Управление финансовыми результатами и рентабельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий 5
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им 5
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов 6
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов 9
1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия 13
1.5 Краткий обзор литературных источников 16
Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж 17
2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе 19
2.3 Управление рентабельностью продукции 21
2.4 Эффект финансового рычага 22
2.5 Операционный анализ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

ррр2.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     2. Влияние изменения себестоимости  на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 48 437 339 тыс. руб. – (38 238 319 тыс. руб. * 1,168) = 3 774 982 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

     3. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

     Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом: 1) выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 50 911 215 тыс. рублей; 2) фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (38 238 319 тыс. руб. * 1,168) составила   44 662 356 тыс. рублей; 3) прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (50 911 215 тыс. руб. – 44 662 356 тыс. руб.) = 6 248 859 тыс. рублей. 4) Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:   (6 248 859 тыс. руб. - 5 356 654 тыс. руб. * 1,168) -7 712 тыс. руб.

     4. Для определения влияния цен  реализации продукции, работ,  услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного  периода, т.е.: 57 020 561 тыс руб - 50 911 215 тыс. руб = 6 109 346 тыс. рублей.

     Все итоги сведем в таблицу (см. таблицу 2 в приложениях):

     Вывод: Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы, что привело к существенному давлению на показатели прибыли от продаж. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние структуры ассортимента. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен и ростом объемов продаж, что в итоге привело к увеличению прибыли от продаж по сравнению с базисным годом на 60,2%. Следовательно, резервами роста прибыли являются увеличение доли более рентабельной продукции в ассортименте продукции, а также необходимо провести работу по снижению себестоимости, что возможно при пересмотре договоров с действующими поставщиками или при замене  их на других.

     2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе

     Источником  получения прибыли наряду с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) может быть также деятельность предприятия, не связанная с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году; финансовая помощь от других организаций; убытки от стихийных бедствий и т.д. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. [22, 254] Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок. Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их.

     При оценке результатов финансовой деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

       Для анализа финансовых результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности источником информации будут данные формы бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также данные содержащиеся в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности ОАО «Энел ОГК-5. Для анализа нам потребуются данные о результатах от реализации основных средств, о результатах от реализации прочих активов (кроме Основных средств), о прочем операционном результате, не связанном с движением имущества, о результатах внереализационной деятельности. Составим таблицу для такого анализа на основании данных отчетности ОАО «Энел ОГК-5  (см. таблицу 3 в приложениях).

     Как видно из таблицы, увеличение прибыли  до налогооблажения на 64% было обусловлено  неравнозначным влиянием хозяйственных операций как по основным так и по прочим видам деятельности. Основными негативными факторами стали: отрицательный операционный результат и отрицательный результат от операций с прочими активами. За счет первого из них потенциальная прибыль сократилась на 20%. За счет второго почти на 8%. Из пояснительной записки предприятия следует, что произошло существенное увеличение расходов за счет безвозмездного выбытия активов. В связи с эти, необходимо установить, по каким причинам произошло безвозмездное выбытие, а при возможности определения ответственных лиц нужно установить мотивацию и наложить на них соответствующие взыскания. Огромное отрицательное влияние оказало создание дополнительных резервов по сомнительным долгам (допольнительно создано резервов на сумму 834 906 тыс. руб), в связи с этим предприятию необходимо впредь тщательнее выбирать дебиторов и не допускать задержек платежей, дабы не формировать резервы.

     Также увеличились внереализационные  расходы на 69% (однако их рост был компенсирован ростом внереализационных доходов на 135%, сто привело к общему положительному внереалезационному результату), что произошло за счет отрицательных курсовых разниц, а также роста неустоек. Это говорит о том, что нужно оптимизировать валютную политику фирмы (страховаться от валютных риском, более гибко вести договорную политику с поставщиками-иностранцами). Для снижения неустоек нужно тренировать финансовую дисциплину сотрудников. Все эти рекомендации финансовому менеджеру необходимо учесть при разработке финансового плана на следующий год.

     Основным  положительным фактором, повлиявшим на итоговый размер прибыли до налогообложения, оказался существенный рост прибыли от продаж (+78,5%). Операции от реализации основных средств влияния на конечный результат не оказали.

     В итоге формирование прибыли нельзя признать удовлетворительным, так как  ее рост в основном произошел только из-за одного фактора, все остальные  же факторы оказывали отрицательное, либо незначительное положительное  влияние. Необходимые меры руководством должны быть приняты уже в следующем отчетном периоде, так как при верном подходе и учете всех замечаний, финансовые результат 2011 года может возрасти существеннее, чем финансовый результат, показанный в 2010 году.

