Использование алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования речевых грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить влияние алгоритма «введение-отработка-использование» на развитие грамматических навыков младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой сле-дующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. изучить методику использования алгоритма «введение-отработка-использование» при обучении английской грамматике;
3. разработать и апробировать задания с использованием алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования грамматических навыков младших школьников;
4. разработать методические рекомендации для учителя.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ(без титула).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

4. Выбор наиболее адекватного  методического подхода к изучению  грамматического материала для конкретного контингента обучаемых. Как уже было сказано, в настоящее время широко используются структурно-функциональный, функциональный и коммуникативный подходы в обучении грамматике. Ведущими, на наш взгляд, должны быть коммуникативный и функциональный при ныне действующих целевых установках обучения иностранным языкам. Однако они должны постоянно дополняться структурно-функциональным и системным подходами.

5. Подбор иллюстративных  примеров, наиболее полно отражающих  инвариантное значение и отличительные признаки данного грамматического явления, и их группировка для объяснения формы, значения и употребления.

6. Составление комментариев, пояснений, формулировок правил, описаний — для материала, объясняемого дедуктивно; вопросов, предполагаемых ответов учащихся, окончательных формулировок — для материала, объясняемого индуктивно или проблемным путем; выбор терминологии.

При составлении текста грамматических правил (описаний) следует  исходить из принципов функциональности и коммуникативности и учитывать ряд требований к ним. Грамматическое правило (описание) должно быть:

— функциональным, то есть в нем должны содержаться указания либо на признаки и оформители грамматического  явления, либо на способ осуществления грамматического действия (продуктивного или рецептивного);

— раскрывающим свойства и особенности грамматического явления, которые отвечают характеристикам определенного вида речевой деятельности;

— операционно-адекватным, то есть соответствовать тем операциям  и их последовательности, которые характерны для конкретного вида речевой деятельности;

— достаточным, то есть включать все релевантные (в том числе  и фонетические) признаки грамматического явления;

— достаточно наглядным; в нем должна реализоваться, прежде всего, языковая (речевая) наглядность;

— сформулированным в  виде прямых грамматических инструкций-указаний для осуществления грамматического действия;

— изложенным ясно, четко, доходчиво и понятно для конкретного  контингента обучаемых.

Место и характер правил в процессе формирования речевого грамматического навыка определяются для каждого явления с учетом функциональных и формальных трудностей его усвоения, соотнесенности с родным языком обучаемых, условий автоматизации (этап, возраст учащихся).

7. Выбор методических  приемов и упражнений для усвоения  грамматического явления.

Выбор конкретных приемов  и упражнений предопределяется следующими факторами:

— характером данной структуры;

— степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей  в родном языке;

— целевой установкой;

— наличием речевого опыта  у обучаемых;

— возрастными особенностями обучаемых;

— этапом обучения.

При составлении условно-речевых  и речевых упражнений следует  учитывать такие требования к ним:

— Установка к упражнениям  имитирует речевую задачу говорящего и направляет высказывание в нужное функциональное русло.

— Мотивированным должно быть само речевое действие и включение  в него изучаемой структуры.

— Упражнения обеспечивают многократное разнообразное повторение изучаемой формы в вариативных ситуативных условиях.

— Каждая фраза является коммуникативно ценной, сочетание реплик должно быть разнообразным и естественным.

— Содержание высказываний должно быть информативно, интересно  и значимо для обучаемых.

— Упражнения строятся на усвоенной лексике и не должны содержать дополнительных грамматических трудностей.

— Последовательность выполнения упражнений соответствует стадиям  формирования грамматических навыков.       

В комплекс грамматических упражнений для овладения конкретным явлением необходимо включать упражнения для ознакомления с ними, их тренировки и применения. По характеру эти упражнения являются языковыми, условно-речевыми и речевыми, по способу выполнения — имитационными, подстановочными и трансформационными.

8. Определение форм, объектов  контроля и выбор контролирующих  упражнений.

Формы контроля грамматических навыков могут быть устными и письменными, под руководством учителя и с помощью дисплея, традиционными и тестовыми.

Объектами контроля должны быть навыки и умения обучаемых практически пользоваться языком как средством общения. В навыках проверяется способность оперировать единицами языка (грамматикой) в речевой деятельности, то есть способность производить автоматизированные действия с грамматическим материалом. Показателем сформированности грамматических навыков выступает быстрота и безошибочность в употреблении грамматики в коммуникативно ориентированных упражнениях.

Контроль должен занимать минимальное количество времени  и охватывать максимальное количество обучаемых. С учетом этого не рекомендуется в ходе текущего контроля привлекать новые, незнакомые типы заданий. Следует использовать упражнения (задания), которые наиболее адекватно позволяют выяснить то, что конкретно интересует преподавателя на данном этапе обучения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для наибольшей эффективности работы по формированию грамматических навыков у учащихся необходимо соблюдение преподавателем последовательности методических действий, с учетом особенностей каждого этапа формирования навыков, особенностей возрастной категории учащихся и целевой направленности обучения.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  основные принципы формирования грамматических навыков: отбор и организация методического материала, методика работы над активным и пассивным грамматическими минимумами, проблема систематизации грамматических навыков и последовательность методических действий преподавателя в процессе формирования навыков.

В заключении нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  • При овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности – учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур.
  • При практических целях обучения иностранному языку в начальной школе задача обучения грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума. Коммуникативная цель обучения грамматике в начальной школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях. Необходимость ограничения языкового, в том числе и грамматического, материала обусловлена тем объективным фактором, что в условиях средней школы нет реальной возможности для овладения учащимися всем грамматическим строем данного конкретного иностранного языка в силу его обширности и трудности формирования грамматических навыков. Так как создание грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, то овладеть всеми явлениями иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения иностранному языку маловероятно. Необходимы определенные, весьма значительные ограничения в отборе грамматического материала и прежде всего тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно — в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
  • Завышение объема активно усваиваемого грамматического материала, как показывает практика, отрицательно сказывается на качестве владения им: учащиеся недостаточно прочно владеют самыми элементарными явлениями морфологии и синтаксиса. В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. В пассивный грамматический минимум включаются грамматические явления, наиболее употребительные в письменной речи и которые ученики должны понять на слух и при чтении. Совершенно очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума.
  • Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности и, следовательно, конечные результаты преподавания иностранного языка в средней школе.
  • Современное состояние теорий навыков и умений в иностранном языке позволяет выделить четыре основных этапа работы над грамматическим материалом:
  • Этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка. Целью этого этапа является создание новой ориентировочной основы для последующего формирования навыка в процессе:
  • презентации его в устной и письменной речи;
  • ознакомления со способами образования;
  • первичного выполнения действий, включающих данное явление.

Важно отметить, что ознакомление учащихся с новым грамматическим явлением имеет важное значение для правильной ориентировки в способах образования, сфере его применения и последующего правильного употребления. А необходимым условием правильной ориентировки является строгое соблюдение принципа одной трудности: все, кроме вводимого грамматического материала должно быть хорошо известно.

  • Формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи. Этот этап можно считать самым важным, так как с ним связана автоматизация грамматических действий, без которых невозможно создание навыка.
  • Включение речевых навыков в различные виды речи. На этой стадии работы формируется речевой стереотип тренируемого явления как психофизиологическая основа для создания важнейшего качества навыка – переноса речевых действий в сходные речевые ситуации.
  • Развитие речевых умений. Этот этап является переходным  к включения навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения.
  • Выстраивание системы из изученных ранее относительно изолированных грамматических форм полезно, оно выполняет важную практическую и общеобразовательную роль.
  • При формировании  грамматического навыка преподавателю, для наибольшей эффективности усвоения нового грамматического материала, следует соблюдать строгую последовательность методических действий, а также учитывать особенности изучаемых структур, этапов формирования навыков, возрастной категории учащихся и целевой направленности обучения.

