Автор: a*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ………………………………………6
Психолого-педагогические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению ……...………………………..……6
Лингвометодические основы формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению.
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть формирования точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению …… …… …………………32
2.1. Выявление уровня развития связной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения…………… ………….32
2.2. Система упражнений, направленных на формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе написания сжатого изложения…………………………41
Заключение………………………………………………………………48
Библиография……………………………………………………………50
Приложение……………………………………………………………...53
Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если будут выполняться следующие условия.
Текст по содержанию, по способам формулирования мыслей будет доступен учащимся и сможет повести их за собой только в том случае, если он будет содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся. В связи с этим Львов М. Р. определяет требования к текстам, выбираемых для письменных изложений (18, с.99):
1.
Тексты следует выбирать
2.
Тексты должны быть более
3. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
Виды изложений
В методике существует несколько классификаций изложений (М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, И.Д.Морозова, Д.А.Хаустова) по различным основаниям. Результаты анализа этих классификаций можно представить в таблице 1:
Таб.1
Основание классификации | Виды изложений |
По цели проведения |
|
По характеру текстового материала |
|
По способу содержания |
|
По способу передачи исходного текста |
|
По характеру содержания |
|
По объёму текста |
|
Изложения с использованием наглядных пособий | |
По способу восприятия текста |
|
По стилю речи |
|
Изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке на ряду с содержанием глубоко анализируется и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.
Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.
Выделение
в особую группу изложения с элементами
сочинения или изложения с
творческими заданиями
Разные способы восприятия исходного текста (слушания, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста.
В начальных классах
По
М. Р. Львову "самый простой вид
изложения - подробное, близкое к
тексту, изложение (по вопросам или
по плану) небольшого рассказа или отрывка,
имеющего сюжет" (18, 99). Однако этот вид
изложения используется в школе
чаще других не только потому, что он
проще, но и благодаря своим
В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Все это развивает детей умственно.
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, точно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым. По мнению М.Р. Львова "сжатый пересказ - необходимая ступень развития связной речи" (18, 369).
Яковлева В. И. пишет, что "подготовка к сжатой передаче содержания очень дисциплинирует мышление учащихся и приучает их к содержательной точной речи" (46, 53).
При работе над выборочным изложением от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.
Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т. Б. Кармановой, "связующее звено между изложением и сочинением" (13, 29).
Существует еще один вид изложения - творческие изложения. Яковлева В. И. считает, что творческие изложения способны "вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается" (46,52).
Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М. Р. Львова "творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими" (18, 108). Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Дополнять текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано.
Каждому
виду изложений принадлежит особое
место в общей системе работы
по формированию коммуникативных умений.
Рассматриваемые виды изложений
по-разному развивают
!!!!!!! Методика работы над сжатым изложением
Изложение
с точки зрения речевой деятельности
два взаимосвязанных и
Работа над изложением ведётся на двух уроках. Первый урок отводится для восприятия и воспроизведения текста. Методисты выделяют следующие этапы.
1. Вступительная беседа.
Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста.
Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей.
2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как: чтение текста учителем, чтение текста про себя, параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:
характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?»).
3. Беседа по содержанию текста.
Задача беседы – помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему, основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения
4. Анализ структуры текста.
Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство.
5. Составление плана.
Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
6. Устный пересказ текста.
Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
Анализ
текста при подготовке к изложению
выполняет двойную функцию. Прежде
всего, он учит детей вслушиваться в
текст, вдумываться в детали его
организации, устанавливать связь
между отбором сведений, средств
языка и передаваемой мыслью, иначе
говоря, учит сознательно воспринимать
высказывание. Но вместе с тем проведенный
анализ - это база для того, чтобы
путем сознательного
Анализ
текста для изложения обычно складывается
из следующих компонентов:
а) беседы по содержанию, цель которой
- проверить, понят ли текст в целом, его
тема, мысль, задача автора;
б) анализ структуры текста с выявлением
микротем, выделением частей, выяснением
особенностей содержания каждой из них,
составлением плана или обдумыванием
предложенного;
в) языкового анализа, включающего наблюдение
над использованием ярких, точных слов,
форм слов, синтаксических конструкций;
предупреждение различных речевых недочетов;
г) орфографической подготовки.
7. Орфографическая подготовка.
8. Написание изложения.
Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки. Все изложения носят обучающий характер. Это необходимо помнить и при проверке ученических работ.
При
оценке содержания подробного изложения
учитывается, насколько полно раскрыта
тема и основная мысль исходного
текста, нет ли отступлений от содержания
и композиции авторского текста. При
проверке выборочного изложения
полнота раскрытия темы и основной
мысли должна рассматриваться не
в сопоставлении: исходный текст - изложение,
а с позиции полноты отбора
на заданную тему и наиболее целесообразного
его объединения в новый текст.
При оценке содержания сжатого изложения
следует исходить из того, насколько
точно, полно ученик сумел выбрать
из текста главное и воспроизвести
отобранное в нужной последовательности,
используя языковые средства обобщенной
передачи информации. Оценивая изложения
с творческим заданием необходимо учитывать,
как справился ученик с созданием микротекста
данного типа.