Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:32, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности дебиторской задолженности, порядка её учета, а также правильности оценки и управления на предприятии ОАО «Шарм». Практической основой для написания работы является бухгалтерский баланс (форма № 1) и форма № 5 Приложения к бухгалтерскому балансу 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность".
Задачи курсовой работы:
- дать определение дебиторской задолженности, рассмотреть её классификацию;
- рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью;
Введение .3
1. Теоретические аспекты учета дебиторской задолженности 5
1.1. Характеристика и классификация дебиторской задолженности ОАО «Шарм» 5
1.2. Управление дебиторской задолженностью ОАО «Шарм» 9
2. Учет дебиторской задолженности ОАО «Шарм» 14
2.1. Характеристика ОАО «Шарм» 17
2.2. Оценка дебиторской задолженности ОАО «Шарм» 17
2.3. Оценка деловой активности ОАО "Шарм"………………….……………. 22
3. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ОАО "Шарм"……………………………………………………27
3.1 Внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью на ОАО"Шарм"....………………………………………………27
Заключение ..39
Список используемых источников .42
Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов филиала. Группировка клиентов по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и будет предусматривать следующих их категорий:
1.
покупатели, которым кредит может
быть предоставлен в
2.
покупатели, которым кредит может
быть предоставлен в
3.
покупатели, которым кредит не
предоставляется (при
Чтобы
снизить дебиторскую
Необходимость в обязательной подготовке такой информации сложилась в связи с тем, что на ОАО «Шарм» присутствуют случаи невозможности взыскать дебиторскую задолженность (так как услуги были оказаны организациям-банкротам). Анализ финансового состояния филиала показал, что абсолютно недопустимо списывать за счет собственных средств дебиторскую задолженность. При умеренной кредитной политике будет предоставляться возможность отсрочки погашения задолженности клиенту (при этом только постоянному), который переживает временные финансовые трудности (естественно при анализе собранной информации о нем), разумеется, при существовании шансов на их преодоление.
При предоставлении коммерческого кредита следует исходить из обоснованных решений, которые касаются:
• оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;
• обоснования целесообразности реализации продукции, предоставленной в кредит;
• определения условий выдачи кредита (величина, сроки погашения, льготы и т.д.);
• установления эффективных методов взимания дебиторской задолженности.
Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.
Проанализировав собранную информацию в бухгалтерии принимается решение о возможности кредитования при согласовании с высшим руководством предприятия. Для этого стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее доступным и популярным методом в менеджменте. Использование данного инструмента в филиале представлено на рисунке 3.
Рисунок
3 - «Дерево решений» по предоставлению
кредита или об отказе от него
Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Автоматизация
учета дебиторской
Проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств. Предлагается вести данный календарь в компьютерном варианте, что ускорит процесс учета дебиторской задолженности и повысит возможность ее оперативного изъятия.
Широкое использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью приведет к ускорению ее учета, что в свою очередь даст возможность больше времени тратить на анализ информации о возможных клиентах филиала. Компьютерные системы служат для учета реализации, движения векселей, поступления платежей и т. п. Кроме того, компьютерная система может информировать бухгалтера, юрисконсульта и других ответственных лиц рассматриваемого предприятия о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят автоматически. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.
На ОАО «Шарм» полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно. Для среднего по размерам предприятия приемлемо создавать программу учета и контроля дебиторской задолженности в Access. Этого достаточно, чтобы контролировать дебиторскую задолженность по 600 клиентам, при этом ежедневно выставлять порядка 20-30 счетов. Таким образом, достаточно постоянно обновлять данные о платежах, произведенных отгрузках и т.д.
На
предприятии имеется
Автоматический учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости.
Обеспечение
активного использования
Ранее выполненный анализ показал, что предприятие не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что в РБ эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их использования. Предлагается воспользоваться услугой факторинга, которую предоставляет банк ОАО «Шарм», в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.
Продажа
дебиторской задолженности
- дополнительные оборотные средства, полученные путем инвестирования в них средств выплачиваемых банком, приводят к росту объемов производства;
- при финансировании с использованием факторинга предприятие фактически не становится заемщиком (в отличие от случая с кредитом), в его балансе не возникает кредиторской задолженности. Таким образом, по мере необходимости наше предприятие сможет претендовать на дополнительное финансирование (например, в форме кредитной линии или овердрафта);
- уступка банку дебиторской задолженностью в ряде случаев помогает снизить издержки на обеспечение учета продаж и административное управление;
- возможность получать средства по поставке сразу после отгрузки за счет банка, что позволяет предложить покупателю более льготные условия покупки (например, повысить лимит товарного кредита или увеличить отсрочку платежа), а также привлечь новых клиентов;
- оплата услуг банков по осуществлению факторинговых операций полностью включается в себестоимость;
- происходит ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия и в целом всех оборотных активов;
- как правило, финансирование с использованием факторинга не требует обеспечения.
При
продаже дебиторской
Формирование системы кредитных условий
В состав этих условий входят следующие элементы:
1. срок предоставления кредита (кредитный период);
2.
размер предоставляемого
3.
стоимость предоставления
4. система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе. Срок предоставления кредита на предприятии равен 120 дням или 4 месяцам (средний срок инкассации дебиторской задолженности).
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Так как выбранный для предприятия тип кредитной политики является наиболее гибким, необходимо варьировать размер предоставляемого кредита в зависимости от кредитоспособности клиента. Кредитоспособность предлагается оценивать автоматически при помощи ранее рассмотренной программы, данную функцию будет выполнять бухгалтер. При этом решение о размере предоставляемого кредита будет более обоснованным.