Транснациональные банки и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение транснациональных банков.
Основными задачами является определение сущности, видов деятельности и структуры транснациональных банков, а также рассмотрение особенностей их деятельности в мировой и российской практике.
В первой главе курсовой работы краткая история транснациональных банков, раскрыта их сущность, перечислены основные виды деятельности, присущие ТНБ, а также элементы организационной структуры.

Содержание

Введение
1. Транснациональные банки – крупнейшие банки мира 4
1.1 Краткая история ТНБ 4
1.2 ТНБ как основные элементы международной банковской системы 4
1.3 Основные виды деятельности ТНБ 6 1.4 Организационная структура ТНБ в условиях глобализации 10
2. Слияние и поглощение транснациональных банков 14
2.1 Сущность процессов слияния и поглощения 14
2.2 Слияния и поглощения зарубежных банков 16
3. Транснациональные банки и Россия 23
3.1 Глобализация российских банков 23
3.2 Место зарубежных банков в экономике России 24
3.3 Зарубежная экспансия отечественных банков: сценарий развития 29
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ)).doc

— 224.14 Кб (Скачать)

          При глобализации экономических  процессов западный мир выступает  за прозрачность, а по существу - за отслеживание всех финансовых  потоков. Если в нашей стране  не будет налажена такого рода  система мониторинга, то рано  или поздно вход в западное  сообщество для нас будет закрыт.

         "Россия строит открытую экономику,  и ее участие в международных  экономических организациях, одной  из которых является Всемирная  торговая организация (ВТО), закономерно.  Вместе с тем, российский финансовый  рынок находится в стадии становления,  многие его параметры существенно  уступают аналогичным показателям западных рынков, что требует взвешенного подхода при принятии решения о вступлении в ВТО, согласованного с осуществляемыми государством реформами и уровнем макроэкономической стабильности экономики страны" [9].

Не секрет, что в настоящее время в  мире вес, значимость страны определяет не мощь вооруженных сил и даже не объем бюджета, в том числе  направляемого на финансирование армии, а глобальная конкурентоспособность национальной экономики.

           Одним из важнейших путей к  обеспечению глобальной конкурентоспособности  страны является современная, эффективная финансово-банковская система. Понимая это, некоторые экономисты предлагают заставить нашу банковскую систему работать и развиваться быстрее остальных сегментов экономики, чтобы банковский сектор рос опережающими темпами по сравнению с другими секторами экономики, обеспечивая дополнительные стимулы для общего экономического подъема, то есть фактически предлагается сделать банковскую систему сверхприбыльной, для притока денежных, интеллектуальных и прочих инвестиций. Чтобы банковская система потянула за собой оставшиеся сегменты экономики.

            Однако такая постановка вопроса  представляется экономически и  логически необоснованной. Более  продуктивен, по нашему мнению, другой подход. Необходимо дать  возможность банкам расти снизу,  то есть определиться: сколько  и каких банков нам нужно  на местном, региональном уровне. А Правительство РФ и Центральный  банк РФ должны помочь регионам  и банкам создать действительно  оптимальную, эффективную банковскую систему. Это - более сложный, трудный подход. Но именно он позволит России выйти из сложного экономического положения.

           Ведь если не считать Москву, Петербург и несколько крупных  промышленных центров, то банковское обслуживание в целом по стране развито неудовлетворительно. Это говорит о слабо развитой конкуренции в банковском деле (за исключением конкуренции банков-гигантов).

           В ряде регионов существует  проблема отсутствия банков, либо  наличия их столь мизерного  количества, что это свидетельствует о монополизации банковского рынка и отсутствии конкуренции.

Банк-монополист диктует условия для своих  клиентов. Поэтому, видимо, целесообразно  рассмотреть вопрос о развитии сети небанковских кредитных организаций (учитывая, что нередко в регионах нет ни капитала, ни бизнеса для банков или даже для филиалов крупных банков).

          Отдаленность банка от клиентуры  - другой важнейший вопрос. Существует  необходимость привлечения средств населения для инвестиций. Но в результате того, что банки все более отдаляются от населения, решать эту проблему становится все труднее. Возможно, принятый 14.11.2002 г. Государственной Думой РФ Федеральный закон о гарантировании вкладов населения в банках позволит в определенной степени решить ее.

         "Эти вопросы должны быть  в компетенции местных органов  масти, которые сами определяют, какая структура банковской системы  им необходима.

          Понятно, что в силу особенностей  экономического развития регионов, разного экономического потенциала, конъюнктуры местных финансовых рынков и т.д. для Калининградской области, Красноярского края или Брянской области структура банковской системы будет совершенно различная. Местные органы власти в регионах должны создать условия для ее формирования, оказывая прежде всего организационную и, возможно, материальную поддержку.

           В настоящее время идет подготовка  проекта Федерального закона "Об  особых экономических зонах на  территории Российской Федерации"  и самостоятельного закона "Об  Особой экономической зоне в  Калининградской области" (учитывая положение региона вне основной территории страны). Естественно, в этой связи, идет обсуждение вопросов функционирования финансово-кредитных институтов на территории Калининградской области. Очевидно, что в ОЭЗ следует предусмотреть определенные льготы для банков и других финансово-кредитных институтов (например, в части резервирования, налогообложения, сокращения числа обязательных нормативов и др.) [11]. 

3.2 Место зарубежных  банков в экономике  России  

                Иностранный капитал не теряет своего интереса к российской экономике и, в частности, к банковской системе. О своем намерении об открытии дочерних структур в ближайшее время объявляли в отечественных СМИ крупнейшая в Испании группа Banco Santander Central Hispano, а также ряд банков Азиатско-Тихоокеанского региона, например второй банк по размеру активов в Южной Корее Shinhan Bank и крупные глобальные игроки MUFG и Mizuho. По данным ЦБ РФ, на 1 января 2006 г. в России действовала 51 кредитная организация, контролируемая иностранным капиталом, а на 1 января 2010 г. имеют лицензию на осуществление банковских операций 226 кредитных организаций с участием нерезидентов (см. приложение 2) [16].     

           В российском финансовом сообществе  ведутся оживленные дискуссии  о том, как повлияет на отечественную банковскую систему набирающее силу трансграничное оказание финансовых услуг, и предстоящее вступление России в ВТО придает этому вопросу дополнительную остроту. Усиление на российском рынке роли банков, которые контролируются иностранным капиталом, может быть полезным для развития национальной банковской системы. При этом желательно ответить на вопросы, должна ли доля иностранного капитала в России регулироваться государством и если да, то каким образом. По состоянию на 1 апреля 2006 г. в первую двадцатку крупнейших российских банков по собственному капиталу входили только Международный Московский Банк, Ситибанк и Райффайзенбанк, что не идет ни в какое сравнение с той ролью, которую иностранные банки играют в странах Восточной Европы, например в Польше, Чехии, Венгрии, где им принадлежит от 30 до 60% активов и капитала национальных банковских систем. Однако, несмотря на легкое снижение доли нерезидентов в совокупных активах и капитале в 2004 - 2005 гг., начиная с 2001 года можно отметить постепенное увеличение доли иностранного капитала в отечественной банковской системе, который стабильно рос в течение всего 2006 г. и достиг на 01.01.2010г. приблизительно 21,26%. Причем, если ранее иностранные банки предпочитали открывать 100%-ные дочерние структуры, то за последние 2 - 3 года наметился явный тренд к покупке уже существующих российских кредитных организаций [15].

          Дальнейший доступ  нерезидентов в  отечественную банковскую  систему решает  несколько проблем: 

- способствует  повышению конкурентоспособности  российских банков;

- помогает  решить проблему по привлечению  дополнительных ресурсов в российскую  экономику. 

          Условия и порядок доступа  нерезидентов в отечественную  банковскую систему во многих  отношениях мягче, чем в большинстве других стран. Например, в настоящее время согласно действующему законодательству нерезиденты Российской Федерации обязаны получать разрешение Банка России на покупку любого количества акций российского банка. Однако Государственная Дума 20 декабря 2006 г. в третьем чтении утвердила законопроект, предоставляющий зарубежным инвесторам свободный доступ к акциям российских банков. Предполагается, что и резиденты, и иностранные инвесторы должны будут получать разрешение ЦБ РФ при покупке долей свыше 20%.

          Невозможным является открытие  филиалов зарубежных кредитных  институтов, минуя создание дочернего банка. Именно этот пункт может вызывать вопросы при вступлении России в ВТО. Особенность ситуации заключается в том, что с юридической точки зрения в России нет каких-либо ограничений на открытие филиалов иностранных банков. Законом "О банках и банковской деятельности" установлено, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Тем не менее ни один зарубежный банк не имеет в России филиалов.

           Снятие ограничений  на открытие филиалов сделает доступ зарубежных кредитных институтов на российский рынок более комфортным и быстрым, но одновременно будет означать и усиление конкуренции, в ходе которой российские банки могут оказаться в неравном положении с филиалами иностранных. Кроме того, филиалы иностранных банков подотчетны надзорным и налоговым органам страны базирования материнского концерна, что допускает возможность создания для них определенных преференций при проведении отдельных операций из-за различий в пруденциальных нормах и условиях регулирования банковской деятельности в России и за рубежом.

           Поэтому при определении как  порядка открытия филиалов иностранных  банков, так и режима регулирования их деятельности допустимо применять те меры, которые не противоречат условиям вхождения России в ВТО, а именно:

- заключение  соглашения о сотрудничестве  Банка России с главным надзорным  органом в стране регистрации головного офиса, что вытекает из Базельского соглашения об основополагающих принципах эффективного банковского надзора;

- применение  к филиалам иностранных банков  норм отечественного валютного  контроля;

- применение  к филиалам ограничений, аналогичных  тем, что применяются к материнской  структуре. 

           Помимо благоприятного законодательства  и инвестиционного климата рост  интереса зарубежного банковского  сообщества к ведению бизнеса  в России непосредственно зависит  от возможности выбора и развития  приоритетных направлений деятельности  с целью получении прибыли.  На этот выбор не в последнюю очередь влияют задачи функционирования иностранных банков в России, которые определяются в соответствии с целями и задачами концерна в данном регионе.

           К первой задаче относится финансовое обслуживание хозяйственной деятельности иностранных предприятий, часто уже являющихся клиентами материнского концерна в других странах. Подразделения зарубежных фирм, действующие в России, обращаются в дочерний банк за "классическими" услугами - расчетно-кассовым обслуживанием, осуществлением документарных расчетов и т.д. Для них естественно обслуживаться в иностранном дочернем банке, так как их материнская компания является клиентом банка за рубежом.

          Вторая задача дочернего банка - выполнение роли связующего звена между крупными зарубежными кредитными институтами и российскими транснациональными корпорациями, поскольку финансовые потребности последних часто превышают возможности отечественных банков.

          В случае если стратегическое  решение о развитии приоритетных  направлений выбрано, существует  объективная необходимость в  реализации, которая возможна либо путем создания дочерней структуры "с нуля", либо покупкой части или блокирующего пакета ( - это доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества; обычно блокирующий пакет составляет более четверти акцийБлокирующий пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти акций.Блокирующий пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти акций.Блокирующий пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти акций.) российского банка. В России в период с начала 1990-х годов иностранные банки, как правило, традиционно открывали и развивали свои 100%-ные дочерние структуры. Такой подход был вызван как состоянием законодательной базы, так и положением отечественной экономики и, в частности, банковского сектора. Блокирующий пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцам накладывать вето на решения совета директоров акционерного общества. Обычно блокирующий пакет составляет более четверти акций.

          Однако обслуживание лишь иностранных  фирм или крупных отечественных  предприятий ограничивает возможности иностранного дочернего банка по получению прибыли, поэтому к третьей задаче объективно относится функционирование в качестве универсального кредитного института, составляющего конкуренцию российским кредитным организациям. Найти такую нишу, где можно занять лидирующие позиции, - вот одна из возможностей для иностранного дочернего банка повысить свою прибыль и завоевать прочные позиции на рынке. В качестве иллюстрации можно привести успешное освоение сегмента по предоставлению услуг населению ЗАО "Райффайзенбанк" (Австрия), дочерней структурой Raiffeisen International. На российском рынке банк выбрал стратегию развития в качестве универсального кредитного института. Одним из успешно развиваемых им направлений бизнеса с 1998 г. является обслуживание физических лиц. Если на 1 октября 2003 г. Райффайзенбанк имел шесть отделений в Москве и одно в Санкт-Петербурге, то в январе 2007 г. у него насчитывалось 21 отделение в Москве и 9 филиалов в российских регионах. В Санкт-Петербурге помимо филиала действуют еще 4 отделения и 1 дополнительный офис, а в Москве в ближайшее время планируется открытие еще 4 отделений. Среди лидеров российского розничного бизнеса Райффайзенбанк по результатам 3-го квартала 2010 года занимает 9-е место по размерам активов, а также находится на 6-м месте в России по объему частных депозитов и 8-м месте по объему кредитов для частных лиц [15].  

Информация о работе Транснациональные банки и их сущность