Управление финансовыми результатами и рентабельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий 5
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им 5
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов 6
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов 9
1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия 13
1.5 Краткий обзор литературных источников 16
Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж 17
2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе 19
2.3 Управление рентабельностью продукции 21
2.4 Эффект финансового рычага 22
2.5 Операционный анализ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

ррр2.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     2.5 Операционный анализ

     Операционный  анализ строится вокруг силы влияния  операционного (производственного) рычага. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов. [17] Чем больше уровень постоянных издержек, тем выше сила воздействия операционного рычага. Под постоянными затратами следует понимать такие издержки, которые не изменяются при увеличении (уменьшении) объема производства. К таким можно отнести арендные платежи, выплаты процентов по кредитам и др.  К переменным относят те, которые изменяются прямо пропорционально в зависимости от изменения объема выпуска продукции (затраты на сырье и материалы)

     В качестве промежуточного финансового  результата при определении эффекта  операционного рычага выступает  валовая маржа.

     Валовая маржа = Выручка от реализации –  Переменные затраты,

     Сила  операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Данный показатель рассчитывается для определенной выручки от реализации. С изменение выручки от реализации меняется и сила операционного рычага. [18, 205]

     Сила  операционного рычага = Валовая маржа / Прибыль = (Выручка от реализации - Переменные затраты) / (Выручка о  реализации - Переменные затраты –  Постоянные затраты)

     Рассмотрим  силу действия операционного рычага на следующем простом примере: пусть: выручка от реализации продукции на предприятии составила 1400 млн руб. при переменных затратах 800 млн руб. и постоянных затратах 500 млн руб.

     В данном примере, Валовая маржа = 1400 млн. руб. – 800 млн. руб. = 600 млн. руб. Сила операционного рычага = 600 млн. руб. / (1400 млн. руб. – 800 млн. руб. – 500 млн. руб.) = 600 млн. руб. / 100 млн. руб. = 6. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем, на 3 %, прибыль возрастает на 3%*6 = 18%; при снижении выручки от реализации на 10 % прибыль снизится на 10% *6 = 60%, а увеличение выручки на 10 % даст прирост прибыли на 10%*6 = 60%.

     Проверим  наши расчеты. Предположим, что выручка  от реализации в следующем периоде  возрастет на 10 %, т.е. составит 1400 млн. руб.+ 1400 млн. руб. * 0,1 = 1540 млн. руб. Тогда постоянные затраты по правилам их движения остаются прежними – 500 млн. руб., а переменные затраты по правилам их движения возрастут тоже на 10 % и составят 800 млн. руб. + 800 млн. руб. * 0,1=880 млн. руб. Суммарные затраты будут равны 500 млн. руб. + 880 млн. руб. = 1380 млн. руб. Прибыль в новом периоде составит 1540 млн. руб. – 500 млн. руб. – 880 млн. руб. = 160 млн. руб., что на 60 млн. руб. и на 60 % больше прибыли прошлого периода.

     Увеличение выручки на 10 % обусловило прирост прибыли на 60 %. Этот прирост является результатом эффекта операционного (производственного) рычага.

     По  примеру видно, что с помощью  производственного левередижа, финансовый менеджер может легко управлять  величиной прибыли в следующем периоде, запланирую величину возможной выручки. Для этого ему необходимо лишь проанализировать структуру затрат. [20]

     Однако  ему необходимо также знать, что  действовать операционный рычаг  будет лишь тогда, когда валовая  маржа сможет полностью покрыть постоянные затраты (потому, что не покрыв их предприятие будет работать в убыток). Случай, когда разница между валовой маржой и постоянными затратами равен нулю, называется порог рентабельности (точка безубыточности, «мертвая точка»). Эта величина показывает, с превышения какого размера выручки предприятие начнет получать прибыль (при данном уровне постоянных затрат). [17]

     Рассчитывается  порог рентабельности путем деления  на величину валовой маржи произведения выручки и постоянных затрат. В  нашем случае, он будет равен (1400 млн. руб. * 500 млн. руб. \ 600 млн. руб.) 1167 млн. руб. Это означает, что при превышении этой величины, предприятие начнет получать прибыль.

     Есть  еще один показатель в операционном анализе, который называется запас  финансовой прочности. Он равен разнице между фактической выручкой и порогом рентабельности. В нашем примере это 233 млн. руб (1400 млн. руб. – 1167 млн. руб). Чем выше запас финансовой прочности, тем ниже предпринимательский риск и наоборот.

     И здесь возникает дилемма перед финансовым менеджером. Все дело в том, что эффект операционного рычага будет тем больше, чем ближе будет находится выручка к порогу рентабельности (тогда будет высок удельный вес постоянных затрат в структуре затрат, что и приводит к большому увеличению прибыли при небольшом увеличении выручки), но при этом будет низок запас финансовой прочности, что при вдруг возникших неблагоприятных условиях может привести к общему убытку. И наоборот, при высоком запасе финансовой прочности, большой отдачи от действия операционного рычага не будет, так как постоянные затраты итак покрыты с лихвой. Если же менеджер опять хочет добиться высокого показателя операционного левериджа, то необходимо либо увеличивать постоянные затраты, либо снижать переменные в структуре общих затрат. [21, 298]

     Самое главное, что должен помнить здесь  менеджер это то, что силу операционного  рычага нужно каждый раз пересчитывать  при изменении выручки от реализации.      
 
 
 
 
 

     Заключение

     В ходе проделанной работы была достигнута основная цель – изучены теоретические основы управления прибылью и рассмотрены основные современные методики управлению ею.

      В первой теоретической главе мы выяснили, что под управлением финансовым результатом необходимо понимать комплекс мер направленных на укрупнение, стабилизацию и иногда восстановление итоговых финансовых показателей. Поняли, что процесс управления финансовым результатом происходит не только на стадии формировании, но и  при его распределении и использовании.

      Также была обоснована важность анализа финансовых результатов. Все дело в том, что любые практические рекомендации, которые предлагает применить  в будущем периоде финансовый менеджер, должны иметь четкое обоснование, которое может быть получено только при проведении глубокого и детального анализа итоговых показателей текущего года и сравнение их с аналогичными показателями предыдущих периодов. Хорошо проведенный анализ позволяет выявить слабые места и определить резервы роста, использование которых может привести к существенному скачку  финансовых результатов.

      Также в теоретической главе было рассказано об основных показателях финансовых результатов и принципов их формирования, а также сказано об основных источниках информации, позволяющих проводить  анализ результатов деятельности предприятия  и принимать управленческие решения на его основе. Вывод здесь прост: чем больше и достовернее у вас информации, тем более актуальны и практичны будут ваши рекомендации и выводы.

      В общем же следует отметить, что  управление финансовыми результатами необходимо, так как оно позволяет:

  • осуществлять стратегические задачи, поддерживать оптимальную структуру и наращивать производственный потенциал предприятия;
  • обеспечить текущую финансово-хозяйственную деятельность (принцип самофинансирования);
  • обеспечить максимизацию благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде;
  • обеспечить стабильное формирование доходной части бюджетов всех уровней;
  • привлекать потенциальных инвесторов, что приводит к получению дополнительных инвестиций для развития предприятия.

     Во  второй главе было уделено внимание решению конкретных задач и применению различных методик управления финансовыми  результатами предприятия на основании  бухгалтерской отчетности.

       Здесь часть параграфов была посвящена факторному анализу прибыли от продаж и прибыли до налогообложения ОАО «Энел ОГК-5» для принятия решений по их управлению, а также факторному анализу рентабельности продукции данного предприятия. Основной вывод здесь в том, что данная методика позволяет увидеть корни многих финансовых проблем, которые визуально не заметны.

     А именно: увеличение прибыли от продаж в 2011 по сравнению с 2010 годом на предприятии ОАО «Энел ОГК-5» составило 60,2%. С первого взгляда выглядит все очень хорошо, но факторный анализ формирования прибыли от продаж позволил узнать, что рост цен на продукцию предприятия обеспечил 114,1% роста прибыли. Такое значение свидетельствует об очень низком качестве прибыли, так как ее росту не способствовала оптимизация внутренних процессов на самом предприятии, а произошел он за счет простого изменения ценника.

     Кроме того, имел место высокий рост себестоимости, который снизил потенциальную прибыль  от продаж предприятия на 70,8%. На наш  взгляд, руководству необходимо оптимизировать издержки на производство продукции. Может быть есть смысл в смене поставщиков сырья или снижении управленческих и коммерческих расходов. Решение этих вопросов привести к существенному скачку прибыли от продаж. Также руководству предприятия следует пересмотреть ценовую политику, чтобы не потерять клиентскую базу, которая может отказаться от продукта предприятия при сохранении цен на высоком уровне, и тем самым обеспечить приемлемый финансовый результат будущего года.

     Структура формирования прибыли до налогообложения  на ОАО «Энел ОГК-5» в 2010 году также  не может быть признана удовлетворительной. Дело все в том, что три фактора из шести показали отрицательную динамику, один нейтральную и лишь два оказали положительное динамику. При чем существенное увеличение одного (прибыли от продаж на 79 %) и привело в итоге к увеличению прибыли до налогообложения на 64 %  Все это показывает крайнюю несбалансированность в формировании финансовых результатов, что говорит о необходимости проведения другой финансовой политики в будущем году, рекомендации по которой были даны по ходу изложения материалов и приведения расчетов в соответствующем параграфе второй главы.

     Анализ  рентабельности выпускаемой продукции  ОГК-5 в 2010 году, также показал, что общий рост рентабельности на 4 %, был вызван влиянием цен  (+13%), в то время как затраты по себестоимости тянули общий показатель вниз (-9%), а структурные сдвиги не оказали никакого влияния. Эти расчеты опять же свидетельствует о несбалансированности в формировании финансовых результатов и необходимости обращения на них пристального внимания со стороны финансового руководства ОГК-5.   

       В другом параграфе второй главы был рассмотрен эффект действия финансового рычага, позволяющий изменить показатель финансовой рентабельности. После рассмотрения действия данного метода напрашивается вывод о том, что пользуясь финансовым рычагом, финансовый менеджер достаточно легко может добиться желаемого результата по показателю рентабельности собственного капитала. Причем эффект рассчитывается довольно просто. Даже не нужно быть специалистом в области финансов, чтобы понять (при первом же взгляде на формулу), что наиболее сильного эффекта можно добиться при сочетании максимального положительного дифференциала и максимального значения плеча рычага. Все что требуется это нахождение такого сочетания. И ни в коем случае нельзя забывать, что дифференциал рычага должен быть всегда положительным, иначе итоговое значение получится отрицательным, что приводит  к убыткам собственников и безразличности со стороны потенциальных инвесторов.  

       Весьма прост, практичен и, наверно, еще более действенен операционный рычаг, который способен довести прибыль от продаж до запланированного значения. Чтобы оценить эффект операционного рычага необходим анализ затрат предприятия. А именно следует знать какова доля и величина постоянных и переменных затрат в общем объеме затрат. Ясно, что внешний пользователь не сможет провести такой анализ, а значит и оценить эффект операционного рычага, однако в руках штатного финансового менеджера это сильное оружие. Здесь также простая формула, которая позволяет четко определить изменение объема будущей прибыли, при заданном изменении объема продаж.

       Не менее важны в операционном анализе показатели порога рентабельности  и запаса финансовой прочности, которые показывают уровень выручки полностью покрывающей все затраты и разницу между фактической выручкой и пороговой выручкой соответственно. Анализ этих величин способен показать не только их влияние на конечный финансовый результат, а также дает сведения о финансовой устойчивости и перспективности развития предприятия.

     Список использованных источников

     1. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г.) – www.garant.ru

     2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г.) – www.garant.ru

Информация о работе Управление финансовыми результатами и рентабельностью