Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель данной работы – выявить влияние алгоритма «введение-отработка-использование» на развитие грамматических навыков младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой сле-дующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. изучить методику использования алгоритма «введение-отработка-использование» при обучении английской грамматике;
3. разработать и апробировать задания с использованием алгоритма «введение-отработка-использование» для формирования грамматических навыков младших школьников;
4. разработать методические рекомендации для учителя.
Все упражнения для усвоения пассивной грамматики полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информативные признаки синхронно с чтением текста.
Этап применения предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста при чтении и прослушивании. При обучении делается упор на способность учащихся самостоятельно вычленять в тексте различные грамматические конструкции свойственные изучаемому языку и анализировать их значение в соответствии с контекстом. Особенно эффективны упражнения на выделение в тексте многозначных грамматических явлений и грамматических омонимов, пояснение учащимися их значения и применения, предложение ими грамматических комментариев к предложениям, включающим эти явления и анализа их смысловых функций.
Также необходимы упражнения для лексикализованного овладения грамматическим материалом в процессе самостоятельной работы.[22] Данная группа упражнений ориентирована на овладение грамматикой английского языка на основе сопоставления эквивалентных грамматических явлений в родном и изучаемом языках посредством установления их сходств и различий на уровне соотносимых слов и словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, текстов. Наиболее часто здесь используются приемы анализа, буквенного и адекватного перевода, подстановки, конструирования. Выделяются две основные группы упражнений: упражнения на сегментирование грамматического целого и упражнения на отработку операций порождения речевого высказывания на иностранном языке. Учащимся может быть предложено соотнести сегменты русского и английского предложений, установить соответствия, выделить словообразовательные элементы и соотнести части речи и члены предложения. Также выполняется анализ лексико-семантических соответствий (расхождений) на основе прямого и обратного переводов.
Для более успешного усвоения все упражнения пассивной грамматики полагается проводить в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информативные признаки синхронно с чтением текста.
Глава 2. Использование алгоритма
«введение-отработка-
2.1 Диагностика уровня
развития грамматических
Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели исследование. Практическое исследование проводилось на базе гимназии №69 г. Омска, в 4 А классе. Занятия проходят по учебнику «English» Верещагиной И.Н, 3 год обучения, 2 раза в неделю, учитель Терещенко Оксана Васильевна.
Тема исследования: использование алгоритма «введение-отработка-
Цель: выявить влияние данного алгоритма «введение-отработка-
Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка в начальной школе.
Испытуемые: младшие школьники.
Вид: по времени – кратковременное; по условиям организации – естественное; конечным целям – констатирующее, формирующее, контрольное.
Содержание:
I. Констатирующий этап: анализ учебной ситуации в классе установление исходного уровня сформированности грамматических навыков младших школьников.
Методы: наблюдение за учащимися; анкетирование учащихся, тестирование.
их в учебный процесс.
Методы: тестирование, статистическая обработка данных.
На констатирующем этапе исследования проводилось анкетирование учащихся с целью изучения учебной ситуации в классе. (См Приложение 1) . Результаты анкетирования показали, что большинство ребят из всех аспектов деятельности на уроке предпочитают говорить и писать, любят работать с правилами, вставлять пропуски. Для выявления степени сформированности грамматических навыков школьников проводилось тестирование (См Приложение 2).
Результаты выполнения теста представлены на диаграмме1.
Диаграма1.Уровень развития грамматических навыков учащихся на констатирующем этапе исследования.
Данная диаграмма отражает уровень сформированности грамматических навыков учащихся на начало нашего исследования.
Данные диаграммы показывают, что только 73% учащихся справились с заданием, качество выполнения составляет 36%.
Результаты выполнения данной работы показывают, что степень развития грамматических навыков учащихся класса находится на довольно низком уровне. Таким образом, необходимо работать над повышением уровня развития грамматических навыков учащихся класса.
2.2 Внедрение алгоритма «введение-отработка-
при обучении грамматике младших школьников.
Формирующий этап исследования проходил в течение пяти недель (с 9 февраля по 13 марта 2009 года). Изучаемая грамматическая тема «Будущее простое время» (Future Indefinite). На формирующем этапе исследования нами были разработаны и апробированы задания для введения, отработки и использования будущего времени для формирования грамматических навыков по данной теме.
На этапе первичного ознакомления с грамматическим материалом нами были использованы следующие упражнения:
1.На доске записаны предложения в 2 столбика. Учитель просит ребят прочитать эти предложения и сказать по какому принципу они распределены в 2 столбика. Учитель задает наводящие вопросы:
-Какие вспомогательные
слова вам помогли увидеть,
что в одном столбике
-Из каких двух частей состоит эта временная форма? Назовите их.
-В каких случаях употребляется вспомогательный глагол shall, в каких will?
-В какой основной
форме употреблен смысловой
-Как образуется
-Как образуется полная и краткая отрицательные формы будущего времени?
-Для чего употребляется будущее время?
1 столбик.
Every day I get up at 7 o’clock.
Usually my brother takes our dog for a walk.
We often visit Granny.
Every morning they have porridge for breakfast.
Every year she goes to London to visit her relatives.
Dick usually wears jeans.
2 столбик.
Tomorrow I shall (I’ll) get up at nine o’clock.
Tomorrow I shall (I’ll) take our dog for a walk.
We shall (we’ll) visit Granny next week.
Next morning they will (they’ll) have eggs for breakfast.
Next year she will (she’ll) go to London to visit her relatives, too.
Tomorrow he will (he’ll) wear trousers.
Will you go to school tomorrow?-Yes, I shall.
Tomorrow I shall not (shan’t) go to the Zoo.
He will not (won’t) play football tomorrow.
2. Учащиеся записывают в тетрадь следующую таблицу.
+ |
? |
- |
||||||
I |
will |
will |
I |
I |
will(shall) |
|||
we |
(shall) |
(shall) |
we |
we |
not |
|||
he |
you |
you |
||||||
she |
work |
he |
work? |
he |
will not |
work | ||
it |
will |
will |
she |
she |
||||
you |
it |
it |
||||||
they |
they |
they |
||||||
won't=will not |
shan't=shall not |
3.Учащиеся проговаривают за диктором предложения в разных формах будущего времени.
На этапе тренировки грамматического материала нами были использованы следующие задания.
1. Расставьте в конце предложений точки или знаки вопроса.
2. Выберите подходящую форму из нескольких данных.
Tomorrow Helen (shall/will) go to the Zoo.
Next week my parents (shall/will) go to America.
Next year my brother (shall/will) celebrate Mum’s birthday.
Tomorrow Jack (shall/will) play badminton.
Next month our family (shall/will) buy a new TV set.
3.Укажи номер предложения, в которых допущена ошибка в употреблении
вспомогательного глагола, исправь ее.
1) Tomorrow I will take a cold shower ten times a day.
2) What shall you buy for your mother as a birthday present?
3) I will buy a box of sweets.
4) Nina shall go to school tomorrow.
5) We will not go to Kiev, we will go to Odessa.
4. Запиши данные предложения в вопросительной форме.
5.Скажите чем вы будете заниматься, используя данные слова: tomorrow, in the evening, next week, next month, next year.
Учитель просит ребят, при помощи данных слов описать свои действия в будущем.
E.g.: I shall go to the swimming pool next week.
6. Переведите предложения на английский язык.
На этапе применения изученного грамматического материала в речи ребятам были предложены следующие задания.
2. Расскажи, что ты будешь делать завтра утром (днем, вечером), на каникулах.
2.3.Результаты проведенного исследования.
На контрольном этапе исследования мы провели тестирование с целью выявления уровня сформированности грамматических умений учащихся по изученной теме.
Для этого учащимся было предложено задание (См Приложение 3), результаты которого отображает следующая диаграмма.
Диграмма2.Уровень развития грамматических навыков учащихся на контрольном этапе исследования.
Данные диаграммы показывают, что процент выполнения задания составляет 100 %,качество выполнения 97%.
Результаты выполнения данной работы, показывают, что уровень развития грамматических навыков учащихся класса заметно повысился по сравнению с результатами выполнения первой работы.
На следующей диаграмме представлены сравнительные результаты развития грамматических навыков учащихся на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Диаграмма3.Сравнительные резул
Данная диаграмма показывает рост отличных и хороших оценок и снижение удовлетворительных и неудовлетворительных оценок.
Результаты данной диаграммы показывают, что на констатирующем этапе, процент выполнения задания составил 73%,качество выполнения составило 36%. На контрольном этапе процент выполнения задания составил 100%,качество выполнения составило 97%.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
оказалась верной: если в процессе формирования
грамматических навыков английского языка
у младших школьников педагог использует
алгоритм «введение-отработка-
Изучив методическую
литературу по данной проблеме и проведя практическое исследование мы разработали
методические рекомендации учителю по
использованию алгоритма «введение-отработка-
Для наибольшей эффективности работы по формированию грамматического навыка необходимо соблюдение учителем следующей последовательности методических действий:
1. Анализ нового грамматического явления с точки зрения определения связанных с ним трудностей в формообразовании, усвоении значения и функций.
2. Определение формы
организации ознакомления с
3. Подбор опорных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказки в овладении новым материалом. Подбирать опорный материал следует с учетом типологической трудности грамматического явления (то есть учитывать его совпадение, частичное совпадение или отсутствие в родном языке учащихся), речевого опыта обучаемых, характера грамматического явления в плане его наглядной презентации.