Автор: a*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ………………………………………6
Психолого-педагогические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ……...………………………..……6
Лингвометодические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению.
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению …… …… …………………32
2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения…………… ………….32
2.2. Система упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе написания сжатого изложения…………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Библиография……………………………………………………………50
Приложение……………………………………………………………...53
Таким
образом, механизм порождения связной
письменной речи достаточно сложен и
требует от пишущего и читающего
комплекса речевых умений и навыков.
Механизмы письменной речи формируются
не сразу, а постепенно, поэтапно. Они
складываются и совершенствуются только
в процессе целенаправленного воздействия
в ходе обучения.
Уровни работы по развитию речи учащихся
Работа по развитию речи осуществляется на 4 основных уровнях:
Произносительный уровень. Предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями – фонетическими и фразовыми, над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Кроме того, многим детям необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности, застенчивости. Целесообразно разделить работу на данном уровне на три направления: техника речи, орфоэпия, интонации.
Лексический уровень (
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная. Школьники любят словарные игры: кроссворды, ребусы, шарады, а так же игровой характер принимают поисковые задачи, например, исследование происхождения фамилий. Словарную работу следует строить не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз а свободной речи, без задания учителя.
(упражнения)????????????
Грамматический уровень. Здесь на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Ребенку необходимо уметь быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте. В речевой деятельности словосочетание создает последовательность связей слов внутри предложения. А уже из предложений, как из кирпичиков дом, строится наша речь.
УПРАЖНЕНИЯ??????
Уровень текста. Это высший уровень развития речи. Львов подчеркивает, что «текст должен обладать единством темы и замысла, относительной завершенностью, определенной внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними»[1]
Т.М. Николаева считает, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора.
Таким образом, можно выделить существенные признаки текста, которые признаются большинством исследователей, а именно: членимость, смысловая цельность и структурная связность.
Понятия «тип речи» и «стиль речи» являются не менее важными в методике развития связной речи. На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности. Под типами речи понимается фрагмент текста, характеризующийся определенным типовым значением. Среди типов речи выделяют: описание, повествование, рассуждение, фрагменты со значением субъективной оценки.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие: 1) общение, 2) сообщение и 3) воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилям. В соответствии с названными выше функциями языка выделяются следующие стили: разговорный (функция общения), научный и официально-деловой (функция сообщения), публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).
Развивая речь учащихся, школа ориентируется на совершенно ясные, четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных ученических высказываний. В случае сжатых изложений первостепенными являются точность и лаконичность речи.
Анализ
соответствующей
В работе также выявлены лингвистические условия и средства, способствующие созданию точной речи (Б.Н. Головин). Лингвистические условия, способствующие созданию точной речи: 1) знание предмета речи; 2) знание языковой системы; 3) прочные речевые навыки, которые позволят говорящему незатрудненно соотносить знание предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Лингвистические средства точного словоупотребления: 1) знание системы лексических значений; 2) умение автора избежать речевой неточности; 3) знание и четкое разграничение полисемии; 4) четкое разграничение омонимов; 5) разграничение в словоупотреблении паронимов; 6) знание значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных и т.п.).
Нарушения точности речи наблюдаются главным образом в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Кроме того, причина часто кроется в несовершенстве механизма порождения речи (механизма выбора слова и установления его сочетаемости с другими словами). При этом наиболее типичными являются следующие ошибки:
- употребление слов в несвойственном им значении;
- неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность восприятия;
- смешение паронимов, омонимов;
- неразличение синонимов.
Именно поэтому для создания точности речи необходимо знание лексической системы языка, в которую входят многозначность, синонимия, омонимия, паронимия, антонимия.
Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного внутритекстового дублирования.
Нарушение лаконичности речи ведет к многословию. Вслед за известными учеными (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб) среди ошибок, связанных с многословием, мы выделяем несколько видов: 1) плеоназм; 2) использование лишних слов; 3) тавтология; 4) «расщепление сказуемого»; 5) «слова-паразиты».
Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".
Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку.
Пример: Ученики
приняли решение произвести уборку
школьного двора. Может быть, в
официально-деловом стиле
Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
1.3. Изложение как вид письменных творческих работ.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
При этом под пересказом В. И. Яковлева понимает "вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка - памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил" (46, 50).
Под изложением М. Р. Львов понимает "вид письменных упражнений в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста»" (20, 68).
Морозова И. Д. определяет изложение как "одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения" (23, 17).
Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.
М.
Р. Львов особенно подчеркивает роль
изложения как "упражнения, приобщающего
детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные
тексты, написанные выдающимися мастерами
слова и затем письменно
Одна из важнейших идей теории Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития ребёнка гласит: то, что сегодня ребёнок делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. По мнению М.С.Соловейчик «текст, который мы предлагаем ученику для письменного пересказа, - это своеобразная «помощь взрослого» в сложном деле обучения построению высказываний, помощь в накоплении речевого опыта» (32, 26).