 

Список литературы

  1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ -  2002 - №3. С.39–41.
  2. Воронина Г.И. Современное состояние преподавания иностранных языков в средней школе и основные направления деятельности по обновлению содержания обучения данному предмету // Иностранные языки в школе. – 1991. - №3. С-17.
  3. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. //  Иностранный язык в школе,1990. - № 6.
  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Двенадцатилетняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования (Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского) – М.: РАО, 1999.
  6. Зимняя И. А.-Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978
  7. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  8. Качалова К.Н Практическая грамматика английского языка. – М., 2006
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - //Официальные документы в образовании. 2002, №4.
  10. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. – Минск, 2000.
  11. Методическое мастерство учителя: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 18). Составители: Е.И. Пассов, Е.А. Морозова, Н.Е. Кузовлева.
  12. Миролюбов А.А. и др. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1981.
  13. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 11). Составители: Е.И. Пассов, Е.В. Голдина, Н.Е. Кузовлева.
  14. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
  15. Пассов Е. И. Кузовлев В. П.  Коростелев В. С.  Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - №6
  16. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 7). Составители: Е.И. Пассов, Е.А. Морозова.
  17. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. -  М.: Просвещение, 1991.
  18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988г.
  19. Словарь литературоведческих терминов.  - М., 2005.
  20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002.
  21. Уроки английского языка. -  СПб.: ООО ИПЦ "Каро", 2000.
  22. Формирование грамматических навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 9). Составители: Е.И. Пассов, Е.Г. Завесова.

 

Приложение  №1.

                                      Анкета для учащихся.

 

    1. Нравится ли вам английский язык?

 

    1. Что вам больше нравится на уроках: читать, писать, говорить, слушать?

 

    1. Оцените свои знания по грамматике (по 5 бальной шкале).

 

    1. Какие виды работ вам нравятся при изучении грамматики?

 

    1. Вам больше нравится работать с правилами или выполнять упражнения?
    2. Играете ли вы в грамматические игры?

 

    1. Помогает ли вам наглядный материал при изучении грамматики?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Тест на выявление  уровня сформированности грамматических навыков учащихся по теме «Степени сравнения прилагательных» на констатирующем  этапе исследования.

Выберите верный вариант.

 

1. The elephant’s ear is (bigger, smaller, longer) than the dog’s ear.

2. The dog’s tail is (longer, shorter) than the rabbit’s tail.

3. Monkeys are (the funniest, funnier, the biggest) animals.

4. The giraffe’s neck is (longer, smaller, the biggest) than the bear’s neck.

5. My teacher is (older, the oldest, younger) than me.

6. Pavlik is (the youngest, younger, older) in the family.

    7. The bear’s nose is (shorter, the biggest, longer) than the elephant’s nose.

8. The fox is (smaller, older, bigger) than the bear.

9. We are a (happy, bigger, smaller) family.

10. Masha is (the cleverest, younger, nicer) in the class.

 

 

 

Критерии оценивания:

«5»-1 ошибка

«4»-2-3 ошибки

«3»-3-4 ошибки

«2»-5 и более ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3.

 

Тест на выявление  уровня сформированности грамматических навыков-учащихся по теме «Future Indefinite» на контрольном этапе исследования.

 

  1. Запишите данные предложения в отрицательной и вопросительной формах.

1. I will play.

2. She will play.

3. They will go to school.

4. Tomorrow she will read a book.

5. Next morning they will go to the shop to buy a present.

 

  1. Запишите данные предложения в будущем времени.

1. I get up at 7 o’clock.

2. Kate usually wears a sweater.

3. Every morning she goes to school.

4. Today my parents go to the Zoo.

 

  1. Ответьте на вопросы.
    1. When will you get up tomorrow?
    2. Will you take a shower next morning?
    3. When will you go to school?
    4. Will you go for a walk or go to the theatre next Sunday?
    5. Where will you go in summer?

 

 

Критерии оценивания:

Информация о работе Использование алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования речевых грамматических навыков