Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:38, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение особенностей употребления гендерно-корректного языка.
Исходя из цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие гендера.
2.Выделить лингвистический аспект в изучении гендера.
3.Проследить историю развития феминистской лингвистики.
4.Проанализировать влияние феминистской лингвистики на появление понятия «гендерно-корректный язык».
5.Изучить различные подходы к изучению гендерно-корректного языка.
6.Привести конкретные примеры публицистических «корректных» и «некорректных» текстов в американском английском с их последующим анализом.
Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА . 5
1.1. Гендер как объект исследования . . . . . . 5
1.1.1. Определение понятия «гендер» . . . . . . 5
1.1.2. Лингвистическая гендерология . . . . . 9
1.2. Лингвистический сексизм . . . . . . . 14
1.2.1. Феминистская лингвистика . . . . . . 14
1.2.2. Гендерно-корректный язык . . . . . 17
1.2.3. Критика гендерно-корректного языка . . . . 20
Выводы по первой главе . . . . . . . . 23
Глава II. Гендерно-корректный язык на примере американских рекламных плакатов . . . . . . . . . . 25 2.1. Сравнительно-исторический анализ рекламных плакатов . . 25 2.2. Анализ современных американских рекламных плакатов . . 31
2.3. Социолингвистический анализ опроса . . . . . 33
Выводы по второй главе . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . 00
Список использованной литературы . . . . . . 00
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра
теории и практики английского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
Гендерно-корректный язык
(на
материале американских
рекламных текстов)
Выполнила:
студентка группы ЛМА-404
Микрюкова Ольга Владимировна
Научный руководитель:
канд. филол. наук,
Заболотнева
Оксана Леонидовна
Челябинск – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . 3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА . 5
1.1. Гендер как объект исследования . . . . . . 5
1.1.1. Определение понятия «гендер» . . . . . . 5
1.1.2. Лингвистическая гендерология . . . . . 9
1.2. Лингвистический сексизм . . . . . . . 14
1.2.1. Феминистская лингвистика . . . . . . 14
1.2.2. Гендерно-корректный язык . . . . . 17
1.2.3. Критика гендерно-корректного языка . . . . 20
Выводы по первой главе . . . . . . . . 23
Глава II. Гендерно-корректный язык на примере американских рекламных плакатов . . . . . . . . . . 25 2.1. Сравнительно-исторический анализ рекламных плакатов . . 25 2.2. Анализ современных американских рекламных плакатов . . 31
2.3. Социолингвистический анализ опроса . . . . . 33
Выводы по второй главе . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . 00
Список
использованной литературы
. .
. .
. . 00
ВВЕДЕНИЕ
Современные
направления в лингвистике
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в сегодняшнем мировом обществе, все более и более подвергающемся принципам глобализации, неоспоримо важным становится подчеркнуть равенство всех людей, не зависимо от их расы, религии или гендера (то есть социального проявления пола). Зачастую в языках существуют конструкции, которые заведомо детерминируют неравноправное положение различных слоев общества, и чаще всего это касается гендера. Последствием этого является чувство неполноценности и ущемленности индивидов, что необходимо устранить.
Объектом настоящего исследования послужил гендерно-корректный язык.
Предметом исследования является гендерно-корректный язык в американских рекламных текстах.
Целью нашей работы является рассмотрение особенностей употребления гендерно-корректного языка.
Исходя из цели, нам необходимо решить следующие задачи:
Теоретической базой для нашей работы послужили труды таких российских и зарубежных ученых как А.В. Кирилина, Л.П. Репина, О.Л. Каменская, М.А. Кронгауз, Р. Лакофф, С. Гал и других.
Методы исследования. В процессе исследования нами были использованы такие лингвистические методы как описательный, диалектографический и сопоставительный анализы, оппозитивный метод, анализ и сопоставление словарных дефиниций, контекстуальный анализ. При изучении эволюции проблемы гендерно-корректного языка был применен сравнительно-исторический метод.
Материалом для практической части исследования послужили американские рекламные плакаты, начиная с 20-х годов ХХ века и заканчивая современными рекламными баннерами, размещенными в сети интернет. (…)
Наша
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы. Первая
глава содержит два основных раздела.
Первый «Гендер как объект исследования»
посвящен общей теоретической информации
о различных подходах к исследованию гендера,
а также выведен необходимый для исследования
лингвистический аспект. Второй раздел
«Лингвистический сексизм» акцентирует
наше внимание на такой особенности языка,
как антропоцентризм и на путях его преодоления.
Вторая глава «Гендерно-корректный язык
на примере американских рекламных текстов»
представляет собой практическую часть
нашего исследования, где мы подтверждаем
тезисы, выдвинутые в теоретических главах.
В заключении подводится итог проделанной
работе, сформулированы основные выводы.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА
Многомерное,
развивающееся, по-разному толкуемое
многочисленными
1.1.1. Определение понятия «гендер»
Различие между двумя терминами "sex" (биологический пол) и "gender" (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони (Money). Первичным, наиболее абстрактным, и до сих пор признаваемым исследователями определением гендера является определение, принадлежащее Энн Оукли: ( "Пол, гендер и общество", 1972) [Цит. по: Nancy Tuana, 1990, p. 77]:
"Пол" (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. "Гендер"(gender) между тем есть предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на "маскулинное" и "фемининное"...постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера".
Т. де Лорети сделала небольшой экскурс в словарях различных стран по значениям категории "гендер". Так, в Американском словаре наследия английского языка (American Hieritage Dictionary of English Language) слово "гендер" определено в первую очередь как классификационный термин, в том числе и как морфологическая характеристика (грамматический род). Другое значение слова gender в этом словаре - "классификация пола; пол". В романских языках никакой близости между грамматикой и полом нет. Испанское genero, итальянское genеrе и французское genre не имеют никакой связи с обозначением рода (пола) человека. Вместо этого применяется другое слово - sex (пол). И, вероятно, поэтому слово genre, адаптированное с французского, используется для классификации художественных и литературных произведений (жанр). Любопытно, что английский язык (где нет ни мужского, ни женского рода) принял gender как категорию, ссылающуюся на пол [Lauretis Т. de, 1987, p. 422].
В том же американском словаре можно обнаружить еще одно значение gender - представление. Термин "гендер" понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова "род" в русском языке). Другими словами, гендер конструирует отношения между одним объектом (или существом) и другими, ранее уже обозначенными классом (группой); это отношение принадлежности [A Glossary of Feminist Theory, 2000, p. 102].
«Гендер – комплекс соглашений, регулирующий биологический пол как предмет общественной деятельности» [Gayle, 1975, p. 187].
Термин "гендер" был подходяще введен в научный дискурс, так как был способен подорвать веками устоявшиеся представления о механизмах воспроизводства полового неравенства, о механизмах реализации власти, о поло-ролевой структуре общества, главными чертами которого являлись патриархальность и гетеросексуальность. Уже грамматическое понятие гендера указывает на историчность, контекстуальность и конвенциональность его значения. Одно и то же понятие в разных языках может быть разного рода. Возьмём примеры из немецкого языка и сравним их с русским языком: der Vogel - птица;der Kamm - расческа; der Rasenmaeher - газонокосилка; die Schere - ножницы; der Winter - зима. Одно и то же имя в разные эпохи может быть разного рода (Инна, Римма когда-то были римскими мужскими именами). Одно и то же понятие в зависимости от контекста можно отнести к разным грамматическим родам. Например, можно сказать, что этот мужчина (он, мужской грамматический пол) - творение бога ("творение" вне контекста - среднего рода) и умница (вне контекста это слово женского рода). Кроме того, языковая норма может позволять употребление одного и того же слова в разных родах, как, например, слова "кофе" [Введение в гендерные исследования, 2001, c. 708; Теория и методология гендерных исследований, 2001, c. 416].
«Гендер. Термин, введенный феминистками с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различиях «пола», то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций, понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения» [Hornsby, 1995, p. 305].
«Если пол имеет отношение к физическим телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)» [Гидденс, 1999, c. 153].
Еще одно определение гендера было предложено Скоттом в его работе «Гендер: значимая категория исторического анализа», где впервые затрагивается такое социокультурное явление, как отношение к власти. «Гендер – элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, и основный путь обозначения отношений власти» [Scott, 1986, p. 1067].
Гендер – «концепт альтернативный понятию «пол/секс», был призван подчеркнуть социальный характер неравенства между полами и исключить биологический детерминизм, имплицитно, присутствующий в понятии «пол/секс». В отличие от «пола/секса» гендерный статус и соответственно, гендерная иерархия и гендерно-дифференцированные модели поведения не детерминируются однозначно природой, а задаются всей сложившейся в обществе системой отношений, в которую попадает только что родившейся ребенок» [Репина, 1997, с. 44].
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии [Теория и методология гендерных исследований, 2001, c.438].