Транснациональные банки и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение транснациональных банков.
Основными задачами является определение сущности, видов деятельности и структуры транснациональных банков, а также рассмотрение особенностей их деятельности в мировой и российской практике.
В первой главе курсовой работы краткая история транснациональных банков, раскрыта их сущность, перечислены основные виды деятельности, присущие ТНБ, а также элементы организационной структуры.

Содержание

Введение
1. Транснациональные банки – крупнейшие банки мира 4
1.1 Краткая история ТНБ 4
1.2 ТНБ как основные элементы международной банковской системы 4
1.3 Основные виды деятельности ТНБ 6 1.4 Организационная структура ТНБ в условиях глобализации 10
2. Слияние и поглощение транснациональных банков 14
2.1 Сущность процессов слияния и поглощения 14
2.2 Слияния и поглощения зарубежных банков 16
3. Транснациональные банки и Россия 23
3.1 Глобализация российских банков 23
3.2 Место зарубежных банков в экономике России 24
3.3 Зарубежная экспансия отечественных банков: сценарий развития 29
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ)).doc

— 224.14 Кб (Скачать)

          Действительно, компании, вовлеченные в не так давно объявленные 
"мегаобъединения" - Bank America и National Bank, Citicorp и The Travelers 
Group, First Chicago NBD и Banc One, Well Fargo&Co и Norwest, могли извлечь немало опыта из длительной и пестрой истории слияния банков. Эта история показывает, что банки должны осуществлять такое слияние быстро, технически хорошо продуманно и с большим вниманием к проблемам людей. Лишь в этом случае они смогут сохранить привязанность своих клиентов и извлечь те преимущества, которые они надеялись получить от объединения.

           В слиянии банков решающее значение имеет такой фактор, как быстрота. 
Банки обещают акционерам крупную экономию за счет объединения систем и внутренних процессов, поэтому руководители информационных систем испытывают на себе огромное давление - им необходимо в сжатые сроки обеспечить "наращивание экономии", избавившись от лишних приложений и закрыв ненужные центры хранения данных.

            В процессе слияния Chemical Bank и Manufacturers Hanover коллектив, осуществлявший преобразования, потратил не один месяц, чтобы решить, какие же из тысяч банковских приложений, центров данных и сетей следует сохранить, а какие - продать, выбросить или сдать в утиль. На основе этих решений из персонала двух банков была набрана новая группа руководителей службы информационных систем.

            А при слиянии Chemical Bank и Chase Manhattan такой коллектив был подобран практически сразу, после чего он как единое подразделение приступил к отбору информационно-вычислительных ресурсов. "Это позволило нам принимать решения, ориентируясь на выбор наилучших систем, и делать это максимально быстро. Данному процессу уже не препятствовали конфликты и конкуренция между менеджерами", - заметил Стив Шейнхейт.

            Эксперты считают, что планирование имеет не менее важное значение и в отношении таких ресурсов, как кадры. Рик Алден, вице-президент по специальным проектам корпорации First Union, работал над объединением около 20 банков. По его словам, после объявления о слиянии реализация системных проектов практически прекращается.

             Крупный транснациональный банк CHASE MANHATTAN предлагает всем другим  банкам шесть критериев выбора лучших в своем классе систем при слиянии двух банков:

1. Способность  к масштабированию и возможность  справляться с большой нагрузкой. 
2. Способность к поддержке и сопровождению систем в процессе их эксплуатации. 
3. Функциональные возможности. 
4. Соответствие долгосрочным стратегиям банка. 
5. Доступность специалистов нужной квалификации для поддержки систем. 
6. Стоимость преобразования, сопровождения и эксплуатации.

 Каждому критерию присваивается вес, а системам - рейтинг и баллы.

              Эксперт Дейл Террелл, возглавлявший службу информационных систем в корпорации Security Pacific и в Banc One в процессе почти трех десятков слияний, советует выше поднять важность работ по конверсии систем. "Не позволяйте людям укрепиться в ощущении, что раз приобретение совершилось, то все ужасы уже закончились и можно заняться обычной рутинной работой", - говорит он. 
Дейл Террелл считает, что банкам, часто осуществляющим слияния, таким как 
Banc One, следует выделить специальную группу по объединению информационных систем. Эта группа должна располагать своими вычислительными ресурсами, документированными процедурами и заготовками программного обеспечения для многократного использования в процессах конверсии систем. 
"Хорошие специалисты всегда могут найти работу где-то еще, поэтому важно немедленно привлечь их и дать почувствовать, что перспектива их карьеры отнюдь не ухудшилась, - советует Роберт Лэндри, директор банковской группы The Tower Group, занимающейся анализом технологии финансовой отрасли. "Если же считают, что ваш банк ведет "захватническую" политику, то вы вряд ли получите специалистов, поскольку они уже будут иметь другие планы", - заметил он.

             Лэндри рассказывает, что компания Wells Fargo использовала такой 
"захватнический" подход при приобретении в 1996 году банка First 
Interstate, а в результате потеряла ключевых специалистов по информационным системам и деловых людей из First Interstate, что дорого ей обошлось. "Фактически они потеряли всех людей, которые знали, как работают их системы", - вспоминает Лэндри. Враждебное отношение со стороны сотрудников First Interstate и уход людей привели к тому, что на Wells Fargo обрушилась масса проблем с системами. Миллионы долларов на депозитах оказались помещенными не на те клиентские счета, с чеками приходилось разбираться неделями, автоматизированная телефонная система обслуживания банковских операций не функционировала несколько дней, отменялись или задерживались прямые вклады. Клиенты стали разбегаться, а депозиты, доходы и цены на акции банка заколебались. За один квартал прошлого года банк потерял из-за этой неразберихи 180 млн. долл.

       

             Стив Шейнхейт считает, что есть способы ускорить процесс консолидации систем, отличающиеся пониженным риском. При слиянии Chemical Bank и Manufacturers Hanover группа, осуществляющая переход, рассматривала каждое приложение отдельно, руководствуясь сравнением средств и функций. Между тем при слиянии Chase и Chemical Bank около 2500 приложений было объединено в 
67 логически связанных групп и решения о том, какую из систем следует оставить, принимались по группам. Этот выбор основывался всего лишь на шести критериях (см. врезку), а не на длинном списке средств.

             Кроме того, по словам Стива Шейнхейта, сокращение времени выбора позволяет сэкономить немало сил, затрачиваемых на создание интерфейсов между несовместимыми системами. 
Дэвид Ячино из BostonBank сказал, что проблема 2000 года решалась им еще в 
1996 и 1997 годах, в процессе слияния банков Bank of Boston и BayBank.

             Вот еще один способ "быстрого старта" при консолидации систем. Он состоит в привлечении информационной службы еще до окончательного принятия решения о слиянии, на этапе предварительных переговоров. В этот период определяются финансовые условия слияния, зависящие от планируемого времени объединения и ожидаемой от него экономии. Дуэйн Петерсон, консультант по информационной технологии и бывший директор информационной службы компании Merrill Lynch&Co, отметил следующее: 
"Нередко сотрудники информационной службы не принимают участия в переговорах на раннем этапе, однако они должны при этом играть главные роли, поскольку им предстоит дать разумные оценки времени и экономии затрат".

             Рик Алден говорит, что он всегда участвовал в определении сроков и составлении оценок экономии затрат. "После объявления о слиянии у нас уже были установлены сроки конверсии систем и, располагая предварительной информацией, мы с самого начала имели некоторый задел", - добавил он.

Алден отметил также, что для надежного  управления проектом на практике необходимы "перечни задач с контрольными точками, перечни проблем процедуры  ознакомления с ними ответственных  лиц". Банк First Union, насчитывавший  за свою историю более 80 слияний  с другими банками, документировал свои процедуры преобразования систем, получив таким образом некую "книгу рецептов".

              Консультант по банковским технологиями Арт Джиллис, президент компании 
Computer Based Solutions, считает, что в группу слияния информационных систем должны входить следующие ключевые фигуры:

 
1. Менеджер проекта "с качествами  военачальника и авторитетом  главного администратора. "На  случай затруднений он имеет  прямой доступ к "красному  телефону" и может связаться  с президентом компании или  советом директоров. 
2. Старший технический специалист, который составит проект новой архитектуры. "Возможно, он выглядит немного странно, но это не мешает ему быть гением. Он знает, что и как работает". 
3. Старший архитектор по бизнес-вопросам - сотрудник банка, "знающий, как выбрать систему коммерческих займов". 
"Если я имею такую троицу, то 60% дела уже сделано, - полагает Джиллис. - У меня не должно быть никаких сомнений относительно этих ребят. Позднее я смогу перейти от качества к количеству. Мне понадобятся тысячи людей. Они будут необходимы, чтобы разбить этот огромный айсберг на маленькие кубики льда".

             При слиянии банков особого внимания требовала проблема 2000 года. 
Некоторые эксперты, такие как Джо Бойвен, президент компании Global 
Millennium Foundation, считали, что слияние больших банков следует отложить до внесения всех изменений, обеспечивающих готовность к этой критической дате. По мнению Бойвена, если системы еще не подготовлены, то число изменений, которые придется вносить сотрудникам, отвечающим за слияние, будет так велико, что с ними просто невозможно будет справиться. Бойвен считает, что банкам, которые ведут переговоры о слиянии, следует провести "тщательное технологическое исследование, выполненное экспертами по информационным технологиям, а не юристами и банковскими служащими".

            Дэвид Ячино, возглавлявший работы по решению проблемы 2000 года в банке 
BankBoston, сказал, что этот "проект тысячелетия" реализовывался еще в 1996 и 1997 годах, в процессе слияния банков Bank of Boston и BayBank, когда приоритетом была конверсия и консолидация систем. "Сегодня ни один банк, включая BankBoston, не может достичь той степени интеграции продуктов, которой мы добились в 1996 году, - вспоминает он. - У них просто не хватит на это времени из-за проблемы 2000 года".

            Марк Родригес, возглавляющий финансовую отраслевую группу в компании 
American Management Systems, считает, что банки проделали неплохую работу по достижению той краткосрочной эффективности, которую ожидали получить в результате слияния. "Однако добиться сокращения затрат в течение года или двух может каждый, а что потом? - спрашивает он. - Что-то я не слышу обилия прогнозов относительно применения информационной технологии для основного направления ее использования - создания новых видов финансовых услуг. Я не думаю, что службы информационных систем достаточно хорошо оснащены для такого рода новаторских решений". По мнению Родригеса, вычислительная и коммуникационная инфраструктура в большинстве банков не способствует нововведениям. Годы следования предписаниям и правилам сделали банковские системы окостенело-жесткими и превратили их в сверхсложные инженерные конгломераты. "Если я занимаюсь операциями с кредитными карточками, а кто-то рядом - продажей закладных, то я даже не смогу получить его записи о прибылях и потерях, - говорит Родригес. - Кроме электронной почты, нет никаких способов для совместного использования информации о клиенте или, например, о риске".

            Действительно, в процессе слияния отделам информационных систем приходится учитывать противоречивые требования: добиваться повышения базовых финансовых показателей банка, с одной стороны, и соблюдать собственные бюджетные ограничения - с другой. Кроме того, была еще проблема 2000 года и необходимость новаторских решений. "Вы не можете просто направить свою энергию на слияние, - говорит Лэндри. - Ведь вы должны все время двигаться вперед с новыми банковскими продуктами". 

  • Chase Manhattan Bank - J.P.Morgan

          В конце 2000 года главной мировой финансовой новостью стало сообщение о возможной покупке одним из старейших банков Chase Manhattan Bank другого кредитного монстра - пятого по величине капитала банка США J.P.Morgan.

          В списке крупнейших банковских объединений появился новый банк, который получил название J.P. Morgan Chase. Он станет третьим в мире по величине активов после Citigroup (800 млрд. долл.) и Bank of America (680 млрд. долл.). Эта сделка станет последней в серии слияний ведущих финансовых институтов США. По оценке экспертов, цена соглашения составит около 36 млрд. долл.

          Комментируя причины, по которым J.P.Morgan пошел на заключение подобной сделки, сотрудник московского представительства банка заявил, что хотя J.P.Morgan и входил в десятку крупнейших мировых инвестиционных банков, однако в тройку лидеров самостоятельно пробиться он не смог. По мнению международных экспертов, компании так и не удалось вырасти в полномасштабный инвестиционный банк, оказывающий все виды услуг. Решить эту проблему, используя только свои активы, J.P.Morgan не в состоянии. Заключив соглашение с Chase Manhattan, J.P.Morgan получит возможность для развития инвестиционной деятельности, тем более что этот банк обладает великолепно развитой сетью инвестиционных подразделений по всему миру.

          В представительстве Chase Manhattan Bank заявили, что комментарии по ходу переговоров может давать только президент компании. Сотрудникам же банка запрещено на эту тему информировать представителей средств массовой информации. Более того, они отказались назвать даже имя своего президента. 
Учитывая объем сделки, такая забота об информационной безопасности не кажется чрезмерной.

          Заключение соглашения о слиянии банков приведло к тому, что J.P.Morgan перестанет существовать как независимый банк. Для Chase Manhattan это приобретение станет крупнейшей покупкой другого банка за всю историю его существования. До этого банк ограничивался более скромными сделками: Chase 
Manhattan уже приобрел инвестиционно-банковские компании Hambercht & Quist и Robert Fleming Holdings. Теперь же вновь образованная компания J.P.Morgan 
Chase может стать одним из лидеров банковского бизнеса, конкурируя с такими компаниями, как Goldman Sachs и Morgan Stanley Dean Witter.

          На новость о возможном слиянии моментально отреагировал фондовый рынок. Даже до официального объявления о заключении сделки стоимость акций обоих банков выросла. Так, еще в начале недели котировки ценных бумаг 
          J.P.Morgan в ходе торгов достигли рекордного за последние 52 недели уровня. 
До этого события на акции банка не наблюдалось повышенного спроса, теперь же, по мнению экспертов, акции J.P.Morgan стали для инвесторов гораздо более привлекательными.    
 

Информация о работе Транснациональные банки и их сущность