Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком, учащимися разного возраста и уровня образования. Согласно программе по иностранному языку в области формирования речевых лексических навыков перед учителем ставится задачи добиться полного совершенствования школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на уроках английского языка в школе.
Введение…………………………………………………………………..…… 3
Глава 1 ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ………………………………………..…………………………………. 6
1.1 Психологическая характеристика основных типов владения языком.... 6
1.2 Психолингвистическая характеристика лексических навыков 8
1.3 Критерии отбора лексики и ее типология……………………. 12
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………..… 15
2.1. Методы и этапы формирования речевых лексических навыков .....…. 15
2.2 Экспериментальная деятельность по формированию речевых
лексических навыков на уроках иностранного языка……………….... 26
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список используемых источников………………………………………..... 34
Таким образом, последовательность работы такова: слово – словосочетание – предложение – речь.
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняют владение связями слова и образование на их основе словосочетаний.
Несмотря на то, что подготовительные упражнения являются тренировочными, Н.Д.Гальскова справедливо замечает, что «они должны характеризоваться наличием мыслительной задачи, которая не является атрибутом только речевых упражнений»
Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:
На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают:
Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:
Следует отметить, что использование иллюстрированных в процессе автоматизации речевых лексических навыков зависит от цели, возраста учащихся, стадии работы, характера наглядности. На завершающей стадии автоматизации им вообще не место.
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез замечают, что каждый тип подготовительных упражнений для формирования речевых лексических навыков «обладает определенной спецификой и предназначен для решения одной ведущей задачи». Согласно задачам они выделяют следующие подготовительные упражнения:
Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:
Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая подсистема. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп - для обучения подготовленной (с позиции преподавателя - управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.
При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своем он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.
Упражнения в автоматизации должны быть устными.
3. Варьирующий ситуативный этап - этап создания динамических лексических речевых связей, то есть обучение новокомбинированию знакомых лексических элементов в различных контекстах в определенных переделах.
Это совершенствование происходит на последующих этапах работы над речевым материалом.
Прежде всего, на дотекстовом этапе, когда формируются грамматические навыки и упражнения насыщаются усвоенной лексикой. Переключение внимания на грамматическую сторону речи сразу выявит, насколько учащийся владеет лексической стороной. Однако здесь лучше не использовать каких-либо новых комбинаций материала (словосочетаний), так как это усложнит усвоение грамматической структуры.
В процессе работы над учебным текстом учащийся вновь встречается с той же лексической, но связанной с иным содержанием, иными ситуациями. Здесь следует добиваться предельной вариативности лексических единиц, что способствует усвоению комбинирования. Это главная задача данного этапа.
На послетекстовом этапе
развивается способность
2.2 Экспериментальная деятельность по формированию речевых лексических навыков на уроках иностранного
языка
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса формирования речевых лексических навыков основано на использовании рекомендаций по эффективному интуитивно правильному словоупотреблению и словообразованию в соответствии с целями и ситуациями общения. В связи с этим в ходе нашего исследования мы использовали изученные ранее нами комплексы упражнений, которые позволяют эффективно обучать учащихся лексической стороне речи, то есть речь учащихся будет отличаться:
Таким образом, улучшится качество сформированности речевых лексических навыков высказывания.
Целью эксперимента являлась проверка эффективности использования комплекса упражнений при обучении лексической стороне речи.
Эксперимент проводился во время прохождения преддипломной практики в период с 05.02.2009 по 25.03.2009 в средней общеобразовательной школе № 38 г. Гомеля. Для проверки были привлечены две группы: контрольная группа - 5 «Б» класс и экспериментальная группа – 5 «А» класс.
В программе проведения эксперимента
были предусмотрены следующие
1. Одинаковая наполняемость групп – 13 человек.
2. Примерно одинаковый языковой уровень. Средний балл 5 «А» класса - 7.4, средний балл 5 «Б» класса - 7.2.
3. Введение одного
и того же лексического
Foodie?”.
4. Одинаковое количество занятий в неделю – 2 занятия.
Эксперимент предполагает проведение цикла занятий с использованием упражнений способствующих формированию речевых лексических навыков
Этапы проведения эксперимента в экспериментальной группе:
На первом этапе - этапе введения, происходила семантизация новых лексических единиц и их первичное воспроизведение.
На втором этапе - этапе тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях учащееся выполняли тренировочные упражнения: дифференцировочные, лексические упражнения на уроне слова, подстановочные; лексические упражнения: на уровне словосочетания и сверхфразового единства; речевые упражнения: трансформационные, репликовые.
На третьем этапе - этап варьирующий ситуативный этап - этап создания динамических лексических речевых связей применялись упражнения для активизации лексики в речи. (Таблица 1)
В ходе эксперимента широко использовался раздаточный иллюстративный материал, схемы-опоры.
Контроль над результатами эксперимента осуществлялся с использованием заданий по английскому языку (говорение) по аналогичной методике проведения.
Для объективности оценок учащихся в экспериментальной группе и контрольной группе оценивание правильности речи проводилось в соответствии со специально разработанной единой шкалой, в которой содержатся следующие критерии оценки:
Контрольные срезы были проведены после эксперимента.
Экспериментальная группа после проведения эксперимента
показатель учащегося |
связь слова с другими словами в словосочетаниях |
использование новой лексики в речи |
умение узнавать мнение собеседника |
1 |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
- |
4 |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
- |
+ |
8 |
+ |
+ |
- |
9 |
+ |
- |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
11 |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
13 |
- |
+ |
- |
итого |
92% |
85% |
77% |
Контрольная группа после проведения эксперимента
показатель учащегося |
связь слова с другими словами в словосочетаниях |
использование новой лексики в речи |
умение узнавать мнение собеседника |
1 |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
- |
4 |
+ |
- |
- |
5 |
+ |
- |
+ |
6 |
- |
+ |
+ |
7 |
- |
+ |
- |
8 |
- |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
- |
10 |
- |
+ |
+ |
11 |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
- |
+ |
итого |
69% |
77% |
61% |
Сравнительные данные эксперимента (Приложение Б)
Анализируя данные диаграммы, можем отметить, что:
Информация о работе Формирование речевых лексических навыков