Транснациональные банки и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение транснациональных банков.
Основными задачами является определение сущности, видов деятельности и структуры транснациональных банков, а также рассмотрение особенностей их деятельности в мировой и российской практике.
В первой главе курсовой работы краткая история транснациональных банков, раскрыта их сущность, перечислены основные виды деятельности, присущие ТНБ, а также элементы организационной структуры.

Содержание

Введение
1. Транснациональные банки – крупнейшие банки мира 4
1.1 Краткая история ТНБ 4
1.2 ТНБ как основные элементы международной банковской системы 4
1.3 Основные виды деятельности ТНБ 6 1.4 Организационная структура ТНБ в условиях глобализации 10
2. Слияние и поглощение транснациональных банков 14
2.1 Сущность процессов слияния и поглощения 14
2.2 Слияния и поглощения зарубежных банков 16
3. Транснациональные банки и Россия 23
3.1 Глобализация российских банков 23
3.2 Место зарубежных банков в экономике России 24
3.3 Зарубежная экспансия отечественных банков: сценарий развития 29
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ)).doc

— 224.14 Кб (Скачать)

           Экономическая  экспансия  - распространение деятельности хозяйствующих субъектов в экономическом пространстве, расширение хозяйственных связей. Стимулом к экономической экспансии служит погоня за прибылью, которая протекает в жестокой конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья, выгодные сферы приложения капитала. В современных условиях экономическая экспансия приобретает форму поисков и борьбы за ниши в международном разделении труда, на мировых рынках.

           Основными агентами экономической  экспансии в настоящее время  являются транснациональные корпорации  и транснациональные банки. Их  экспансия, с одной стороны,  способствует повышению темпов  и уровней экономического развития  отстающих стран, а с другой - усиливает диспропорции в развитии  этих стран. Главным инструментом  экономической экспансии являются  прямые иностранные инвестиции.

          Для того чтобы экспансия хозяйствующих  субъектов соответствовала требованиям  экономической интеграции и не  затрагивала при этом национальные  интересы отдельных стран, в  каждом конкретном случае должна быть найдена особая мера сочетания открытости экономики и протекционистской защиты ее производителей.

          Экспансия за пределы России может происходить за счет двух факторов:

  • количественного - здесь речь идет о достаточности финансовых показателей (величины собственных средств, валюты баланса и рентабельности капитала) для экспансии банка за границу;
  • качественного - этот фактор заключается в наличии необходимости представлять интересы и обслуживать крупных акционеров и одновременно клиентов - российские транснациональные корпорации.

           Как правило, в ряде стран возможности по открытию дочерних банков ограничены национальным законодательством. При этом необходимо принимать в расчет и сдерживающие меры российских законодательных и надзорных органов относительно вывоза капитала из страны. С другой стороны, открытие 100%-ного дочернего банка часто ведет к отвлечению слишком больших ресурсов, что не всегда является возможным и экономически эффективным [10].

           Формы экспансии за рубеж можно  разделить на прямую и последовательную.

Суть  прямой экспансии заключается в  самостоятельном освоении страны присутствия. Сначала банк может открыть представительство, которое возьмет на себя функции  по защите интересов клиентов банка  за рубежом. Под этими функциями понимаются консультации в финансовой и правовой сферах, обеспечение материнской структуры информационными ресурсами, взаимодействие с надзорными органами страны присутствия и т.д. Зарубежное представительство является определенным "опорным пунктом", который в случае необходимости начнет подготовку почвы для открытия дочерней структуры своего материнского банка в стране.

           Существует и вторая форма,  которую условно можно определить  как последовательную экспансию.  Здесь речь идет о стратегическом  альянсе или кооперации с банками-резидентами  в стране, где банк решил укрепить  свое присутствие. Для российских  банков "последовательная" экспансия  открывает возможность выхода  на иностранные рынки и реализации  основной цели присутствия оперативной  единицы за рубежом - обслуживание  своих крупнейших клиентов. В  качестве партнера при стратегическом  альянсе желательно выбрать такой  банк, клиенты которого одновременно  являются контрагентами по международной  деятельности отечественной транснациональной корпорации, а также чтобы банк-партнер был заинтересован в продвижении своих услуг на российский рынок. Он может, например, принимать активное участие в обслуживании внешнеторгового оборота между своей страной и Россией. При этом зарубежный партнер может занимать одну из ведущих позиций по финансовым показателям в своей стране, чтобы в действительности соответствовать потребностям крупных российских концернов.

           Одновременно финансовые показатели  обоих партнеров должны быть  сопоставимы, если речь идет  о стратегическом альянсе, что  подразумевает партнерство на  паритетных началах. Стратегический  альянс может заключаться в  обмене акциями, причем не обязательно  контрольным пакетом. Исходя из  законодательства и структуры акционеров иностранного партнера, достаточно обменятся 4 - 5% акций, что уже даст возможность влиять на принятие деловых решений и определять деловую стратегию, учитывая интересы российских корпоративных клиентов, а также участвовать в распределении прибыли.

По прошествии определенного временного периода  российский банк, ознакомившись с  условиями и перспективами работы на зарубежном рынке, может принять решение об открытии своей дочерней структуры [10].

           Последовательная экспансия, хотя  и направлена на долгосрочную  перспективу, заключает в себе  следующие преимущества:

- не  требует срочного отвлечения  крупных ресурсов, в отличие от  открытия дочернего банка или  филиала; 

- всегда  существует возможность приобретения  большего количества акций либо  поглощения;

- открывает  возможности по продвижению банковских  услуг на рынок страны присутствия  под уже известным брендом;

- в некоторых  случаях ведет к снижению затрат  при осуществлении расчетов.

           Предпосылки для выхода российских  банков за территориальные границы  России обусловлены географической экспансией крупнейших отечественных компаний, поскольку:

1) существует  ряд отечественных транснациональных  корпораций, которые в силу экономических  интересов принимают участие в строительстве объектов, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

2) крупнейшие  российские предприятия заинтересованы  в осуществлении прямых инвестиций  за рубеж, в частности в приобретении  ряда иностранных объектов в  собственность. 

           Исходя из выше изложенного,  при создании российскими компаниями  зарубежных структур возникнет необходимость в банковском обслуживании их деятельности, которое могли бы осуществлять российские банки.

           К целям же географической  экспансии банков относятся: 

- расширение  ресурсной базы;

- выход  на новые рынки сбыта банковских  продуктов; 

- приобретение  инфраструктуры и сервиса. 

           При выявлении перспектив выхода  российских кредитных институтов  в "дальнее" зарубежье в  качестве оговорки необходимо принять условие, что вопрос о банках в офшорных зонах остается за рамками данной статьи, поскольку это одновременно очень емкая и обособленная тема.

           География экспансии российских  банков также определяется как  структурой деятельности их корпоративных клиентов, так, собственно, и интересами банковского сектора за пределами России. По состоянию на ноябрь 2006 г. в странах СНГ действовали 19 дочерних структур российских банков; рядом кредитных организаций (в частности, Сбербанком и Внешторгбанком) было объявлено о дальнейших планах по открытию дочерних банков на территории Украины, Белоруссии, Азербайджана и Казахстана в 2007 г.

          Филиалы отечественных кредитных  организаций за рубежом представлены  в гораздо меньшем количестве.  На 1 ноября 2006 г. российским банкам за рубежом принадлежали 2 филиала и оба на Кипре (Промсвязьбанку и Автовазбанку). Согласно информации из открытых источников в конце 2006 г. разрешения на открытие своих филиалов в Китае получили Газпромбанк и Внешторгбанк. Число же дочерних структур российских банков за рубежом не превышает 20. В качестве актуальных проблем выхода российских банков за рубеж можно отметить следующие. Во-первых, важную проблему представляет собой недостаточная капитализация российской банковской системы. Поэтому далеко не у всех российских банков достаточно ресурсов для зарубежной экспансии. Таким образом, целесообразность выхода российских банков за рубеж все еще неразрывно связана и определяется планами отечественных корпораций по приобретению зарубежных активов. Во-вторых, на открытие как филиалов, так и дочерних банков за рубежом существуют определенные законодательные ограничения. Принимая во внимание вышеизложенные факторы, влияющие на экспансию российских банков, можно сделать вывод, что круг потенциальных кандидатов на выход в "дальнее" зарубежье пока что сводится к нескольким кредитным институтам. Если обратиться к опыту других европейских стран, то закономерность очевидна: независимо от общего числа кредитных институтов только несколько крупнейших из них в каждой стране следуют стратегии экспансии на международные рынки. Оценивая стратегические перспективы, российским банкам в рамках интеграции в мировую экономику прежде всего необходимо уделить более активное внимание своему присутствию в странах СНГ. Страны СНГ - наиболее близкие партнеры России по географическому положению и экономическим взаимосвязям. В той или иной организационно-правовой форме там присутствуют дочерние структуры многих российских корпораций, то есть клиенты, которым необходимо банковское обслуживание. С другой стороны, банки этих стран наиболее близки по показателям российским банкам, соответственно, экспансия российских банков в СНГ может быть более эффективной с экономической точки зрения. Представляется, что зарубежная экспансия российских банков может происходить по следующему сценарию:

Первый  этап. Банком выявляются предпосылки для выхода за рубеж. Здесь необходимо определиться, предполагается ли экспансия банка исходя из целей его корпоративных клиентов или же банк планирует развивать межбанковское сотрудничество.

Второй  этап. Банк определяет цели и задачи выхода на зарубежные рынки. Задачи должны быть четко определены. Принятые решения по поводу того, каких клиентов за рубежом банк планирует обслуживать и какие операции осуществлять, влияет на определение формы присутствия банка в другой стране.

Третий  этап. Определяется географическое направление экспансии.

Четвертый этап. Банком выявляются возможные проблемы экспансии. При этом необходимо учитывать как макроэкономические проблемы (экономическая ситуация в стране, где планируется присутствие, инвестиционный климат, состояние банковской системы и т.д.), так и проблемы, свойственные конкретному кредитному институту (размер финансовых показателей, клиентская база и т.п.).

Пятый этап. Определяются перспективы географической экспансии в соответствии с выводами, сделанными на предыдущих этапах.

Шестой  этап. Выбирается путь продвижения на зарубежный рынок: либо будет открыто представительство, филиал или дочерний банк (прямая экспансия), либо банк пойдет по пути стратегического альянса или кооперации (последовательная экспансия).

Седьмой этап. На последнем этапе принимается решение об организационно-правовой форме присутствия за рубежом в случае выбора прямой экспансии или поиск стратегического партнера в случае последовательной экспансии [10].        

          Таким образом, важным условием  экономического роста России  является привлечение дополнительных финансовых ресурсов в экономику. Данные условия обеспечиваются, в том числе и за счет деятельности зарубежных банков в России с учетом соблюдения интересов отечественной банковской системы. Более того, активная деятельность иностранных банков влияет на повышение конкурентоспособности отечественных финансовых институтов. Об интенсификации данных процессов можно судить не только по расширению возможностей деятельности иностранных банков в России, но и по способам их вхождения на отечественный финансовый рынок. В частности, отмечается явная тенденция к долевому участию в капитале российских кредитных организаций, что свидетельствует о повышении доверия к российской экономике в целом. Однако такой способ вхождения иностранного капитала на российский финансовый рынок сопряжен с рядом проблем. Другим аспектом экономического роста является активная интеграция субъектов российской экономики, включая кредитные организации, в мировое экономическое пространство. Поэтому основными методами освоения зарубежных рынков, которым следуют российские кредитные организации на современном этапе, являются прямая и последовательная экспансия. Также существуют проблемы, возникающие при выходе российских банков за рубеж: во-первых, незрелые планы отечественных компаний по экспансии и, как следствие, отсутствие реальной экономической необходимости для российских банков в выходе на зарубежные рынки; во-вторых, низкий уровень капитализации и концентрации российской банковской систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

          Транснациональные банки (ТНБ)  – это крупные банки, достигшие  такого уровня международной  концентрации и централизации  капитала, который благодаря сращиванию  с промышленным капиталом предполагает  их реальное участие в экономическом  разделе мирового рынка ссудных  капиталов и кредитно-финансовых услуг.

          Банки с международными связями  и зарубежными отделениями появились   еще в Эпоху Возрождения в XV-XVI в.в. и в своем развитии прошли несколько этапов. В настоящее время деятельность ТНБ достигла действительно огромных масштабов. За последние годы ТНБ распространили свои филиалы по всему миру, проводят невиданные ранее по масштабам операции сверх национальных границ, ставят под свой контроль валютный и финансовые связи между государствами и экономические процессы внутри отдельных стран. 

          Основными чертами  деятельности транснациональных  банков являются:

международный характер банковских операций

универсализация деятельности ТНБ.

высокая степень защищенности практически  всех операций ТНБ, предоставление высоких  гарантий на совершаемые сделки, другими словами, хорошая степень защиты от возможных рисков в данной области.

Именно  в этих трех направлениях и разрабатываются  маркетинговые программы ТНБ. Маркетинговые  исследования, основные стратегии ТНБ направлены, прежде всего, на развитие этих трех направлений, их усовершенствование и углубление.

          В последнее время развивается  тенденция, которая состоит в  том, что транснациональные банки  становятся все более сложными организациями. Одновременно с ростом ТНБ обычно расширяют перечень предлагаемых услуг, операций, представляют все более сложные схемы кредитования. Параллельно с этим процессом появляются новые подразделения, помогающие руководству банка более эффективно распределять и контролировать ресурсы.

          В международной банковской системе сложились три основных региона, где сконцентрированы международные банки: США, Западная Европа и  Юго-восточная Азия. В результате острой конкурентной борьбы роль международных финансовых центров закрепилась за такими городами, как Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Токио, Люксембург, Гонконг, Франкфурт-на-Майне и другие. Фактически в настоящее время имеются 13 финансовых центров, охватывающих примерно 1000 филиалов и отделений иностранных банков, как правило, промышленно развитых стран. Сложился  своеобразный международный финансовый механизм, который, используя специализированные электронные сети (SWIFT, Global Costadien и др.), действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков  и мировых валютных рынков.

Информация о работе Транснациональные банки и их сущность