Управление заёмным капиталом предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены основные методы управления заёмным капиталом предприятий, источники его формирования и показатели, определяющие эффективность его использования.
Финансовая деятельность любого предприятия или организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заёмного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Заёмный капитал предприятий: источники, структура, цели привлечения……………………………………………………………………4
1.1. Источники финансирования, их структура и цели привлечения заёмного капитала………………………………………………..…………… 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая управление заёмным капиталом предприятий…………………………………………………………..9
Глава 2. Методы управления заёмным капиталом предприятий…………11
2.1. Политика привлечения заёмного капитала……………………...11
2.2. Система показателей анализа заёмного капитала предприятий..13
2.3. Финансовый леверидж ………………………………………….17
Глава 3. Управление заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ………………………………………………20
3.1. Краткая характеристика ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ……………………………………………….20
3.2. Анализ эффективности управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»………………………..….21
3.3. Анализ уровня финансового левериджа в ОАО «МКМ»……....27
3.4. Предложения по совершенствованию процесса управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»……………………………………………………..……………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФМ (Юля).doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Расчёт уровня финансового левериджа

 

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

Прибыль до вычета процентов  и налогов, тыс.р.(GI)

7986662

12963371

26411521

Проценты к уплате, тыс.р. (In)

266768

993592

1279425

Уровень финансового левериджа

1,03

1,08

1,05


 

По проведённым  расчётам видно, что уровень финансового  левериджа практически не изменился  и его значение близко к 1, следовательно  это  говорит о  преобладании  линейного характера  зависимости  между чистой прибылью и прибылью до вычета налогов и процентов. Следовательно при полученных значениях уровня финансового левериджа незначительное изменение прибыли до уплаты налогов и процентов не приведёт к  значительному изменению чистой прибыли, т.е. чистая прибыль не вариабельна.  Кроме того, можно сделать вывод, что финансовая зависимость предприятия невелика, и изменение чистой прибыли в большей степени определяется изменением производственных условий.

Если рассматривать  вопрос о целесообразности изменения  структуры капитала на предприятии, то увеличение доли долгосрочных заёмных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако возрастёт и степень финансового риска. 

 

3.4. Предложения по совершенствованию  процесса управления заёмным  капиталом ОАО «Магнитогорский  металлургический комбинат»

При проведении анализа  заёмного капитала ОАО «МКМ» была выявлена такая тенденция, как  увеличение заёмного капитала, особенно заметен рост долгосрочных заёмных средств, величина которых в 2002 году увеличилась почти в 4 раза, а в 2003 ещё в двое. Это может говорить о том, что предприятие осуществляет инвестиционные проекты,  осуществляет вложения в основные фонды, но кроме того это может говорить и о недостаточности собственных средств предприятия, а также о недостаточно эффективном их использовании.

   В конце 2002 года (по сравнению с аналогичным  периодом 2003 года) резко снизилась  величина краткосрочных кредитов  и займов, но это может быть  обусловлено лишь тем, что к  концу 2002 года были погашены  краткосрочные обязательства. Что касается кредиторской задолженности, то её уровень имеет заметную тенденцию к снижению, что может являться  благоприятным фактором в деятельности ОАО «ММК». Это говорит об улучшении способности предприятия во время рассчитываться со своими контрагентами.

Коэффициент оборачиваемости  заёмного капитала  в 2001 году составлял  4,29, в 2002 году – 3,72, в 2003 – 4,7.  Как  видно к 2003 году коэффициент оборачиваемости  увеличился, это значит что скорость оборота заёмного капитала возросла. Это является благоприятным фактором, так как в результате потребность в заёмных средствах уменьшается, а следовательно и уменьшаются расходы на выплату процентов за пользование этим источником средств, что в свою очередь влияет на финансовую устойчивость предприятия.

Как видно, доля заёмных средств в общем объёме всех источников финансирования является стабильной, т.е. практически не меняется на протяжении периода 2001-2003 года  и составляет примерно 30 – 35%. Это свидетельствует о достаточно стабильном финансовом положении ОАО «МКМ», о его финансовой устойчивости, так как почти 70%  хозяйственной деятельности обеспечиваются собственными финансовыми  источниками.  Что касается показателя соотношения заёмных и собственных средств, то можно сделать вывод, что  на 1 руб. собственных средств  приходится 0,35 – 0,47 руб. заемных средств. Это говорит о том, что у предприятия вряд ли возникнет дефицит денежных средств, что оно в достаточной мере обеспечено  собственными финансовыми ресурсами.

За 2001, 2002, 2003 года рентабельность заёмного капитала соответственно составила: 54,98%; 19,05%; 8,66%. Как видно, наблюдается тенденция  снижения рентабельности заёмного капитала, т.е. уменьшается количество прибыли, получаемой  с каждого вложенного рубля заёмных средств.

При проведении факторного анализа рентабельности заёмного капитала  были выявлены факторы, которые оказали влияние на снижение рентабельности заёмного капитала ОАО «МКМ» в 2003 году на 10,39% по сравнению с 2002 годом. На снижение показателя рентабельности оказали влияние три фактора:  это снижение рентабельности продаж, снижение показателя соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей, снижение значения коэффициента оборачиваемости оборотных активов. То есть необходимо принимать соответствующие меры, направленные на  более эффективное управление этими элементами. 

На  снижение рентабельности заёмного капитала ОАО  «МКМ» в 2003 году в большей степени  оказало влияние снижение рентабельности продаж (рентабельность продаж снизилась  на 3,29%) . По  данным отчётности можно  установить, что это произошло в результате снижения чистой прибыли (в то время как величина выручки увеличилась), это говорит о том, что расходы ОАО «МКМ» значительно возросли, следовательно надо искать пути их снижения. В частности это может быть влиянием увеличения расходов на оплату процентов, т.к. заёмный капитал предприятия увеличился, а следовательно возросли и суммы уплачиваемых процентов за пользование заёмными средствами. Так же может иметь место увеличение себестоимости производимой продукции. Что касается такого показателя, как соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей, то тут необходимо сокращать величину дебиторской задолженности, т.е. каким-то образом пересмотреть сложившиеся способы и порядки расчётов дебиторов с ОАО «МКМ».  Снижение значения коэффициента оборачиваемости оборотных активов наговорит об увеличении длительности периода их оборота,  а это может означать необходимость привлечения дополнительных средств,  следовательно ОАО «МКМ» вынуждено брать кредиты, что в свою очередь влияет на финансовые результаты.

Уровень финансового  левериджа в 2001-2003 годах  практически  не изменился и его значение близко к 1, следовательно это  говорит  о  преобладании  линейного характера  зависимости  между чистой прибылью и прибылью до вычета налогов и процентов. Следовательно при полученных значениях уровня финансового левериджа незначительное изменение прибыли до уплаты налогов и процентов не приведёт к  значительному изменению чистой прибыли, т.е. чистая прибыль не вариабельна.  Кроме того, можно сделать вывод, что финансовая зависимость предприятия  невелика, и изменение чистой прибыли  в большей степени определяется изменением производственных условий.

Эффект финансового  рычага (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»)

 

Соотношение заёмного и собственного капитала оказывает влияние на показатель эффективности использования предприятием собственных средств. Такое влияние называется эффектом финансового рычага. Финансовый рычаг характеризует использование предприятием заёмных средств, которые влияют на показатель рентабельности собственного капитала. Этот показатель  отражает уровень дополнительной прибыли на собственный капитал при различной доле использования заёмного капитала, т.е. позволяет определить, на сколько процентов увеличится рентабельность собственного капитала за счёт использования заёмного капитала, несмотря на его платность.

Эффект финансового  рычага можно рассчитать по следующей  формуле:

ЭФР=(1-Снп)*(Ра-Цзк)*, где

Снп – ставка налога на прибыль,

Ра – рентабельность активов,

Цзк – цена заёмного капитала,

ЗК – величина заёмного капитала,

СК – величина собственного капитала.

Можно рассчитать и сравнить эффект финансового рычага за 2001- 2003  года. Сначала необходимо рассчитать рентабельность активов предприятия за эти периоды, а также цену заёмного капитала. Их можно рассчитать по следующим формулам:

Ра=*100%

Цзк= % за кредит *(1-Снп)

Рентабельность активов на 2001 год  составила 16,52%, на 2002 год - 6,69%, а в 2003  - 2,79%.

Цена заёмного капитала за эти периоды составила 15,2%; 14,44%; 13,68%.

Теперь можно рассчитать эффект финансового рычага:

2001 год:

ЭФР=(1-Снп)*(Ра-Цзк)*=(1-0,24)*(16,52%-15,2%)*0,43=0,431%

2002 год:

ЭФР=(1-0,24)*(6,69%-14,44%)*0,54=-2,945%

2003 год:

ЭФР=(1-0,24)*(2,79%-13,68%)*0,47=-4,138%

Как видно, эффект финансового  рычага отрицателен в 2002 и в 2003 годах, а это говорит либо о неэффективности  использования заёмного капитала, либо о том, что предприятие привлекло  слишком дорогие  заёмные средства. Это означает снижение рентабельности собственного капитала в результате использования заёмного (рентабельность   собственного капитала в 2001 году составляла 23,61%, в 2002 году  она снизилась почти вдвое  - до 10,31%, а в 2003  её значение было равно 4,1%). Кроме того, поскольку рентабельность активов значительно снизилась, это тоже в значительной мере повлияло на снижение показателя эффекта финансового рычага в эти периоды. Поскольку отрицательная величина эффекта финансового рычага  определилась в результате того, что цена заёмного капитала значительно выше значения рентабельности активов предприятия, то предприятию необходимо вести поиск более дешёвых кредитов, или увеличивать рентабельность активов хотя бы до того уровня, который бы соответствовал   цене заёмного капитала.

Если рассматривать  эффект финансового рычага в 2001 году, то  для повышения рентабельности собственных средств имело смысл  наращивать величину заёмного капитала (но при условии, что  рентабельность активов не была бы  ниже уровня цены заёмного капитала), что и было сделано, но вследствие снижения рентабельности активов это имело далеко не благоприятные последствия для ОАО «МКМ», и привело к дальнейшему снижению рентабельности собственного капитала.

 

Заключение

В заключение можно сделать такой вывод, что  использование заёмного капитала позволяет  существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала. Привлечение заемных средств в оборот предприятия содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.

Заёмный капитал характеризует  в совокупности объём финансовых обязательств организации, общую сумму долга.  К источникам заёмных средств относятся долгосрочные и краткосрочные  кредиты и займы, в том числе кредиторская задолженность.

Что касается анализа  эффективности использования  заёмного капитала, то он  представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерской отчётности. Для проведения анализа используются различные показатели, характеризующие эффективность использования заёмных средств, например, такие как рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и др.

Использование заёмных средств  для любого хозяйствующего субъекта связано с определёнными издержками. Взаимосвязь  оптимального сочетания  между собственными и привлечёнными  долгосрочными финансовыми ресурсами, а также его влияния на прибыль характеризуется категорией финансового левериджа. То есть финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль и рентабельность предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов. 

В ходе анализа процесса управления заёмным капиталом ОАО «МКМ»  были выявлены такие негативные тенденции, как увеличение заёмного капитала, а  следовательно возросла величина уплачиваемых за его пользование процентов.  Снижение эффективности использования заёмного капитала  проявилось в устойчивом снижении уровня его рентабельности.   

На ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»  уровень финансового  левериджа невысок, а следовательно  и влияние от изменения выручки  на прибыль не такое сильное, т.е. изменение чистой прибыли  в большей степени определяется изменением производственных условий.

 

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.)
  2. Налоговый кодекс  Российской Федерации  (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2 ноября 2004 г.)
  3. Положение ЦБР от 31 августа 1998 г. N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (с изм. и доп. от 27 июля 2001 г.)
  4. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) утверждённое Приказом Министерства Финансов РФ от 02.08.2001 №60н
  5. Методические рекомендации по реформе предприятий,  утверждённые Приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 года №118

 

  1. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003
  2. Бланк И.А. Основы  финансового менеджмента: в 2-х томах. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001
  3. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент (Intermediate financial management): полный курс в 2-х томах/ перевод с англ. под ред. Ковалёва В.В. – СПб: Экономическая школа, СпбУЭиФ, Высшая школа экономики, 1997
  4. Ван Хорн,  Джеймс К. Основы финансово менеджмента, 11-е издание/ пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003
  5. Вихров А.В. Источники инвестиционных ресурсов предприятия. – М.: Институт экономики, 2002
  6. Володин А.А. Управление финансами: Учебник. – М.: Инфра М, 2004
  7. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  8. Гончарук О.В., Кныш М.И.,  Шопенко Д.В. Управление финансами на предприятии: Учебное пособие. – СПб: Дмитрий Буланан, 2002
  9. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  10. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учебное пособие. – СПб: Издательский дом «Бизнес пресса», 2004
  11. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001
  12. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я (A-Z of management and finance): Справочник/ перевод с англ. В.Швецова. – СПб: Питер, 1999
  13. Миронов М.Г. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004
  14. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. – М.: Издательство «Перспектива», 1998
  15. Хобта В.М. Формирование хозяйственных решений. – Донецк: Каштан, 2003
  16. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002

Информация о работе Управление заёмным капиталом предприятий