Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение инновационного обеспечения инновационной деятельности, управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод». Для проведения анализа используются данные бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2007-2009 гг.

Содержание

Введение 3
1. Информационное обеспечение инновационной деятельностью 5
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2. Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций 6
1.3. Состав информации для участников инновационного процесса 13
2. Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ и оценка инновационного потенциала 22
2.2.1. Анализ производственного потенциала 22
2.2.2. Оценка организационно-технического уровня производства 26
2.2.3. Анализ финансового состояния и оценка финансовых ресурсов 27
2.2.4. SWOT-анализ предприятия 33
2.2.5. Комплексная оценка инновационной деятельности предприятия 37
2.3. Разработка инновационной стратегии предприятия 38
2.3.1. Оценка действующих стратегий развития предприятия 38
2.3.2. Выбор и обоснование инновационной стратегии 39
2.4. Формирование инновационной программы предприятия 41
2.4.1. Разработка концепции проекта развития предприятия 41
2.4.2. Оценка эффективности инновационного проекта 49
2.4.3. Оценка риска проекта развития 53
Заключение 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

3414, оао советский, нов..doc

— 842.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Приложение  

Введение

 

      Актуальность  темы исследования подтверждает тот  факт, что в современных условиях конкурентоспособность промышленного предприятия во многом определяется его инновационной активностью, т.е. проведением эффективной инновационной стратегии, что особенно важно для научно-производственных предприятий и компаний, занятых разработкой новых продуктов и технологий.

      Внедрение инноваций позволяет оперативно реагировать на запросы рынка  и поддерживать тем самым рентабельность и финансовую устойчивость. Инновационная деятельность, как никакой другой вид деятельности, нуждается в информационном обеспечении.

      Специфика информационного обеспечения инновационной  деятельности заключается в том, что предприятиям требуется не только научно-техническая информация, но и также информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и «ноу хау», о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги и т.д. Таким образом, информационное обеспечение инноваций должно носить комплексный характер и оно выходит за рамки обычного библиотечного дела.

      Управление  разработкой и внедрением инноваций  на предприятиях неразрывно связано с постоянным принятием решений и осуществлением контроля за их реализацией. Оба эти вида деятельности предполагают получение и переработку определенной информации – как о внешней среде, так и о процессах, происходящих внутри предприятия. Поэтому можно говорить о существовании информационной среды – внешней и внутренней, - в которой потенциально содержится информация для осуществления актов принятия решений об инновациях и контроля их исполнения.

      Информационная  среда является важнейшей частью процессов разработки и внедрения нововведений и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях инновационной деятельности. Чем глубже информационная проработка на начальной стадии принятия решения об инновации, тем более обоснованное принимается решение и, как следствие, успешно проходит его реализация.

      Без должного информационного обеспечения  успех нововведений бывает случайным, а в некоторых случаях, недоучет определенных факторов вследствие недостаточной информированности является причиной отказа от инновации на более поздних стадиях ее реализации.

      Цель  данной курсовой работы является изучение инновационного обеспечения инновационной деятельности, управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод».

      Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме исследования,
  2. Дать характеристику предприятия,
  3. Оценить инновационный потенциал,
  4. Разработать инновационную стратегию предприятия,
  5. Сформировать инновационную стратегию предприятия.

      Объектом  исследования выступает ОАО «Советский молочный завод». Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.

      Для проведения анализа используются данные бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2007-2009 гг.

 

1. Информационное обеспечение инновационной деятельностью

1.1. Инновации, их  экономическая сущность  и значение

 

     Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

     Инновация - это развивающийся комплексный  процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [1. C. 45].

     Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.       

     Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

     Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

     Первый  подход отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности [1. C.52-53].

     Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

1.2. Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций

 

     На  стадии появления идеи об инновации  большее значение имеет внешняя  информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для технологических и технических инноваций большинство обследованных предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные выставки, семинары и др.

       В советское время информационная поддержка предприятий в области новой техники и технологий была поставлена на достаточно высоком уровне. Этой работой занимались отраслевые НИИ, доводили информацию до предприятий в виде информационных листов, специализированных журналов, регулярно проводились конференции и семинары по разным вопросам научно-технического прогресса в отраслях, обмену опытом и т.п. В настоящее время эта система почти полностью разрушена. Многие журналы либо вовсе не выпускаются, либо они стали практически недоступны многим предприятиям по причине высокой стоимости. Оставшиеся отраслевые НИИ сами испытывают затруднения с получением информации, имеющуюся у них информацию распространяют на коммерческой основе.

     Информация  становится таким же товаром, как  и сама продукция предприятий. Многие предприятия отмечают в качестве основного источника информации об инновациях связи с зарубежными фирмами, участие в выставках за рубежом, контакты с иностранными специалистами, стажировки на крупных фирмах, заграничные командировки. Но такие возможности доступны далеко не всем предприятиям и они отмечают информационный голод [9. C. 23-24].

     Еще одним источником информации указывается  Internet, но как следует из материалов исследований, Internet используется больше для рекламы своей продукции. Многие руководители предприятий отмечают случайный характер инноваций, так как информацию об инновациях получили от своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу в ходе каких-то контактов.

     В некоторых случаях информация "сама приходит" на предприятие от заказчиков новой продукции. С разрушением отраслевых министерств, также осуществлявших ранее информационное обеспечение предприятий, создаются ассоциации производителей определенных видов продукции. Ассоциации осуществляют централизованно связи с потребителями продукции и информируют своих членов о нововведениях в отрасли, поддерживают связи с зарубежными учеными, осуществляют выход на европейские и мировые источники информации.

     Таким образом, в условиях информационного бума с одной стороны, и с другой – информационного голода предприятий в области новой техники и технологий, информация об инновациях приходит на предприятия разными, порой неожиданными путями. Отсутствует система информирования предприятий о достижениях в конкретных областях науки и техники, не сформирован рынок информационных услуг такого вида.

     На  стадии принятия решения об инновации  роль информационной поддержки этого процесса возрастает. Качество принимаемого решения во многом зависит от объективности, всесторонности, достоверности, точности, полноты и других качеств информации, используемой при принятии решения. На этой стадии внешняя информация об инновации должна быть увязана с внутренней [9. C. 32-33].

     Желаемые  параметры нововведения должны быть соизмерены с возможностями предприятия, его готовностью к инновации. Возможности предприятия – это его производственный потенциал, кадровый потенциал, положение на рынке, финансовое состояние и др.

     В материалах исследований имеются примеры  инноваций, когда недостаток информации внешнего характера и трудности ее получения (Деталь) привели к принятию необоснованного решения, так как не были учтены особенности технологии литья для нового вида продукции. В результате от инновации пришлось отказаться. В связи с неполной информацией о нововведении в процессе разработки выявляются побочные эффекты, которые приводят к дополнительным затратам или к изменениям технологии (Огни). Можно привести и другие примеры.

     Внутренняя  информация, связанная с оценкой  собственных возможностей предприятий, на стадии принятия решения также имеет большое значение. Предприятия, на которых внедрены компьютеризированные системы управления, в этом смысле оказываются в более выгодном положении.

     Действующие информационные технологии позволяют в короткий срок получить полную и достоверную информацию о состоянии производства, поставщиках, потребителях, наличии ресурсов и др. Из обследованных предприятий настоящая компьютеризация управления внедрена на немногих предприятиях. Ярким примером может служить "Полотно", где последовательно внедряется комплексная автоматизированная система.

     На  большинстве предприятий автоматизированы отдельные функциональные области управления, то есть компьютеризация носит прикладной характер (от слова приложение – задача). Как правило, отдельные приложения информационно между собой не связаны, часто информация, поступающая из разных приложений, противоречива. Внутренняя информация служит для оценки затрат предприятия на инновации, источников и способов финансирования нововведения, расчетов сроков окупаемости и эффективности проектов.

     На  стадии внедрения инноваций также  возникают проблемы с недостатком информации. Для технологических и технических инноваций при освоении новой техники и технологии возникает много проблем при наладке оборудования и доведением технологии. Как отмечается в некоторых случаях, раньше можно было съездить на другие предприятия, поделиться опытом, позаимствовать идеи, узнать технологические параметры, режимы обработки и т.п. Сейчас это стало практически невозможно, или вообще не пускают на предприятие, или "будут косо смотреть".

     В некоторых случаях привлекаются специалисты НИИ на договорной основе. Например, завод ЗАП заключил договор с НИИ об информационном обслуживании. Но, как правило, приходится "вариться в собственном соку". Такие проблемы связаны с тем, что некоторые инновации направлены на освоение производства продукции взамен импортного аналога. При этом не покупается лицензия, патент и другая документация, так как в этом случае инновация теряла бы всякий смысл.

     Основной целью таких нововведений является удешевление продукта, повышение конкурентоспособности за счет низкой цены. Здесь неформальные каналы указываются в качестве одного из основных источников информации [19. C. 23].

Информация о работе Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод»