предусмотрено замена этих компонентов, что позволит актуализировать значительный по объему лексический и грамматический материал. Лексические единицы, обозначающие отдельные предметы мебели, помещены непосредственно на фоне изобразительного материала, отражающего разные интерьеры комнат.[16,C.399]

Пособие, выполненное в технике плаката, отличается, прежде всего, своей зрелищностью, за счет использования яркой цветовой гамы, сочетания разных по размеру изображений. Их комбинирование хаотично лишь на первый взгляд. Использование коллажа для предъявления изобразительного ряда развивает творческое мышление учеников, не давая им готового содержания высказывания, стимулирует их речевое общение и предоставляет возможность самостоятельно планировать его содержание.

По характеру изобразительного материала можно выделить:

Ситуативные картинки

Тематические картины

Картинки изолированного действия

Документально-страноведческий материал

Репродукции художественных картин.

Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующий речевую деятельности учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала. При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз, ответы на вопросы учителя; постановка вопросов тому, что изображено на картинке, составление небольших рассказов.

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть сменяемость картинок, используемых как для развития умений учащихся отвечать на вопросы, поставленные учителем, так и для самостоятельной постановки вопросов и для создания ситуаций, стимулирующих самостоятельное высказывание по картинкам. Работа будет проходить интереснее, если в нее внести элемент соревнования, придать ей игровой характер. К примеру, учителю предлагается следующий вид игры. Для игры необходимы следующие предметы: картинки, на которых представлены различные предметы: цветы, животные и т.д. Учитель, обращаясь поочередно к ученикам, показывает ту или иную картинку. Ученик называет по-английски, что на ней изображено, и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним.

Тематические картины чаще всего используются при обучении говорению. Во время рассказа по той или иной теме учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологической речи на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания. Большую помощь окажет учителю иллюстрированный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в роли экскурсовода. [3,C.75]

Возможны разные варианты работы по той или иной ситуации: преподаватель рассказывает по картине, учащиеся пересказывают содержание картины от лица персонажей. И, наконец, учитель может предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные элементы картины, и составить небольшой связный рассказ. Учитель может попросить учащихся описать композицию или составить определенную ситуацию по картинке. Кроме того, С.П. Золотницкая считает, что полезно побеседовать по отдельным частям картины или по всему сюжету в целом. В зависимости от ситуации, беседа может быть воспроизведена на доске. Затем учащимся дается задание видоизменять ситуацию: дать всевозможные пути развития и оформить высказывание на английском языке.

Известно, что для развития речи учащихся на уроках иностранного языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации. Что же представляют собой эти картинки? На первый взгляд две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать по ним.

При использовании такого рода картинок:

- Обеспечивается многократное повторение определенных структур, тренировка учащихся в их употреблении.

- Решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают.

- Возникает естественная ситуация для коммуникации.

Важно, что ученики говорят и слушают не потому что обязаны делать это им интересно решать подобные речевые задачи, использую запас имеющихся речевых навыков и умений.

Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам, в процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарища, говорят о том, какие различию имеются между картинками, и что у них общего. Затем картинки предъявляются всем учащимся, чтобы они могли убедится в правильности своих ответов. Можно организовать парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, затем один из учеников говорит об этом всему классу. Важно, чтобы такой вид работы был ограничен рамками, это лучше организует и активирует ребят на работу.[11,C.12]

 

 

1.2.2.Технология обучению говорению с помощью изобразительной наглядности

 

 

Обучение говорению с помощью зрительной наглядности состоит из двух этапов – подготовительного и основного, каждый из- которйз включает в себя два под этапа.

I Подготовительный этап.

Главная задача – научить школьников оперировать языковым материалом на уровне предложения.

1. Создание мотивации высказывания.

2. Ознакомление с языковым и речевым материалом и оперирование им на уровне предложения.

На этом этапе используются упражнения для развития умения:

             Строить высказывание в соответствии с темой;

             Отбирать языковые средства для высказывания;

             Правильно в языковом отношении оформлять высказывания.

Сюжетная картинка как средство наглядности используется на этом этапе в качестве яркого эмоционального стимула и служит источником мотива речевой деятельности. Ее специфика заключается в синтезированной подаче изучаемого материала (лексического) в сюжете изображающем ситуацию из окружающей повседневной жизни младших школьников, что делает сюжет личностно-значимым для ребенка и побуждает его к составлению высказывания (под этап один). Далее для ознакомления с лексическими единицами и оперировании ими на уровне предложения картинка разделяется на небольшие фрагменты(изготавливаются флэш - карты) с изображением отдельного персонажа из общего сюжета. Использование этих фрагментов позволяет учителю акцентировать внимание младших школьников на средство выражения – языковых и речевых (под этап два).

II Основной этап.

Главная задача научить школьников строить самостоятельное связное высказывание.

2.1. Построение самостоятельного связного микровысказывания.

2.2. построение самостоятельного связного высказыванию. На данном этапе выполняются упражнения способствующие развитию следующих умений:

             Композиционно правильно составлять высказывание в соответствие с его типом;

             Связно и последовательно излагать высказывание;

             Выражать собственное отношение к излагаемому.

С помощью фрагментов сюжетной картинки и образных схем школьники учатся составлять микровысказывания двух типов – описание и повествование в объеме 3-5 предложений. Фрагменты сюжетной картинки являются содержательной опорой микровысказыванию. Предъявляемые в не сюжета фрагмента картинки помогают сконцентрировать внимание учащихся на особенностях каждого отдельного персонажа и способствует наиболее полному его раскрытию посредством использования разных лексико-грамматических средств. Образные схемы выступают в роли алгоритма композиционно-структурной организации соответствующих типу связных высказываний(2.1). После усвоения учащимися элементарной структуры двух типов высказываний учитель организует коллективную работу по составлению связного высказывания на основе полного сюжета картинки, путем объединения микровысказываний составленных по фрагментам. Объем высказывания увеличивается до 25-30 предложений. В роли алгоритма композиционной организации выступает образная схема, соответствующая типу высказывания(под этап 2.2). содержательной опорой высказывания является сюжетная картинка.

В продолжение основного этапа осуществляется работа по постепенному расширению связного развернутого высказывания. Младшие школьники учатся применять умения связного высказывания в новых речевых ситуациях для составления самостоятельного неподготовленного высказывания. Процесс обучения связному высказыванию несет концентрический характер, т.к. принципиальная направленность обучения сохраняется при работе с каждой темой, внутри которой происходит ознакомление с новым лексическим материалом. Благодаря концентричности обучения, высказывание постепенно обогащается новыми связями и видоизменяется не только в количественном, но и в качественном отношении.

Информация о работе Использование наглядности при обучении говорению на уроках китайского языка