Автор: a*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ………………………………………6
Психолого-педагогические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ……...………………………..……6
Лингвометодические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению.
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению …… …… …………………32
2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения…………… ………….32
2.2. Система упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе написания сжатого изложения…………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Библиография……………………………………………………………50
Приложение……………………………………………………………...53
Министерство образования и науки Российской Федерации
Армавирская Государственная Педагогическая Академия
Психолого-педагогический факультет
Кафедра
Курсовая работа по методике русского языка:
Формирование
точности и лаконичности
связной речи младших
школьников в процессе
обучения сжатому
изложению
Работа выполнена
студенткой 4 курса
группы П-Нач-4-1
Паниной А.В.
Научный
руководитель:
Армавир,
2010
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ………………………………………6
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению …… …… …………………32
2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения…………… ………….32
2.2. Система упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе написания сжатого изложения…………………………41
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
Значение работы по развитию «дара слова» для жизни, развития умственных и творческих способностей детей, решения задач воспитательного характера всегда осознавалось методистами и учителями.
В современной методике обучения русскому языку все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь − показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.
В рамках школьного образования в процессе формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное, основное важную роль играет работа над сжатым изложением текста.
В методике начального обучения русскому языку упражнение в сжатом изложении появляется в связи с разработкой проблемы понимания учебного материала школьниками с середины XIX века.
Вычленение главного, основного содержания, по мнению методистов, могло быть осуществлено двумя способами: исключением несущественного, второстепенного и обобщением частного в общее. Первый способ разрабатывался Н.Ф. Бунаковым, В.П. Шереметевским, В.Г. Зимницким, второй − И.И. Срезневским, Д.И. Тихомировым.
Следующий этап в методике обучения сжатому изложению текста связан с обучением младших школьников составлению плана пересказа (В.А. Добромыслов, П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова, С.П. Редозубов).
В 50−80-е годы в области развития речи младших школьников проводились значительные научные исследования и обобщения опыта передовых учителей, которые получили отражение в книгах и статьях М.Т. Баранова, В.Г. Горецкого, Л.В. Занкова, В.А. Кустаревой, Т.А. Ладыженской, А.И. Липкиной, М.Р. Львова и др. В них охвачен широкий круг вопросов развития речи школьников, намечены или разработаны многие приемы и виды работ по развитию связной письменной речи. Результатом данных исследований стало выделение развития связной речи в качестве важнейшего принципа обучения русскому языку в начальной школе.
В 90-е годы выходят в свет различные авторские программы по развитию связной речи младших школьников (авторы: Л.Ф. Климанова, Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова, Г.С. Щеголева, Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская, М.Р. Львов, Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова и др.).
Все
эти программы имеют ярко выраженную
коммуникативную
Объектом работы является процесс формирования и развития точности и лаконичность связной речи при обучении сжатому изложению.
Предмет − методическая система формирования точной и лаконичной связной речи в процессе обучения сжатому изложению.
Цель – разработать систему упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению.
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению
Прежде чем говорить о развитии речи, необходимо определить термин «речь» и понять механизм порождения речи. М.Р.Львов даёт такое определение речи: «Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности» (20, 173).
Речь
людей в зависимости от различных
условий приобретает
Речь устная – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. В устной речи большую роль играет интонация, а также используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.
Эти отличия
имеют ряд психологических
Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт («-такт») или желание, требование («-манд»), то пищущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.
Существует коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом совершенно различного происхождения обоих видов речи.
Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым и лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.
Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру. Она появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях ее формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.
Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.
В научной литературе принято выделять три подхода к построению модели порождения речи: психологический (И.А. Зимняя), лингвистический (Т.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, С.Д. Кацнельсон), психолингвистический (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина). Наиболее разработанной и обладающей универсальной объяснительной силой, на наш взгляд, является модель порождения высказывания, предложенная А.А. Леонтьевым, поскольку речевое высказывание он рассматривает как особый вид деятельности с собственной целью и психологической структурой. Разработанная психолингвистами модель порождения речевых высказываний включает в себя следующие этапы: а) этап мотивации высказывания; б) этап замысла; в) этап осуществления замысла (реализация плана); г) сопоставление реализации замысла с самим замыслом. Данные этапы соответствуют структуре любого интеллектуального акта [2]
Важное место в разработке теории связной, в том числе и письменной, речи принадлежит Н.И. Жинкину, впервые поднявшему вопрос о системе механизмов речи. Он характеризует письменную речь как сложную аналитико-синтетическую деятельность, в которую входят механизмы отбора слов, упреждения и критики текста.
Наиболее
полно и всесторонне