Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:37, контрольная работа
Цель управления дебиторской задолженностью - оптимизация общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Дебиторская задолженность делится на две группы:
дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;
дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:
ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;
труднореализуемая;
сомнительная;
безнадежная.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВЕЧЕРНЕ-ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И
АУДИТА
«Финансовый менеджмент »
на тему:
Управление
дебиторской задолженностью
Выполнила студентка
группы
2-04-ЭКБу-230
________________
Е.С. Васенина
Проверил
________________ В.Д.
Поторочин
______________________________
Домашний адрес 612270 Кировская обл., г. Орлов, ул. Ленина д.118
Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе (разд. II "Оборотные активы") остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.
Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.
В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий (коэффициент текущей ликвидности в промышленности немногим больше единицы), завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла.
Поскольку
в общей сумме дебиторской
задолженности преобладает
Другой важнейший показатель - удельный вес просроченной дебиторской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма просроченной дебиторской задолженности также возрастает, но ее удельный вес должен снижаться. Однако многое зависит от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых товаров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности.
Цель управления дебиторской задолженностью - оптимизация общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Дебиторская задолженность делится на две группы:
дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;
дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:
ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;
труднореализуемая;
сомнительная;
безнадежная.
Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.
По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы:
а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;
б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстро реализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).
На
уровень дебиторской
В основе управления
Показатели
оборачиваемости дебиторской
Рассмотрим
процесс анализа некоторых
Таблица
(тыс. руб.)
┌───┬─────────────────────
│ N │ Показатели │ 2004 г.│ 2005 г.│
│п/п│
├───┼─────────────────────
│ 1 │Выручка (нетто) от продажи продукции │ 35 000 │ 45 000 │
│ 2 │Средняя сумма оборотных активов (по данным│ 6 800 │ 8 200 │
│ │разд. II годового отчета "Оборотные │ │ │
│
│активы)
│ 3 │Средние остатки дебиторской задолженности │ 3 600 │ 4 200 │
│
4 │В том числе
└───┴─────────────────────
Дебиторская
задолженность существенно
Средние остатки дебиторской ДЗ1/2 + ДЗ2 + ... ДЗ12 + ДЗ13/2
задолженности (ДЗ) = ------------------------------
где ДЗ - дебиторская задолженность на начало каждого месяца (ДЗ1 - на 1 января текущего года, ДЗ13 - на 1 января следующего года).
По
приведенным данным рассчитаем показатели
оборачиваемости дебиторской
Число оборотов дебиторской задолженности:
2004 г. - 35 000 : 6800 = 5,15;
2005 г. - 45 000 : 8200 = 5,49.
Средний
период погашения дебиторской
2004 г. - 360 : 5,15 = 59,9 (дня);
2005 г. - 360 : 5,49 = 65,6 (дня).
Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов:
2004 г. - 3600 : 6800 = 52,9 (%);
2005 г. - 4200 : 8200 = 51,62 (%).
Доля сомнительной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности:
2004 г. - 432 : 3600 = 12 (%);
2005 г. - 588 : 4200 = 14 (%).
Происшедшим
изменениям нельзя дать однозначно положительную
оценку, так как при некотором
ускорении оборачиваемости
Оценка
состояния и эффективности управления
дебиторской задолженностью: