Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение инновационного обеспечения инновационной деятельности, управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод». Для проведения анализа используются данные бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2007-2009 гг.
Введение 3
1. Информационное обеспечение инновационной деятельностью 5
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2. Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций 6
1.3. Состав информации для участников инновационного процесса 13
2. Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ и оценка инновационного потенциала 22
2.2.1. Анализ производственного потенциала 22
2.2.2. Оценка организационно-технического уровня производства 26
2.2.3. Анализ финансового состояния и оценка финансовых ресурсов 27
2.2.4. SWOT-анализ предприятия 33
2.2.5. Комплексная оценка инновационной деятельности предприятия 37
2.3. Разработка инновационной стратегии предприятия 38
2.3.1. Оценка действующих стратегий развития предприятия 38
2.3.2. Выбор и обоснование инновационной стратегии 39
2.4. Формирование инновационной программы предприятия 41
2.4.1. Разработка концепции проекта развития предприятия 41
2.4.2. Оценка эффективности инновационного проекта 49
2.4.3. Оценка риска проекта развития 53
Заключение 57
Список литературы 59
Для
оценки того, насколько вероятно проявление
ключевых факторов внешней среды, выполнена
оценка угроз и возможностей анализируемого
предприятия.
Таблица 14
Оценка возможностей для предприятия
Степень влияния на финансовые результаты
Сильное влияние возможностей на предприятие | Умеренное влияние возможностей на предприятие | Малое влияние возможностей на предприятие | |
Высокая вероятность реализации возможностей | Увеличение спроса на продукцию | Привлечение молодых высококвалифицированных специалистов | Увеличение инвестиций в производство |
Средняя вероятность реализации возможностей | Расширение ассортимента, поиск нового вида продукции | Увеличение доли рынка в РМЭ | - |
Низкая вероятность реализации возможностей | Возможность внедрения в производство нового оборудования | - | - |
Условные обозначения:
на наиболее важное для анализа поле матрицы
Таблица 15
Оценка угроз для предприятия
Влияние угроз на предприятие | ||||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность реализации угроз | Предпочтение потребителей покупать продукцию конкурента ниже по цене | Отказ банков в выдаче кредитов | Отказ дебиторов в погашении задолженности перед предприятием | Рост налогов
за загрязнение окружающей среды |
Средняя вероятность реализации угроз | Насыщение рынка продукцией | Рост цен на энергоресурсы, газ, топливо | Высокий уровень инфляции | Низкий уровень НТП |
Низкая вероятность реализации угроз | Агрессивная политика конкурентов | Принудительное перемещение предприятия за пределы городской черты | Рост структурной безработицы | Повышение требований к качеству продукции |
Условные обозначения:
наиболее важное для анализа поле матрицы
Для
установления связей между сильными
и слабыми сторонами
Таблица 16
SWOT-анализа среды предприятия
Изменения
внешней
среды Характеристики внутренней среды |
Возможности:
1. расширение производства 2. расширение ассортимента продукции 3. возможность привлечения молодых высококвалифицированных специалистов; 3. увеличение инвестиций в производство |
Угрозы:
1. предпочтение потребителей покупать продукцию у конкурентов; 2. ужесточение конкуренции; 3. отсутствие платежеспособного спроса 4. рост инфляции 5. отказ банков в выдаче кредитов, высокий процент по кредиту |
Сильные
стороны:
1. Постоянный контроль качества 2. Наличие постоянных заказчиков; 3. Увеличение выручки от реализации; 4. Использование качественного материала и сырья 5. высокий профессионализм работников |
Поле СИВ
Увеличение доли рынка благодаря более широкому ассортименту продукции. Внедрение в производство новых видов продукции, которые пользуются спросом на рынке Ориентация на потребителя |
Поле СИУ
Снижение себестоимости за счет использования качественного сырья, уменьшения отходов, снижения затратоемкости производства |
Слабые
стороны:
1. высокая цена по сравнению с конкурентами; 2. недостаток финансовых ресурсов 3. высокая изношенность оборудования 4. отсутствие вложений в НИОКР и разработку перспективного продукта 5. неэффективная система оплаты труда |
Поле СЛВ
Улучшение качественного состава персонала, отбор молодых высококвалифицированных кадров; направить чистую прибыль на техническую и технологическую модернизацию, обновление оборудования |
Поле СЛУ
Временное снижение цен на продукцию для ограничения возможностей потенциальных конкурентов, постоянная работа над качеством продукции |
Финансово-экономический анализ предприятия показал, что на протяжении 2007-2009 гг. деятельность предприятия неустойчива. Поэтому для повышения эффективности деятельности необходимо наращивать объемы производства за счет улучшения продуктовой структуры продаж, качества продукции, ввод в производство новых пользующихся спросом видов продукции и т.д. При этом одновременно необходимо выискивать резервы снижения затрат предприятия, что позволит снизить затратоемкость производства в целом.
Итоговая комплексная оценка позволяет учесть все важнейшие параметры инновационной деятельности предприятия. Комплексная оценка с целью инновационного анализа должна включать показатели инновационного потенциала.