     2.3 Управление рентабельностью  продукции

     Рассчитывается  этот показатель следующим образом: необходимо прибыль от продаж (строка 050 баланса) поделить на полную себестоимость  продукции (суммы строк 020, 030 и 050 баланса) и умножить на сто процентов. Этот показатель характеризует величину прибыли от основной деятельности, приходящийся на каждый рубль потребленных текущих затрат. Чем выше рентабельность продукции, тем более эффективной оценивается деятельность производственного менеджмента. [19]

     В процессе управления этим показателем, в том числе и на стадии разработки финансового плана, используют результаты факторного анализа (по аналогии с факторным анализом прибыли от продаж), которые позволяют определить причины изменения рентабельности продукции с течением времени на уровне трех факторов:

     - изменение цены

     - изменение себестоимости

     - изменение структурных сдвигов в ассортименте продаж

     В отличие от факторного анализа прибыли, где исследовалось влияние четырех  факторов, в данном анализе отсутствует  объемный фактор (т. е. физического объема продаж). И это легко объяснимо, вне зависимости от того один или двадцать один товар А продаст предприятие, рентабельность продаж этого товара не изменится при неизменной цене и себестоимости.

     Алгоритм  расчета влияния указанных факторов на изменение рентабельности продукции отразим при помощи аналитической таблицы, основанной на данных ОАО «Энел ОГК-5», а также данных полученных в предыдущих расчетах. (см. таблицу 4 в приложениях).

     Таблица показывает, что рентабельность продукции  на предприятии за год выросла на 4 процента. Однако, анализ показывает, что факторы оказывали неравнозначное влияние на итоговый результат.

     А именно, удорожание себестоимости, которое  можно  объяснить, повышением размера  потребляемых ресурсов и их ценой, привело  к снижению рентабельности продукции на 9%.

     В то же время сильное положительное  влияние оказал фактор роста отпускных  цен, что способствовало увеличению исследуемого показателя на 13%.

     За  счет структурных сдвигов в ассортименте реализуемой продукции не произошло  изменения показателя рентабельности.

     Таким образом, финансовые менеджеры предприятия  при составления плана на будущий  год должны иметь в виду, что  резервами роста показателей  рентабельности являются удешевление  или экономия текущих затрат, хотя бы частично, например на уровне условно постоянных затрат (за счет снижения коммерческих и управленческих расходов, частично общепрооизводственных). Кроме того, руководству необходимо пересмотреть ассортимент продукции в области производства и продаж. Может быть следует увеличить долю рентабельной продукции в общем выпуске и снизить долю нерентабельной. Такой шаг возможен только при готовности покупателей приобретать такой тип продукции. Поэтому в этом случае нужен глубой маркетинговый анализ.

             

     2.4 Эффект финансового рычага

     Деятельность  организации может финансироваться  из различных источников. Если источником финансирования выступает заемный  капитал, то у организации возникает  эффект финансового рычага или финансового  левереджа (от английского слова leverage — рычаг). [16, 41]

     В большинстве научных и учебных  публикаций по вопросам финансового  управления организацией эффект финансового  рычага трактуется как возможное  изменение чистой рентабельности собственного капитала посредством привлечения  заемного капитала. Возникновение эффекта финансового рычага можно рассмотреть на простом примере. Покажем пример расчета эффекта финансового рычага в следующей таблице. (см. Таблицу 5 в приложениях)

     Результаты  вычислений, представленные в таблице, свидетельствуют о следующем: посредством привлечения заемного капитала организация получила возможность увеличения рентабельности собственного капитала на 15,2%, что представляется весьма важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно 15,2 копейки чистой прибыли.

     По  другому, эффект финансового рычага рассчитывается следующим образом: DFL = (1 – T)(RA – RD)D / E, [16, 42]

     где DFL — эффект финансового рычага, в %;   

     Т — ставка налога на прибыль, в относительной  величине;

     RA — рентабельность активов (EBIT х 100%/A, где А – средняя за период величина активов), в %;

     RD — ставка процента по заемному  капиталу, в %;

     D — заемный капитал, в ден.  ед.;

     E — собственный капитал, в ден.  ед.

     Подставляя  данные нашей в приведенную формулу, получим:

     DFL = (1 – 0,24)(800 х 100% / 2000 – 20%) х 1000 / 1000 = 15,2%

     Рассматривая  формулу расчета эффекта финансового  рычага, можно выделить в ней три  основных момента: [19, 362]

     1. Налоговый корректор финансового  левериджа (1-Т), который показывает  в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

     2. Дифференциал финансового левериджа  (RA–RD), который характеризует разницу  между коэффициентом валовой  рентабельности активов и средним  размером процентов за кредит.

     3. Коэффициент финансового левериджа  (D/E), который характеризует сумму  заемного капитала, используемого  предприятием, в расчете на единицу  собственного капитала.

     Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно  управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия. Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, т.к. ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию). Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. [25]

Информация о работе Управление финансовыми результатами и рентабельностью