Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:58, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в оценке эффективности управления затратами в ООО «СМУ-3», выработка мероприятий по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии.
Введение
1 Теоретические аспекты анализа текущих издержек
1.1 Сущность и значение производственных затрат
1.2 Методы управления текущими издержками
2 Анализ текущих издержек ООО «СМУ-3»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ текущих затрат предприятия
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование производственных затрат
3 Практические рекомендации по снижению текущих издержек ООО «СМУ-3»
Заключение
Список использованной литературы
Из
данных таблицы 2.5 следует, что затраты
на 1 рубль выручки от продаж в
ООО «СМУ-3» за анализируемый период в
целом обнаруживают тенденцию к увеличению
с 0,88 руб. в 2008 г. до 0,93 руб. в 2010 г. Однако
по годам наблюдается неоднозначная тенденция:
в 2009 г. по сравнению с 2008 г. они повысились
на 0,2 руб. или 2,3 %, а в 2010 г. по сравнению
с 2009 г. увеличились на 0,03руб. или 3,3 %. Таким
образом, в 2010 г. на рубль выручки от продаж
приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли.
Графически динамика затрат на 1 рубль
выручки от продаж ООО «СМУ-3» за 2008 – 2010
гг. представлена на рис. 2.1.
Влияние
изменения доходов и расходов
в абсолютном выражении на показатель
чистой прибыли ООО «СМУ-3» приведено
в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «СМУ-3» за 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | Изменение за 2009
год
(+,-) |
Изменение за 2010
год
(+,-) |
Совокупное изменение за весь период |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Доходы от обычных видов деятельности | 21275 | 58971 | 80246 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | -19988 | -57551 | -77539 |
3. Превышение
доходов по обычной |
1288 | 1420 | 2707 |
4. Проценты к уплате | 0 | -812 | -812 |
5. Прочие доходы | -36 | 93 | 57 |
6. Прочие расходы | -35 | 154 | 119 |
8. Превышение прочих доходов над расходами | -71 | 247 | 176 |
9. Прибыль до налогообложения | 1216 | 854 | 2070 |
10. Текущий налог на прибыль | -226 | -206 | -432 |
11. Чистая прибыль | 990 | 648 | 1638 |
Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.
Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб.. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2008 – 2010 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование производственных затрат
Важным разделом управления издержками предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.
Данные для факторного анализа приведены в табл. 2.7. Сведения об объеме продаж, а также средней цене реализованных товаров (работ, услуг) ООО «СМУ-3» за 2008-2010 гг. были представлены коммерческим директором предприятия.
Используя
метод цепных подстановок, находим
изменение прибыли от реализации
за счет изменения каждого фактора. Результаты
анализа факторов первого порядка обоснованы
в табл. 2.8.
Таблица 2.7
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «СМУ-3» за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное
изменение, (+,-)
2010 г. к 2008 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Объем
продаж товаров (продукции, |
189380 | 244830 | 378340 | 188960 |
2. Средняя цена за 1 шт. проданного товара, руб. | 275 | 300,0 | 350,0 | 745 |
3. Выручка от продажи, тыс. руб. | 52173 | 73448 | 132419 | 80246 |
4.Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 40267 | 56404 | 109945 | 69678 |
4.1
материальные затраты, тыс. |
26477 | 36374 | 71464 | 44987 |
4.2 затраты на оплату труда, тыс. руб. | 8053 | 11300 | 21989 | 13936 |
4.3
отчисления на социальные |
3060 | 4294 | 8355 | 5295 |
4.4 амортизация основных средств, тыс. руб. | 642 | 827 | 1430 | 788 |
4.5 прочие затраты, тыс. руб. | 2035 | 3609 | 6707 | 4672 |
5.
Коммерческие расходы, тыс. |
5826 | 9677 | 13687 | 7861 |
6. Прибыль от продажи, тыс. руб. | 6080 | 7367 | 8787 | 2707 |
Таблица 2.8
Изменение прибыли от продажи ООО «СМУ-3» за счет изменения факторов первого порядка, тыс. руб.
Наименование показателя | Расчет | Изменение (+,-) |
1.Общее изменение прибыли от продаж | 80246 - 69678 - 7861 | 2707 |
2. Изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг | (132419 - 40267 -5826) - 6080 | 80246 |
3.
Изменение прибыли за счет
изменения себестоимости |
(132419 - 109945 -5826) - (132419 - 40267 - 5826) | 69678 |
4. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов | (132419 - 109945 -136872) - (132419 -109945 - 5826) | -7861 |
По данным табл. 2.8 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.
Модель
факторов второго порядка можно
представить в виде следующей
формулы:
Пр = (Vр
х Цр) - (Зм + Зт + ОСН + За + Зпр) - Кр,(2.1)
где Vр - объем проданных товаров в натуральных измерителях,
Цр - цена за 1 шт. проданной продукции,
Зм - материальные затраты,
Зт - затраты на оплату труда,
ОСН - отчисления на социальные нужды,
За - амортизация основных средств,
Зпр - прочие затраты,
Кр - коммерческие расходы,
Используя
метод цепных подстановок, находим
влияние на прибыль от продаж факторов
второго порядка. В табл. 2.9 приведен анализ
факторов второго порядка.
Таблица 2.9
Изменение прибыли от продаж ООО «СМУ-3» за счет изменения факторов второго порядка, тыс. руб.
Показатели | Расчет | Изменение,
(+,-) |
1 | 2 | 3 |
1. Общее изменение прибыли от продаж | 80246 – 44987 -13936-5295-788-4672-7861 | 2707 |
2.
Изменение прибыли за счет
изменения объема проданных |
(378 х 275– 40267 -5826) – 6080 | 51777 |
1 | 2 | 3 |
3. Изменение прибыли за счет изменения материальных затрат | (104229 -(71464 + 8053 + 3060 + 642 + 2035) - 5826 -(104229 - (26477 + 8053 + 3060 + 642 + 2035 + 5826) | - 44987 |
4. Изменение прибыли за счет изменения затрат на оплату труда | (104229 - (71464 + 21989 + 3060 + 642 + 2035) - 5826) -(104229 - (71464 + 8053 +3060 + 642 + 2035) -5826) | -13936 |
5.
Изменение прибыли за счет
изменения отчислений от |
(104229 – (71464 + 21989 + 8355 +642 + 2035) – 5826) –(104229 – (71464 + 21989 + 306642 + 2035) -5826 | -5295 |
6. Изменение прибыли за счет изменения амортизационных отчислений | (104229 -(71464 + 21989 +
8355 + 1430 + 2035) - 5826) -(104229- (71464 + 21989 +
8355 + 642 + 2035) -5826) |
-788 |
7. Изменение прибыли за счет изменения прочих затрат | (104229 -(71464 + 21989 + 8355 + 1430 + 6707)-5826) -(104229 - (71464 + 21989 +8355 + 1430 + 2035)-5826 | -4672 |
8.
Изменения прибыли за счет
изменения коммерческих |
(104229 - 109945 - 13687) -(104229 - 109945 - 5826) | -7861 |
9.
Изменения прибыли за счет
изменения средней цены |
(378 х 350 - 123632) - (378 х 275-123632) | 28350 |
Как видно из табл. 2.9, увеличению прибыли способствовали такие факторы второго порядка, как объем проданных товаров (продукции, работ, услуг) и средняя цена продажи. За счет расширения объема продаж, прибыль увеличилась на 51777 тыс. руб. Увеличение средней цены продажи продукции повысило прибыль на 28350 тыс. руб. А такие факторы, как материальные затраты, затраты на заработную плату, отчисления на социальные нужды и прочие затраты отрицательно повлияли на прибыль от продаж. В результате прибыль увеличилась на 2707 тыс. руб.
3 Практические рекомендации по снижению текущих издержек ООО «СМУ-3»
Проведенный анализ затрат на производство продукции (работ, услуг) показал, что продукция ООО «СМУ-3» является достаточно трудоемкой, а ее материалоемкость и энергоемкость низкие. В ходе анализа выявились следующие резервы снижения себестоимости:
1. Резервы снижения материальных затрат:
- контроль по закупочным ценам, экономическая экспертиза цен;
- повсеместное применение входного контроля за качеством, поступающих от поставщиков сырья и материалов;
-
ревизия существующих норм
-
повышение процента выхода
2. Резервы снижения трудовых затрат:
- механизация и автоматизация производства;
-
применение прогрессивных,
-
замена и модернизация
- подготовка рабочего места, полная его загрузка;
- применение передовых методов и приемов труда;
-
повышение процента выхода
3. Более полное использование производственных мощностей предприятия
Следует отметить, что эффективное использование производственных мощностей предприятия ведет к экономии материальных и трудовых затрат (уменьшается расходование материалов, их потери, время на обработку).