Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий 5
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им 5
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов 6
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов 9
1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия 13
1.5 Краткий обзор литературных источников 16
Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж 17
2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе 19
2.3 Управление рентабельностью продукции 21
2.4 Эффект финансового рычага 22
2.5 Операционный анализ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложения 31
5. По периоду и глубине проведения выделяют:
- предварительный анализ, связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных финансовых операций, при составлении бизнес-плана; анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
- последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов, выявления факторов повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом или предыдущим периодом;
- детализированный анализ, проводимый в разрезе каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
В ходе проведения анализа используют разнообразные приемы и методы анализа, позволяющие получить качественную и количественную оценку финансовых результатов деятельности предприятия. [7, 72] К ним можно отнести:
1. Горизонтальный анализ. Дает характеристику изменений показателей за временные промежутки.
2. Вертикальный анализ. Характеризует удельный вес каждого показателя в общем итоге (валюте) баланса предприятия.
3. Сравнительный анализ. Позволяет давать оценку любому показателю. Причем чем больше баз сравнения, тем глубже результаты исследования. Здесь плановые данные сравниваются с ожидаемыми или фактическими показателями за предплановый период для изучения качества планирования, обоснованности, напряженности планов. Сравнительный анализ должен проводиться по однотипным группам предприятий с сопоставимыми условиями работы.
4. Относительные величины. Используются для дополнения характеристик абсолютных значений изучаемых показателей. Они определяются делением одной абсолютной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравнения.
5. Балансовый метод. Путем сравнения балансовых аналитических таблиц и расчетов проводится комплексное изучение состава, размещения, использования и источников формирования активов предприятия, покрытия дебиторской задолженности кредиторской, расходов – доходами и т.п. Данный способ служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
6. Прием цепных подстановок. При этом методе последовательно заменяются базисные величины каждого фактора (плановые или фактические данные за прошлый период) на фактические данные отчетного периода. В пересчетах в первую очередь заменяются базисные данные на фактические данные отчетного периода по количественным и структурным показателям, а затем и по качественным показателям (факторам). Т.о. этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.
7. Индексный метод. Основывается на относительных величинах, определяемых отношением фактических значений показателей отчетного периода к их базисному уровню.
8. Метод группировок. Применяется для изучения взаимосвязи между показателями при большом числе данных. Этот метод позволяет установить наличие, характер и направление взаимосвязи между анализируемыми показателями. Группировки целесообразно применять при подготовке первичных данных и их аналитической обработке. Здесь показатели группируются и сводятся в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявление факторов, влияющих на изменение показателей.
9. Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линии, прямоугольники, круги и др.). Также велико и аналитическое значение графиков. Данный метод обеспечивает наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. При проведении анализа могут составляться столбиковые, круговые, линейные и другие графики. Они используются для изучения степени выполнения планов (путем сравнения фактических данных с плановыми), динамики показателей и т.п.
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются абсолютными и относительными показателями. К абсолютным можно отнести прибыль (убыток) от продажи товаров, прибыль (убыток) от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода и другие показатели. К относительным показателям можно отнести различные соотношения прибыли и затрат или вложенного капитала. Важное место среди них занимают показатели рентабельности. [9,178]
В процессе анализа финансовых результатов используют различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают прибыль от реализации, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов, чистую прибыль.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и необлагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных фондов, принадлежащих владельцу фирмы). [24, 45]
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг.
Прибыль от реализации продукции в целом зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объем реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен [22, 202]:
- объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемов продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
- структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
- себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции. [4, 267]
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы.
К внереализационным доходам относятся: кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности, поступление ранее списанных долгов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков связи с нарушением хозяйственных договоров, от зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, курсовые разницы и др.
В состав расходов от внереализационных операций включаются: убытки от списания недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, когда виновники не установлены; суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году и др.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие операционные доходы и расходы – это поступления и расходы от реализации основных средств, иного имущества и дебиторской задолженности; списание основных средств с баланса в результате морального износа; сдача имущества в аренду; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленная в отчетном году и др.
В
общем, схема формирования финансового
результата предприятия имеет следующий
вид (рисунок 1): [22, 153]
Рис.1 Схема формирования финансового результата предприятия
Показатели рентабельности – относительные показатели, характеризующие эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. [14, 280]
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).
Рассмотрим некоторые из указанных показателей.
Информация о работе Управление финансовыми результатами и рентабельностью