Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению

Автор: a*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ………………………………………6
Психолого-педагогические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ……...………………………..……6
Лингвометодические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению.
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению …… …… …………………32
2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения…………… ………….32
2.2. Система упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе написания сжатого изложения…………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Библиография……………………………………………………………50
Приложение……………………………………………………………...53

Работа содержит 1 файл

Мря курсовая.docx

— 52.96 Кб (Скачать)
align="justify">      Проверка  изложения дает учителю богатый  материал для размышлений. Что удалось  ученикам и что вызвало затруднения? Почему? Над чем следует поработать еще? Насколько оказалась оправданной  избранная учителем система подготовки к изложению. Какие коррективы следует  внести в дальнейшее обучение? После  проверки и оценки работ готовятся  материалы для анализа изложений  и совершенствования написанного. Урок анализа изложений (как и  сочинений) в школьной практике считается  одним из самых сложных.

      Урок  анализа изложения призван решать три основные задачи:

      1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;

      2. Формировать умение совершенствовать написанное (улучшать свой текст);

      3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.

      Урок  разбора включает в себя следующие  компоненты:

      1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание нового текста).

      2. Общая характеристика работ, их оценка в целом

      3. Анализ содержания и речевого оформления работ в соответствии с задачей изложений.

      4. Анализ одного - двух изложении (изложения зачитываются полностью).

      5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из ученических изложений или специально составленных текстов.

      6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию своих изложений.

      7. Индивидуальные задания на дом (закончить работы по совершенствованию изложения, отредактировать указанный текст, провести работу над грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками).

      Важно отметить, что для письменного  пересказа учащимся предлагается один текст, а итогом урока должны стать  собственные тексты детей. Для достижения этой цели необходимо уменьшить работу над словами и оборотами, которые  использует автор. Следует обратить внимание на то, что скрывается за этими  словами, какие эмоции, чувства, отношения. Поняв это, ученик сможет «пропустить» эти переживания через себя и  подобрать собственные слова. «Понимать  надо не речь, а действительность» (10,92).

      В противном случае учитель получает одинаковые тексты, в которых возможно меньше ошибок, грамотно построены  предложения и т.п. Но можно ли быть уверенным, что на этом уроке  шёл процесс развития речи? В.Л.Кошкаров пишет: «Буквальное воспроизведение учащимися предложенного текста достаточно бессмысленно хотя бы потому, что не даёт учителю понять: как ребёнок понял текст, как он может излагать понятое, какова степень его речевого развития на репродуктивном уровне» (15, 98).

      Также хочется обратить внимание на этап орфографической подготовки. Написание  изложения – это процесс творческий, который требует сосредоточения. В момент этой работы ребёнок должен думать только о том, как изложить на бумаге свои мысли и чувства  по поводу услышанного или прочитанного. В этот момент он учится переводить внутреннюю речь во внешнюю. Ничто не должно при этом мешать – идёт процесс развития речи. 
 

    Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ компрессии текста. По нашему мнению, при сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

    При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.

    Итак, главная дидактическая задача сжатого  изложения − научить кратко, в  обобщенной форме передавать воспринятую  информацию. 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению 

2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения

Информация о работе Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению