Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями на основе изучения теоретических положений и анализа на примере ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».
Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия.
2. Проанализировать и дать оценку уровню управления кредиторской и дебиторской задолженностью на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и методика учета дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.1 Сущность и значение дебиторской и кредиторской задолженности для предприятии 7
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности 11
1.3 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии 26
Глава 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 36
2.2 Анализ динамики и структуры кредиторской и дебиторской задолженности 37
Заключение 48
Спеисок используемой литературы 52
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет расчетов с дебиторами; анализ и ранжирование дебиторской задолженности; регулярная работа с текущей просроченной задолженностью; претензионная работа с просроченной дебиторской задолженностью.
Управление
движением кредиторской задолженности
- это установление таких договорных
взаимоотношений с
Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга.
Защита страхованием. Важно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Условиями договора страхования может быть предусмотрено внесение страховой премии единовременно и в рассрочку с установлением сроков уплаты и суммы платежа.
Краткосрочные пассивы - обязательства предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и др., причем основной удельный вес в них приходится на банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Поэтому достаточно обычным становится требование банка об обеспечении предоставленных ссуд товарно-материальными ценностями. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получить деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них активов, другие - за счет частичной их продажи.
Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита, оказывающее влияние на объемы продаж. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки жесткие, у предприятия будет меньше инвестированных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, что может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей, негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, рискуя увеличить долю безнадежных долгов и больших затрат, связанными с затягиванием оплат малоэффективными покупатели.
Как правило, постоянным клиентам предприятия отпускают товар в кредит. При этом для сокращения периода дебиторской задолженности нередко используются методы поощрения в виде предоставления покупателям скидки с отпускной цены, в том числе и с использованием формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание финансирования дебиторской задолженности.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать его финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой переменной. Этот метод полезен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям, длительное время не меняя кредитную политику.
Контроль дебиторской задолженности. Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери, например: составление счетов; перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и т.д. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета покупателям, когда заказ еще обрабатывается на складе. Можно выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления: предлагается продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше срока.
Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того, как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
Кредитная
политика. При предоставлении коммерческого
кредита следует оценить
Анализ дебиторов предполагает анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный
интерес представляет анализ динамики
дебиторской задолженности по срокам
ее возникновения и/или по периоду
оборачиваемости. Подробный анализ
позволяет сделать прогноз
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия, фирма приобретает признаки несостоятельности, становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия, поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается: предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита; срок кредита; скидка за своевременность оплаты. На уровень дебиторской задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.
Делая обобщение, можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода: сравнение прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации; сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. Необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Оценка
реального состояния
Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ЗАО «БМК»