Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий 5
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им 5
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов 6
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов 9
1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия 13
1.5 Краткий обзор литературных источников 16
Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж 17
2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе 19
2.3 Управление рентабельностью продукции 21
2.4 Эффект финансового рычага 22
2.5 Операционный анализ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложения 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственная
Полярная академия
Кафедра
экономики и финансов
По дисциплине: Финансовый менеджмент
«Управление финансовыми результатами и рентабельностью»
Дук Д. В.
Преподователь:
доц.
Дедюхина Н. В.
Санкт-Петрбург
2011
Содержание
Введение
Эффективная
деятельность предприятий и хозяйственных
организаций, стабильные темпы их работы
и конкурентоспособность в
Важнейшей формой управления финансами предприятия должны стать решения, суть которых сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежном и финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов: платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования.
Для
выполнения данной задачи необходима
постановка эффективного механизма
финансового менеджмента на предприятии
– инструмента повышения
Для
того этого необходимо как минимум
две составляющих: 1) профессиональные
управленческие кадры, 2) эффективные
инструменты, методики и методы, позволяющие
рационально управлять
Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что от качества управления финансовыми результатами зависит не только судьба самой компании (что очевидно, вследствие действия принципа самофинансирования), но и других участников рынка, например таких как: государство, которое пополняет бюджет за счет прибылей коммерческих организаций; инвесторы, размер дохода которых так же зависит от финансовых результатов фирм, в которые они вложились; трудовые коллективы также материально заинтересованы в высоких финансовых результатах, потому что за счет них формируется фонд потребления, осуществляются различные поощрительные и социальные выплаты. Не надо забывать и о том, что за счет финансовых результатов формируется резервный фонд организации, который призван гарантировать права кредиторов в случае невозможности исполнения обязательств перед ними за счет других средств. Также прибыль идет на финансирование основных фондов организации и выплату дивидендов. Определенная доля положительного финансового результата может отправиться и на благотворительность. Видно, что на показателях финансовых результатов завязано очень много субъектов экономической деятельности, что говорит о чрезвычайной важности работы финансового менеджера.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов управления финансового результата, а также применение некоторых методик управления на основе отчетности ОАО «Энел ОГК-5».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Энел ОГК-5». Вся финансовая информация данной организации была взята из бухгалтерской отчетности за 2010, опупликованной на сайте www.ogk-5.com. Форма 1 и Форма 2 бухгалтерской отчетности данной организации приведены в приложениях.
Предметом исследования являются механизмы формирования и использования финансовых результатов предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им
Под финансовым результатом надо понимать, выраженный в денежной форме, экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений. [8, 45] Если этот итог имеет отрицательный знак, то его называют убытком, если положительный – прибылью. Формирование финансовых результатов имеет принципиальное значение для любого предприятия, поскольку его положительное значение является побудительным мотивом и целью предпринимательской деятельности. Финансовый результат является обобщающим результатом деятельности и выступает абсолютным показателем эффективности деятельности организации.
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете 99 «Прибыли и убытки» путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на этом счете отражаются по кумулятивному (накопительному) принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), как правило, — главная составляющая финансового результата отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами.
Также на размер финансового результата влияют прочие операционные доходы и расходы от операций, связанных с движением имущества предприятия (реализация основных средств и другого имущества) и сальдо внереализационных операций.
Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает условием следующего витка его деятельности. А значение этого результата будет зависеть от качества управления им. [10, 93]
Под
управлением финансовыми
В общем плане текущие задачи по управлению финансовыми результатами определяются хозяйственной деятельностью предприятия, зафиксированной практически в каждом уставе: улучшение финансовых результатов или максимизация прибыли.
К конкретным задачам по улучшению финансового результата относятся: оптимизация затрат (оценка размеров и структуры, выявление резервов, рекомендации по снижению и др.); оптимизация доходов (соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и др.); реструктуризация активов предприятия (выбор и обеспечение разумного соотношения активов); обеспечение дополнительных доходов предприятия; совершенствование расчетов с контрагентами (повышение денежной составляющей в объеме продаж); совершенствование финансовых взаимоотношений с дочерними обществами.
Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли взаимосвязаны, поэтому подготовка каждого управленческого решения по формированию, распределению и использованию прибыли должны иметь альтернативные возможности. Соответственно сама система управления прибылью должна быть динамичной, учитывающей изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления предприятием и т.д. При этом управление прибылью должно учитывать не только тактические цели предприятия, но и стратегические. [23, 128]
Естественно, что все управленческие решения в этой области принимаются не спонтанно, каждое из них должно быть экономически обоснованно и тщательно обдумано соответствующим подразделением предприятия (на больших предприятиях это обычно финансовые отделы и службы; в небольших эти функции лежат на одном человеке – финансовом менеджере; в совсем маленьких решением таких вопрос занимаются смежные сотрудники – обычно бухгалтеры). Здесь необходимо обращаться к анализу финансовых результатов.
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов
Анализ финансовых результатов представляет собой процесс исследования условий и результатов их формирования и использования для выявления резервов с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Целями проведения анализа финансовых результатов являются [4, 23]:
- своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий;
- выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов их роста;
- разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия;
- разработка предложений по распределению прибыли предприятия после налогообложения.
Анализ финансовых результатов подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков: [7, 71]
1. По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
- анализ формирования прибыли ведетсяч в разрезе основных сфер деятельности предприятия.
- анализ распределения прибыли проводится по основным направлениям ее использования.
2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
- внутренний анализ проводится с использованием всей совокупности имеющейся информации; но результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
- внешний анализ проводится по материалам отчетности, публикуемым предприятием в открытой печати.
3. По масштабам деятельности выделяют следующие виды анализа:
- анализ результатов по предприятию в целом;
- анализ результатов по структурному подразделению;
- анализ результатов по отдельным изделиям.
4. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ:
- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов формирования, распределения и использования прибыли в комплексе;
- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли.
Информация о работе Управление финансовыми результатами и рентабельностью