Таблица 17
Матрица исходных данных
Показатели | Отчетные данные | Оптимальное значение | ||
2007 | 2008 | 2009 | ||
1.
Коэффициент текущей |
1,56 | 1,90 | 1,78 | 2 |
2. Коэффициент критической оценки | 0,46 | 0,61 | 0,50 | 1 |
3. Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,05 | 0,11 | 0,17 | 0,2 |
4.
коэффициент финансовой |
0,39 | 0,41 | 0,43 | 0,6 |
5.
Коэффициент финансовой |
2,64 | 3,31 | 3,18 | 0,8 |
6.
Коэффициент обеспеченности |
-0,43 | -0,33 | -0,34 | 0,1 |
7. Рентабельность активов | 0,067 | 0,133 | 0,085 | 0,05 |
8. Рентабельность продаж | 0,055 | 0,081 | 0,051 | 0,15 |
9. Коэффициент роста выработки | 1 | 1,27 | 1,07 | 1,07 |
10. Коэффициент роста имущества | 1 | 1,17 | 1,08 | 1,05 |
11. Комплексная рейтинговая оценка | 5,941 | 5,660 | 5,434 | - |
Рейтинговая оценка предприятия значительно удалена от нуля. Это подтверждает тот факт, что финансово-экономическое положение предприятия неустойчиво. Его финансовая устойчивость невысока, наблюдаются невысокие показатели платежеспособности, высока зависимость от заемных средств.
На протяжении 2007-2009 гг. прослеживается рост выручки предприятия. При этом чистая прибыль предприятия снижается в 2009 г. Это отразилось на показателях рентабельности, которые имеют динамику снижения к 2009г. Это подтверждает снижение эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности невысокие. Показатели платежеспособности говорят о невысокой платежеспособности предприятия, они не соответствуют нормативным значениям. Значит, предприятие нарушает платежную дисциплину по своим обязательствам.
Организация испытывает недостаток в собственных оборотных средствах. На протяжении 2007-2009 гг. данный показатель отрицателен. Это свидетельствует о неустойчивом положении предприятия. Недостаточна доля собственных средств. Она ниже нормативного значения в 50%. Т.е. в организации значительно превышает величина заемных средств, что снижает устойчивость предприятия. Это снижает самостоятельность предприятия. Наблюдается динамика роста фондоотдачи, что говорит о повышении эффективности использования основных средств. Можно сделать вывод, что деятельность предприятия неустойчива. Снижается окупаемость и рентабельность продаж и производства к 2009 г.
Задача исследования и оценки стратегии состоит в том, чтобы определить, насколько эффективно развивалось предприятие в рамках действующей стратегии.
Для оценки применим «золотое правило экономики», характеризующее экономическую деятельность предприятия:
ТПб >ТVр>Так >100%
где ТПб - темп изменения балансовой прибыли, %;
ТVр - темп изменения объема реализации, %;
Так - темп изменения вложенного в имущество капитала, %.
Таблица 18
Анализ соотношения темпов роста основных показателей
Показатель | Формула расчета | Годы | Темпы роста, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/ 2007 | 2009/ 2008 | ||
1. Стоимость имущества | Форма № 1, стр. 300 | 229056 | 268707 | 289957 | 117,31 | 107,91 |
2. Объем реализации (выручка от реализации) | Форма № 2, стр.010 | 347371 | 495187 | 549243 | 142,55 | 110,92 |
3. Балансовая прибыль | Форма № 2, стр140 | 15322 | 35661 | 24562 | 232,74 | 68,88 |
На основе данных табл. 18 можно составить следующие неравенства:
2008г.: ТПб >ТVр>Так >100%
2009г.: ТVр > Так >ТVр >100%
Если в 2008 г. золотое правило сохраняется, то к 2009 г. данное неравенство не выполняется. В 2009г. значительно преобладает темп роста выручки, ниже темп роста активов и прибыли предприятия. Т.е. темп роста выручки превышает темп роста прибыли предприятия, что подтверждается снижением показателя рентабельности продаж к 2009 г.
Расчет индекса экономического роста выполнен в табл. 19.
Таблица 19
Расчет индекса экономического роста
Показатель | Формула расчета | Годы | Темпы роста, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/ 2007 | 2009/ 2008 | ||
1. Производительность труда | Форма № 2, стр. 010 / Среднесписочная численность работников | 892,98 | 1138,36 | 1215,14 | 127,48 | 106,74 |
2. Фондоотдача основных производственных фондов | Форма № 2, стр. 010 / Форма № 1, стр. 190 | 4,65 | 4,39 | 4,25 | 94,26 | 96,82 |
3. Среднесписочная численность работников | Данные отдела кадров | 389 | 435 | 452 | 111,83 | 103,91 |
4. Стоимость основных средств | Форма № 1, стр. 190 | 130966 | 150021 | 166381 | 114,55 | 110,91 |
Индекс экономического роста | - | - | - | - | 0,938 | 0,897 |
Информация о работе Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод»