Методологические основы управления издержками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий – управление издержками.

Задачей работы является раскрытие понятия издержек, их классификация, определение значения, объектов, задач анализа издержек продукции, а также рассмотрение опыта управления издержками на примере российских предприятий.

Содержание

Введение

Понятие, сущность и классификация издержек
Организация планирования издержек
Управленческий анализ издержек
Анализ калькуляций и издержек по элементам
Причинно-следственный анализ издержек
Анализ отклонений затрат и расходов
Опыт управления издержками на российских предприятиях
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

введ.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшее  профессиональное образование

Тверской  Государственный Технический Университет

Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

по дисциплине «Основы научных исследований» на тему:

Методологические  основы управления издержками предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила: студентка МО-0605

                                                                     Воронина Е.Э.

Проверил: д.э.н., профессор

 Разиньков П. И.                                                                                     

                                                                 

         

    Тверь, 2010

 

Содержание 
 

Введение

  1. Понятие, сущность и классификация издержек
  2. Организация планирования издержек
  3. Управленческий анализ издержек
    1. Анализ калькуляций и издержек по элементам
    2. Причинно-следственный анализ издержек
    3. Анализ отклонений затрат и расходов
  4. Опыт управления издержками на российских предприятиях

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Главный мотив деятельности любой фирмы  в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях  ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

      Целью курсовой работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий – управление издержками.

    Задачей работы является раскрытие понятия  издержек, их классификация, определение значения, объектов, задач анализа издержек продукции, а также рассмотрение опыта управления издержками на примере российских предприятий.

    Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, как  издержки предприятия, влияющего как  на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.

    На  основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

    Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

    Любая фирма стремиться получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства.

    Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучает спрос и определяет, по какой (примерно) цене будет продаваться ее продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с издержками, которые предстоит понести.

    Из  всего вышесказанного следует однозначный вывод, что проблема издержек очень актуальна на сегодняшний день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие, сущность  и классификация  издержек 

     Существует  достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

    В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.

    Надо  сказать, что основные термины экономики  предприятия до сегодняшнего дня  не получили однозначного определения  и остаются спорными среди экономистов. Поскольку они к тому же часто используются в повседневной жизни в других значениях, поясним основные понятия: расходы, затраты, себестоимость и издержки.

    В экономической литературе эти понятия порой отождествляются. Связано это, очевидно, с тем, что законодательство определяет лишь один термин – «расходы». Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)»1.

    Затраты являются более широкой категорией. Помимо расходов они включают стоимость  товарно-материальных ценностей – материалов, остатков незавершенного производства и готовой продукции. Очевидно, важнейшей задачей любого хозяйствующего субъекта является минимизация запасов, скорейшее превращение затрат в расходы, что означает получение доходов, а следовательно и прибыли. Таким образом, затраты становятся расходами в момент получения доходов.

    Себестоимость – выраженные в денежной форме затраты организации на производство (и реализацию) продукции, работ, услуг. Согласно методическим указаниям по учету затрат на производство продукции, работ, услуг (проект) себестоимость представляет собой стоимостную оценку сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств и другого имущества, трудовых ресурсов, а также других затрат на изготовление продукции, управление производством и организацией в целом, продажу продукции2.

    Себестоимость является составной частью издержек предприятия. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие  затраты. Их различие выражается в следующем:

    Во-первых, количественно себестоимость представляет собой только часть издержек предприятия. Статьи издержек, которые входят в себестоимость продукции, устанавливает государство. Таким образом, себестоимость продукции – это нормированные издержки предприятия.

    Во-вторых, издержки, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из прибыли. Данный подход ограничивает необоснованный рост цен и защищает потребителя от попыток производителя переложить на него часть своих издержек.

    В-третьих, часть издержек непосредственно  не связана с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда  продукция не выпускается вообще. В то же время себестоимость всегда зависит от количества произведенной  и реализованной продукции3.

    Издержки  — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли (затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д.).

     Категория издержки обращения связана с  процессом реализации товаров. Дополнительными  издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу и т.д.

     Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции4.

     Основным  признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия. Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия.

     Согласно  этой классификации все издержки подразделяются на производственные и  непроизводственные. В свою очередь  производственные издержки состоят  из:

    • издержек, связанных с использованием прямых материалов,
    • затрат на оплату прямого труда,
    • производственных накладных издержек.

     Издержки  на прямые материала включают сумму  затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые  непосредственно используются в производстве и переходят в готовую продукцию.

     Издержки  прямого труда представляют собой  оплату основного производственного  персонала (рабочих), усилия которых  непосредственно (физически) связаны  с производством готового продукта. Труд наладчиков оборудования, цеховых мастеров и менеджеров в смысле издержек относится на производственные накладные издержки. Следует отметить известную условность этих определений в современных условиях, когда “истинно прямой” труд начинает играть все меньшую роль в современном высокоавтоматизированном производстве. Существуют полностью автоматизированные производства, для которых прямой труд, как таковой, отсутствует вовсе. Тем не менее, в общем случае понятие “основные производственные рабочие” остается в силе и их заработная плата относится к затратам прямого труда.

     Производственные  накладные издержки включают остальные  виды издержек, которые обеспечивают стадию производства на предприятии. Структура  этих издержек может быть очень сложной, а их количество велико. Наиболее характерными видами производственных накладных издержек являются непрямые материалы, непрямой труд, электрическая и тепловая энергия, ремонт и содержание оборудования, коммунальные услуги, амортизация производственных оборудования и помещений, определенная часть налогов, включаемых в число так называемых валовых издержек, и все прочие издержки, которые имманентно связаны с производственным процессом на предприятии.

     Административные  издержки включают в себя общую сумму  затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием “аппарата” управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.

Информация о работе Методологические основы управления издержками предприятия