Управление заёмным капиталом предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены основные методы управления заёмным капиталом предприятий, источники его формирования и показатели, определяющие эффективность его использования.
Финансовая деятельность любого предприятия или организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заёмного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Заёмный капитал предприятий: источники, структура, цели привлечения……………………………………………………………………4
1.1. Источники финансирования, их структура и цели привлечения заёмного капитала………………………………………………..…………… 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая управление заёмным капиталом предприятий…………………………………………………………..9
Глава 2. Методы управления заёмным капиталом предприятий…………11
2.1. Политика привлечения заёмного капитала……………………...11
2.2. Система показателей анализа заёмного капитала предприятий..13
2.3. Финансовый леверидж ………………………………………….17
Глава 3. Управление заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ………………………………………………20
3.1. Краткая характеристика ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ……………………………………………….20
3.2. Анализ эффективности управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»………………………..….21
3.3. Анализ уровня финансового левериджа в ОАО «МКМ»……....27
3.4. Предложения по совершенствованию процесса управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»……………………………………………………..……………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФМ (Юля).doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Учитывая, что важнейшим  условием эффективности привлечения заемного капитала является его целевое использование, на втором этапе определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. В качестве таковых выступают:

  • формирование недостающих объемов инвестиционных 
    ресурсов;
  • пополнение постоянной части оборотных активов;
  • обеспечение формирования переменной части оборотных 
    активов: при любой модели финансирования активов эта 
    их часть полностью или частично финансируется за счет 
    заемных средств;
  • обеспечение социальных программ.

На третьем этапе  разработки политики привлечения заемных  средств определяется предельный объем заимствований. Лимит использования заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами:

  • эффектом финансового левериджа - механизмом 
    управления рентабельностью собственного капитала за счет 
    оптимизации соотношения собственных и заемных средств;
  • финансовой устойчивостью организации в долгосрочной 
    перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта 
    и с позиций возможных его кредиторов.

На четвертом этапе оценивается  цена привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объёма заимствований.

На пятом этапе определяется структура объема заёмных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов, формируются приемлемые условия привлечения заимствований.

И, наконец, важнейшим  этапом политики привлечения заемных средств и управления заемным финансированием в целом является обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.

 

2.2. Система  показателей анализа заёмного  капитала предприятий 

Анализ  эффективности  использования заёмного капитала представляет собой способ накопления, трансформации  и использования информации бухгалтерской  отчётности. Основными целями такого анализа являются:

  • оценка использования заёмного капитала;
  • обоснование возможных и приемлемых темпов развития предприятия с позиции обеспечения его источниками финансирования;
  • выявление доступных источников средств, оценка рациональных способов их реализации

Основными показателями анализа заёмного капитала являются следующие1:

  1. Коэффициент поступления заёмного капитала – показывает, какую часть заёмного капитала от имеющегося на конец отчётного периода составляют вновь поступившие долгосрочные и краткосрочные заёмные средства. Коэффициент рассчитывается по формуле:

КпоступленияЗК=

  1. Коэффициент выбытия заёмного капитала – показывает, какая его часть выбыла в течение отчётного периода посредством возвращения кредитов и займов и погашения кредиторской задолженности. Его можно рассчитать следующим образом:

КвыбытияЗК=

  1. Коэффициент оборачиваемости заёмного капитала исчисляется в количестве оборотов за отчётный период (год) определяется следующим образом:
КоборачиваемостиЗК=

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота заёмного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует кредитор. Если он значительно превышает уровень реализации над вложенным капиталом, то это говорит о том, что кредиторы участвуют в деле активнее, чем собственники компании. Напротив, низкий показатель означает бездействие части  средств. В этом случае показатель оборачиваемости заёмного капитала указывает на необходимость дополнительного привлечения заёмных средств.

4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности  и показывает, сколько предприятию требуется сделать оборотов капитала для оплаты выставленных ей счетов:

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности=

=

  1. Можно рассчитать  длительность одного оборота  заёмного капитала, а также кредиторской задолженности, в днях. Этот показатель позволяет оценить, сколько дней в году требуется для осуществления одного оборота. Рассчитывается следующим образом:

Длительность 1 оборота ==

  1. Коэффициент заемного капитала - выражает долю заёмного капитала в общей сумме источников финансирования валюты баланса. Этот коэффициент является обратным коэффициенту независимости (автономии) и рассчитывается по формуле:

Кзк=

  1. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала  характеризует степень зависимости организации от внешних займов (кредитов). Рассчитывается по формуле:

Ксоотношения=

Он показывает, сколько заемных  средств приходится на 1 руб. собственных. Чем выше этот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее  ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организации дефицита денежных средств.

Интерпретация данного  показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: средний уровень этого коэффициента в других отраслях; доступ предприятия к дополнительным долговым источникам финансирования; стабильность хозяйственной деятельности предприятия. Считается, что коэффициент соотношения заемного и собственного капитала в условиях рыночной экономики не должен превышать единицы. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение организации в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. таких расходов, которые при прочих равных условиях не уменьшаются пропорционально снижению объёма реализации.

Кроме того, высокий коэффициент  соотношения заемного и собственного капитала может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования.

7. Цена заёмного капитала – сумма средств, которую нужно уплатить за использование определённого объёма заёмных ресурсов. Этот показатель выражается в процентах  к этому объёму.  Основным  элементом заёмного капитала являются ссуды банков, поэтому целесообразно рассмотреть порядок  и способ расчёта цены данного источника финансирования. Так как проценты за пользование кредитами и займами банка включаются в себестоимость продукции, то цена единицы такого источника средств (Цбс) меньше, чем уплачиваемый банку процент (р). Цена этого элемента  рассматривается с учётом налога на прибыль (Н):

Цбс=р*(1-Н)

Цена такого источника, как кредиторская задолженность, не рассматривается, так как этот источник финансирования может считаться бесплатным2. Однако  относительное увеличение кредиторской задолженности имеет двоякий эффект. С одной стороны эта тенденция может считаться благоприятной, так как у предприятия появляется дополнительный источник финансирования, являющийся в известном смысле бесплатным. Однако  чрезмерное увеличение кредиторской задолженности опасно ввиду повышения риска возможного банкротства.

8. Рентабельность заёмного капитала позволяет определить эффективность использования заёмного капитала, она характеризует, сколько прибыли получено с каждой единицы заёмных средств. Для расчёта можно использовать следующую формулу:

Рзк=

 

 

 

2.3. Финансовый  леверидж 

Создание  и функционирование любого предприятия представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется предприятие. Эта  характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Понятие левериджа трактуется как некий фактор,  даже небольшое изменение которого может привести к существенному воздействию на динамику результативных показателей. 

Использование заёмных средств для любого хозяйствующего субъекта связано с определёнными, порой значительными,  издержками. Взаимосвязь  оптимального сочетания между собственными и привлечёнными долгосрочными финансовыми ресурсами, а также его влияния на прибыль характеризуется категорией финансового левериджа. То есть финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль и рентабельность предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов.

Уровень финансового  левериджа может измеряться несколькими  показателями, но наиболее часто используемыми являются следующие:

  • соотношение заёмного и собственного капитала
  • отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов (DELr)3

Первый показатель  интерпретируется просто, часто используется для характеристики предприятия. Второй показатель используется в динамическом анализе,  более сложен в интерпретации и расчёте, поэтому следует рассмотреть его более подробно.

Значение  показателя DELr может быть рассчитано по следующей формуле:

DELr=,  где

TNI – темп изменения чистой прибыли (%),

TGI – темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов.
Прибыль до вычета процентов и налогов (GI) можно представить как разность между объёмом реализованной продукции в денежном выражении (c*Q) и условно-постоянными расходами (FC):
GI= c*Q- FC
Чистая прибыль составляет:
NI=(GI-In)*(1-T), где
In – проценты по ссудам и займам,
Т – усреднённая  ставка налога.
Тогда изменение чистой прибыли  будет равно: ∆ NI=∆ GI*(1-T).
 Путём преобразований  первоначальной  формулы можно получить следующую  формулу для расчёта коэффициента  DELr:
DELr===,
то есть DELr=.

Коэффициент DFLr имеет наглядную интерпретацию — он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень финансового левериджа, более вариабельна чистая прибыль. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов в отличие, например, от выплаты дивидендов является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового левериджа даже незначительное снижение маржинальной прибыли может иметь весьма неприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового левериджа невысок.

Эффект  финансового  левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибылью и прибылью до вычета процентов и налогов. Очевидно, что незначительное изменение прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Управление заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский  металлургический комбинат» 

 

3.1. Краткая  характеристика ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Открытое акционерное  общество «Магнитогорский металлургический комбинат» является крупнейшим предприятием чёрной металлургии России, его доля в объёме металлопродукции реализуемой  на внутреннем рынке страны достигает 20 %. Комбинат занимает 1 место среди металлургических предприятий России по объемам производства и 16 место в рейтинге крупнейших сталелитейных компаний мира (по данным журнала Metal Bulletin). Предприятие представляет собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ММК производит самый широкий на сегодняшний день сортамент металлопродукции среди предприятий Российской Федерации и стран СНГ. Более половины продукции ОАО «ММК» экспортируется в различные страны мира.  Всего же за время существования комбината было выпущено 500 млн. тонн проката, что является абсолютным мировым достижением.

Информация о работе Управление заёмным капиталом предприятий