Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 06:05, курсовая работа
Финансовый контроллинг – это, прежде всего, контролирующая система, обеспечивающая концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
1.1. Сущность финансового контроллинга
1.2. Значение финансового контроллинга
1.3. Проблемы внедрения финансового контроллинга и его перспективы в условиях российской экономики
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУТП МО "ГОРОД РУБЦОВСК"
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Исследование организационной структуры управления и схемы документооборота на предприятии
2.3. Управление выручкой на предприятии за период 2007-2009 г.г
2.4. Реализация основных функций финансового менеджмента на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
В соответствии с постановлением администрации Рубцовска от 23.06.2003г. № 1917 Рубцовское муниципальное унитарное предприятие было преобразовано в муниципальное унитарное троллейбусное предприятие муниципального образования «Город Рубцовск». Руководителем предприятия с 2004 года является Юрий Иванович Перминов.
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником муниципальное имущество. Учредителем предприятия является администрация города в лице главы города.
Права собственника на имущество предприятия осуществляют органы самоуправления муниципального образования «Город Рубцовск» в пределах компетенции, установленной действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.
Учредителем предприятия выступает администрация города в лице главы самоуправления г. Рубцовска.
Троллейбусное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Уставом.
Устав, утвержденный Учредителем, является единственным учредительным документом предприятия.
МУТП курирует комитет по промышленности, транспорту и связи.
Троллейбусное предприятие имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Предприятие действует на принципах хозяйственного расчета, вправе заключать хозяйственные договоры и совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие создано в целях перевозки населения города электротранспортом и получения прибыли.
Предприятие самостоятельно распоряжается прибылью, полученной в результате хозяйственной деятельности и оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством РФ и нормативными актами органов местного самоуправления города.
Предприятие обязано ежегодно перечислять в местный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления.
В троллейбусном предприятии создаются следующие фонды: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.
Фонды образуются за счет чистой прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия и не могут быть использованы для других целей.
Предприятие несет полную ответственность по своим обязательствам перед государственным и местным бюджетом.
2.2. Исследование организационной структуры управления финансами
и схемы документооборота на предприятии
Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру, в соответствии с Уставом предприятия.
Как и на большинстве российских предприятий в троллейбусном предприятии линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные руководители осуществляют непосредственное руководство предприятием, а функциональные руководители занимаются консультированием, подготовкой решений, программ и планов, осуществляют техническую подготовку производства.
Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на производственные подразделения формально, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения.
Преимуществами линейно-функциональной структуры управления является то, что линейные руководители освобождаются от решения многих вопросов, связанных с планированием, финансами, материально-техническим снабжением и другими вопросами, а так же строго соблюдается принцип единоначалия.
Использование этой структуры управления на МУТП МО «Город Рубцовск» целесообразно, при этом для устранения противоречивости указаний линейного руководителя, либо право рекомендаций. Принятые к исполнителю рекомендации в дальнейшем контролирует функциональный руководитель.
Управление предприятием осуществляет директор, который является единоличным исполнительным органом предприятия. Директор осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями трудового договора, заключенного с учредителем. Директор в своей деятельности подотчетен учредителю.
Управление финансами предприятия обеспечивает экономическая служба, в которую входит бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и планово-экономический отдел во главе с главным экономистом.
Организационная структура управления финансами выглядит следующим образом (выделен только блок управления финансами) (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Организационная структура управления финансами
МУТП МО «Город Рубцовск»
В таблице 2.2. приводится перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей.
Таблица 2.2.
Обязанности финансовых руководителей
Главный бухгалтер | Начальник планового отдела |
Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета | Планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации |
Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы
| Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства |
Представление данных учета внутренним и внешним пользователям | Подготовка статистической отчетности |
Таким образом, функции финансового менеджера на нашем предприятии выполняют две службы: бухгалтерия и планово-экономический отдел.
Отличными от финансовых функций являются задачи начальника планового отдела. Акцент в его деятельности поставлен на общеэкономических аспектах: это анализ доходности, по подразделениям и предприятию в целом, анализ объема и динамики затрат, их факторов, отклонений от плановых затрат и нормативов, расчет сметных издержек и нормативов потребления ресурсов, в т.ч. для определения трансфертных цен, по которым продукция поставляется внутри предприятия, разработка методов снижения затрат, подготовка конкретных решений по ценообразованию, оценка незавершенного производства и запасов, разработка на этой базе производственных планов и бюджетов, подготовка статистической отчетности.
Вместе с руководством предприятия именно планово-экономическая служба является ответственной за ключевые факторы формирования прибыли как результата определенного соотношения продаж и расходов. Отсюда их внимание к физическим и стоимостным объемам производства и реализации, к ценам, к детальному анализу производственных, коммерческих и управленческих расходов.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору, несет ответственность и пользуется правами, установленными законодательством РФ для главных бухгалтеров предприятия.
Помимо традиционных учетных задач принципиально важным в работе бухгалтерии, является руководство группой управленческого учета. Ее задачей является проведение маржинального анализа (в т.ч. определение порога рентабельности), основанного на выделении постоянных затрат как главного фактора операционного риска, представление отчета о прибылях и убытках в формате «переменные-постоянные расходы», агрегирование, трансформация баланса для управленческих целей, проверка взаимосвязей трех главных финансовых документов — баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.
Также в функции главного бухгалтера входит разрабатывать схему документооборота, но утверждает его руководитель предприятия. Они несут ответственность за соблюдение схемы документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных.
Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота.
График документооборота - это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение.
Унифицированной формы графика документооборота нет, так как каждое предприятие составляет график самостоятельно, исходя из особенностей деятельности.
Как уже было указано, функции финансового управления на нашем предприятии осуществляют отдел бухгалтерии и планово-экономический отдел, в этой связи и рассматривается схема документооборота между этими подразделениями. Каждому работнику вручена выписка из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.
На нашем предприятии действует жесткий регламент документооборота, что является инструментом повышения дисциплины сотрудников.
Для каждого документа в бухгалтерском учете на предприятии существует свой путь движения. Составляется документ в момент совершения хозяйственной операции, затем передается в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки. Главным бухгалтером проверяются принятые документы по форме (проверяются полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка. После этого делается обработка документа, которая осуществляется в три этапа:
• таксировка (расценка) - предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Например, плановый отдел передает в бухгалтерию табель рабочего времени, на основании которого рассчитывается заработная плата работников;
• группировка - подбор документов, однородных по экономическому содержанию. Например, приход и расход товарно-материальных ценностей;
• контировка - указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа.
Далее документы сдаются в архив на хранение после составления по ним учетных регистров.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер.
2.3. Управление выручкой на предприятии
МУТП МО «Город Рубцовск» осуществляет пять видов деятельности. При этом можно выделить следующие виды выручки:
1) выручка от перевозки пассажиров (продажа билетов на один проезд и месячных проездных билетов);
2) выручка от мойки транспорта;
3) выручка от получения подсолнечного масла;
4) выручка от продажи овощей и цветов, выращенных в теплице;
5) выручка от размещения рекламы.