Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные методы управления заёмным капиталом предприятий, источники его формирования и показатели, определяющие эффективность его использования.
Финансовая деятельность любого предприятия или организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заёмного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Заёмный капитал предприятий: источники, структура, цели привлечения……………………………………………………………………4
1.1. Источники финансирования, их структура и цели привлечения заёмного капитала………………………………………………..…………… 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая управление заёмным капиталом предприятий…………………………………………………………..9
Глава 2. Методы управления заёмным капиталом предприятий…………11
2.1. Политика привлечения заёмного капитала……………………...11
2.2. Система показателей анализа заёмного капитала предприятий..13
2.3. Финансовый леверидж ………………………………………….17
Глава 3. Управление заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ………………………………………………20
3.1. Краткая характеристика ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ……………………………………………….20
3.2. Анализ эффективности управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»………………………..….21
3.3. Анализ уровня финансового левериджа в ОАО «МКМ»……....27
3.4. Предложения по совершенствованию процесса управления заёмным капиталом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»……………………………………………………..……………….28
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………….. 36
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского дела
на тему: «Управление заёмным капиталом предприятий»
Санкт-Петербург
2004
1.1. Источники финансирования, их структура
и цели привлечения заёмного капитала………………………………………………..……
2.1. Политика привлечения заёмного капитала……………………...11
2.2. Система показателей
анализа заёмного капитала
3.1. Краткая характеристика
ОАО «Магнитогорский
3.2. Анализ эффективности
управления заёмным капиталом
ОАО «Магнитогорский
3.3. Анализ уровня финансового левериджа в ОАО «МКМ»……....27
3.4. Предложения
по совершенствованию процесса
управления заёмным капиталом
ОАО «Магнитогорский
Заключение……………………………………………………
В данной курсовой работе рассмотрены основные методы управления заёмным капиталом предприятий, источники его формирования и показатели, определяющие эффективность его использования.
Финансовая деятельность любого предприятия или организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заёмного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации. В современной отечественной хозяйственной практике объём заёмных средств может существенно превышать размер собственного капитала. Поэтому управление заемным капиталом — одна из важнейших функций финансового менеджмента.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия — нормальное явление. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий, однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него. Свободные средства лучше направить в другую область для получения дополнительного дохода. Получив заемные средства под меньший процент, чем рентабельность предприятия, можно расширить производство, повысить доходность собственного капитала.
Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.
1.1. Источники финансирования, их структура и цели привлечения заёмного капитала
Имущество предприятий может формироваться как за счёт собственного, так и за счёт заёмного капитала. Заёмный капитал характеризует в совокупности объём финансовых обязательств организации, общую сумму долга, которая отражается в IV и V разделах бухгалтерского баланса. К источникам заёмных средств относятся долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, в том числе кредиторская задолженность.
Структура заёмного каптала предприятий, отражающаяся в бухгалтерском балансе следующая:
1. Долгосрочный заёмный каптал
(долгосрочные финансовые
2. Краткосрочный заёмный капитал
(краткосрочные финансовые
Долгосрочные обязательства – это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего 1 год. Они отражаются в IV разделе баланса. Срок погашения этих обязательств достаточно продолжителен, а учитывая финансовую нестабильность, характерную для российской экономики в последнее десятилетие, а также постоянную изменчивость хозяйственной среды и обусловленные этим высокие предпринимательские риски, долгосрочные ссудные операции не получили в России широкого распространения. И, как следствие, этот источник финансирования используется в меньшей мере, нежели остальные источники заёмных средств. В теории же финансового менеджмента в этом разделе предусматривается отражение таких видов финансовых обязательств как задолженность по эмитированным облигациям и задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, а также все виды кредитов, предоставленных на долгосрочной основе.
Долгосрочные кредиты и займы, как правило, привлекаются на затраты по техническому переоснащению и улучшению организации производства, на механизацию и внедрение новой техники, под прирост оборотных средств, на выкуп имущества и другие целевые программы. Такого рода ссуды должны окупаться на основе дополнительной экономии или прибыли, полученной от технического перевооружения и совершенствования организации производства, модернизации оборудования и улучшения технологии.
Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые покрываются оборотными активами и погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются обычно в течение периода, не превышающего 1 год. В V разделе баланса отражаются все формы привлеченного и заемного капитала со сроком погашения менее одного года. В их числе кредиты банков, задолженность перед поставщиками за товары, работы и услуги, перед покупателями по авансам полученным, перед бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым обязательствам, перед персоналом по заработной плате и иным выплатам.
В современной практике различают множество форм привлечения заемного капитала. Среди них все виды банковских кредитов, облигационных займов, товарный (коммерческий) кредит, внутренняя кредиторская задолженность.
В странах с развитым финансовым рынком применяются следующие виды банковских кредитов:
Важной формой привлечения заемного капитала, широко применяемой в отечественной действительности, является коммерческий кредит. В современной хозяйственной практике выделяют следующие основные виды товарного кредита:
Кредиторская задолженность возникает также в тех случаях, когда предприятие отражает суммы обязательств перед работниками по оплате труда (внутренняя кредиторская задолженность), перед бюджетом по разного рода платежам и т. п., а по истечении определенного времени погашает эту задолженность, то есть выплачивает заработную плату, перечисляет в бюджет деньги с расчетного счета и т. д. Кроме того, кредиторская задолженность является следствием несвоевременного выполнения предприятием своих платежных обязательств.
Внутренняя кредиторская задолженность — наиболее краткосрочный вид заемных средств, используемых на бесплатной основе, который является периодическим и, как правило, не поддается точному количественному расчету на планируемый период. В составе такой кредиторской задолженности:
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая управление заёмным капиталом предприятий
Основным документом, в котором определена форма договора займа, проценты по договору займа, прописана обязанность заёмщика возвратить сумму займа, а также последствия нарушения заемщиком договора займа является Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.), в частности статьи 807 – 818 ГКРФ.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2 ноября 2004 г.) в статье 269 определены особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. В статье 328 НКРФ прописан порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Положение ЦБР от 31 августа 1998 г. N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (с изм. и доп. от 27 июля 2001 г.). определяет учёт операций по предоставлению (размещению) денежных средств и их возврату (погашению).
Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) утверждённое Приказом Министерства Финансов РФ от 02.08.2001 №60н устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, включая привлечение заёмных средств путём выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций. Рассмотрен порядок учёта задолженности по полученным займам, кредитам, а также состав и порядок признания затрат по займам и кредитам.
Методические рекомендации по реформе предприятий, утверждённые Приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 года №118 содержат рекомендации по разработке финансовой политики предприятия (раздел IV), в частности и рекомендации по управлению заёмными средствами.
2.1. Политика привлечения заёмного капитала
В силу многочисленности и разнообразия источников заемного финансирования политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии организации. Процесс формирования этой политики проходит в несколько этапов.
На первом этапе анализируется сложившаяся практика привлечения и использования заемных средств, в результате которой принимается решение о целесообразности их использования в сложившихся объемах и формах. В этих целях:
Информация о работе Управление заёмным капиталом предприятий