Использование алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования речевых грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить влияние алгоритма «введение-отработка-использование» на развитие грамматических навыков младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой сле-дующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. изучить методику использования алгоритма «введение-отработка-использование» при обучении английской грамматике;
3. разработать и апробировать задания с использованием алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования грамматических навыков младших школьников;
4. разработать методические рекомендации для учителя.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ(без титула).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Все упражнения для усвоения пассивной грамматики полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информативные признаки синхронно с чтением текста.

Этап применения предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста при чтении и прослушивании. При обучении делается упор на способность учащихся самостоятельно вычленять в тексте различные грамматические конструкции свойственные изучаемому языку и анализировать их значение в соответствии с контекстом. Особенно эффективны упражнения на выделение в тексте многозначных грамматических явлений и грамматических омонимов, пояснение учащимися их значения и применения, предложение ими грамматических комментариев к предложениям, включающим эти явления и анализа их смысловых функций.

Также необходимы упражнения для лексикализованного овладения грамматическим материалом в процессе самостоятельной работы.[22] Данная группа упражнений ориентирована на овладение грамматикой английского языка на основе сопоставления эквивалентных грамматических явлений в родном и изучаемом языках посредством установления их сходств и различий на уровне соотносимых слов и словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, текстов. Наиболее часто здесь используются приемы анализа, буквенного и адекватного перевода, подстановки, конструирования. Выделяются две основные группы упражнений: упражнения на сегментирование грамматического целого и упражнения на отработку операций порождения речевого высказывания на иностранном языке. Учащимся может быть предложено  соотнести сегменты русского и английского предложений, установить соответствия, выделить словообразовательные элементы и соотнести части речи и члены предложения. Также выполняется анализ лексико-семантических соответствий (расхождений) на основе прямого и обратного переводов.

Для более успешного усвоения все упражнения пассивной грамматики полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информативные признаки синхронно с чтением текста.

 

 Глава 2. Использование алгоритма «введение-отработка-использование» при обучении младших школьников грамматике.

2.1 Диагностика уровня  развития грамматических навыков  младших школьников.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели исследование. Практическое исследование проводилось на базе  гимназии №69 г. Омска, в 4 А классе. Занятия проходят по учебнику «English» Верещагиной И.Н, 3 год обучения, 2 раза в неделю, учитель Терещенко Оксана Васильевна.

Тема исследования: использование алгоритма «введение-отработка-использование» при обучении младших школьников грамматике.

Цель: выявить влияние данного алгоритма «введение-отработка-использование» на развитие грамматических навыков младших школьников на уроках английского языка.

Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка в начальной школе.

Испытуемые: младшие школьники.

Вид: по времени – кратковременное; по условиям организации – естественное; конечным целям – констатирующее, формирующее, контрольное.

Содержание:

I. Констатирующий этап: анализ учебной ситуации в классе установление исходного уровня сформированности грамматических навыков младших школьников.

Методы: наблюдение за учащимися; анкетирование  учащихся, тестирование.

  1. Формирующий этап: разработка грамматических заданий и внедрение

их в учебный процесс.

  1. Контрольный этап: проверка уровня сформированности грамматических навыков младших школьников.

Методы: тестирование, статистическая обработка данных.

 

На  констатирующем этапе исследования проводилось анкетирование учащихся с целью изучения учебной ситуации в классе. (См Приложение 1) . Результаты анкетирования показали, что большинство ребят из всех аспектов деятельности на уроке предпочитают говорить и писать, любят работать с правилами, вставлять пропуски. Для  выявления степени сформированности грамматических навыков школьников проводилось  тестирование (См Приложение 2).

Результаты выполнения теста представлены на диаграмме1.

Диаграма1.Уровень развития грамматических навыков учащихся на констатирующем этапе исследования.

Данная диаграмма отражает уровень сформированности грамматических навыков учащихся на начало нашего исследования.

Данные диаграммы показывают, что только 73% учащихся справились с заданием, качество выполнения составляет 36%.

Результаты выполнения данной работы показывают, что степень развития грамматических навыков учащихся класса находится на довольно низком уровне. Таким образом, необходимо работать над повышением уровня развития грамматических навыков учащихся класса.

 

 

2.2 Внедрение алгоритма «введение-отработка-использование» 
при обучении грамматике младших школьников.

Формирующий этап исследования проходил в течение пяти недель (с 9 февраля по 13 марта 2009 года). Изучаемая грамматическая тема «Будущее простое время» (Future Indefinite). На формирующем этапе исследования нами были разработаны и апробированы задания для введения, отработки и использования будущего времени для формирования грамматических навыков по данной теме.

На этапе первичного ознакомления с грамматическим материалом нами были использованы следующие упражнения:

1.На доске записаны предложения в 2 столбика. Учитель просит ребят прочитать эти предложения и сказать по какому принципу они распределены в 2 столбика. Учитель задает наводящие вопросы:

-Какие вспомогательные  слова вам помогли увидеть,  что в одном столбике настоящее  время, в другом будущее?

-Из каких двух частей состоит эта временная форма? Назовите их.

-В каких случаях  употребляется вспомогательный  глагол shall, в каких will?

-В какой основной  форме употреблен смысловой глагол?

-Как образуется вопросительная  форма будущего времени?

-Как образуется полная и краткая отрицательные формы будущего времени?

-Для чего употребляется  будущее время?

 1 столбик.

Every day I get up at 7 o’clock.

Usually my brother takes our dog for a walk.

We often visit Granny.

Every morning they have porridge for breakfast.

Every year she goes to London to visit her relatives.

Dick usually wears jeans.

2 столбик.

Tomorrow I shall (I’ll) get up at nine o’clock.

Tomorrow I shall (I’ll) take our dog for a walk.

We shall (we’ll) visit Granny next week.

Next morning they will (they’ll) have eggs for breakfast.

Next year she will (she’ll) go to London to visit her relatives, too.

Tomorrow he will (he’ll) wear trousers.

Will you go to school tomorrow?-Yes, I shall.

Tomorrow I shall not (shan’t) go to the Zoo.

He will not (won’t) play football tomorrow.

 

2. Учащиеся записывают в тетрадь следующую таблицу.

 

+

 

?

   

-

 

I

will

 

will

I

 

I

will(shall)

 

we

(shall)

 

(shall)

we

 

we

not

 

he

     

you

 

you

   

she

 

work

 

he

work?

he

will not

work

it

will

 

will

she

 

she

   

you

     

it

 

it

   

they

     

they

 

they

   
                 
 

won't=will not

shan't=shall not

       

 

 

3.Учащиеся проговаривают  за диктором предложения в  разных формах будущего времени.

 

 

На этапе тренировки грамматического материала нами были использованы следующие задания.

1. Расставьте в конце предложений точки или знаки вопроса.

  1. I shall go to school tomorrow
  2. You will walk next day
  3. Shall I swim tomorrow
  4. Shall we meet next day
  5. Will they not play next Sunday
  6. She will write tomorrow
  7. Will he dance next Sunday

 

2. Выберите подходящую форму из нескольких данных.

Tomorrow Helen (shall/will) go to the Zoo.

Next week my parents (shall/will) go to America.

Next year my brother (shall/will) celebrate Mum’s birthday.

Tomorrow Jack (shall/will) play badminton.

Next month our family (shall/will) buy a new TV set.

 

3.Укажи номер предложения, в которых допущена ошибка в употреблении

     вспомогательного глагола, исправь ее.

1) Tomorrow I will take a cold shower ten times a day.

2) What shall you buy for your mother as a birthday present?

3) I will buy a box of sweets.

4) Nina shall go to school tomorrow.

5) We will not go to Kiev, we will go to Odessa.          

 

 

4. Запиши данные предложения в вопросительной форме.

  1. I shall go to school.
  2. They’ll go to the theatre.
  3. We shall work.
  4. You will be rich.
  5. She will work tomorrow.

 

5.Скажите чем вы будете заниматься, используя данные слова: tomorrow, in the evening, next week, next month, next year.

Учитель просит ребят, при помощи данных слов описать свои действия в будущем.

E.g.: I shall go to the swimming pool next week.

 

6. Переведите предложения на английский язык.

  1. Завтра она пойдет в школу.
  2. В следующем году они поедут в Америку.
  3. Мой брат будет играть в футбол завтра.
  4. На следующей неделе я и мои друзья пойдем в зоопарк.
  5. Завтра Анна купит новое платье.

 

 

На этапе применения изученного грамматического материала в речи ребятам были предложены следующие задания.

  1. Спросите у соседа по парте, затем он у вас, чем каждый будет заниматься завтра, на следующей неделе.

2. Расскажи, что ты будешь делать завтра утром (днем, вечером), на каникулах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Результаты проведенного исследования.

На контрольном этапе  исследования мы провели тестирование с целью выявления уровня сформированности грамматических умений учащихся по изученной теме.

Для этого учащимся было предложено задание (См Приложение 3), результаты которого отображает следующая диаграмма.

Диграмма2.Уровень развития грамматических навыков учащихся на контрольном этапе исследования.

 

Данные диаграммы показывают, что процент выполнения задания  составляет 100 %,качество выполнения 97%.

Результаты выполнения данной работы, показывают, что уровень развития грамматических навыков учащихся класса заметно повысился по сравнению с результатами выполнения первой работы.

 

 

 

 

 

На следующей диаграмме  представлены сравнительные результаты развития грамматических навыков учащихся на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Диаграмма3.Сравнительные результаты уровня развития грамматических навыков учащихся на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Данная диаграмма показывает рост отличных и хороших оценок и снижение удовлетворительных и неудовлетворительных оценок.

Результаты данной диаграммы  показывают, что на констатирующем этапе, процент выполнения задания составил 73%,качество выполнения составило 36%. На контрольном этапе процент выполнения задания составил 100%,качество выполнения составило 97%.

         Таким образом, выдвинутая нами гипотеза оказалась верной: если в процессе формирования грамматических навыков английского языка у младших школьников педагог использует алгоритм «введение-отработка-использование», то это способствует развитию  грамматических навыков учащихся.

Изучив методическую литературу по данной проблеме и проведя практическое исследование мы разработали методические рекомендации учителю по использованию алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования грамматических навыков  учащихся.

Для наибольшей эффективности работы по формированию грамматического навыка необходимо соблюдение учителем следующей последовательности методических действий:

1. Анализ нового грамматического явления с точки зрения определения связанных с ним трудностей в формообразовании, усвоении значения и функций.

2. Определение формы  организации ознакомления с новым  грамматическим материалом (индуктивно, дедуктивно).

3. Подбор опорных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказки в овладении новым материалом. Подбирать опорный материал следует с учетом типологической трудности грамматического явления (то есть учитывать его совпадение, частичное совпадение или отсутствие в родном языке учащихся), речевого опыта обучаемых, характера грамматического явления в плане его наглядной презентации.

Информация о работе Использование алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования речевых грамматических навыков