Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:13, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие стратегического планирования 4
1.2 Элементы стратегического планирования 6
1.3 Основные этапы разработки управленческих решений 10
2. СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 12
2.1 Контроллинг как элемент эффективного управления банком 12
2.2 Менеджмент и маркетинговая стратегия в банке 15
3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКЕ 19
3.1 Управление банковскими рисками 19
3.2. Управление ликвидностью 22
3.3 Управление другими финансовыми показателями банка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Динамика развития финансово-банковской сферы заставляет более внимательно относится к деятельности финансовых институтов. В этой связи риск-менеджмент приобретает особую роль в управлении банком: он становиться не только средством предотвращения убытков, но и способом создания дополнительной акционерной стоимости. Алгоритм интегрированного управления рисками давно уже существует на западе, в России он только начинает развиваться. Несмотря на это, в перспективе следует ожидать более широкого использования интегрированного подхода к риск-менеджменту в системе банковского управления.
Под интегрированным риск-менеджментом понимается формализованный подход к оценке и управлению всеми рисками банка, независимо от источников их возникновения. Риск-менеджмент как процесс представляет собой систематический мониторинг и управление рисками, присущими деятельности банка, с целью извлечения устойчивой прибыли от каждого вида деятельности и всего банковского портфеля.
В процессе исследования была выделена горизонтальная, диагональная и вертикальная интеграция риск-менеджмента (рисунок 3).
Рисунок
4 – Виды интеграции риск-менеджмента.
Во-первых,
банки должны учитывать существующий
ландшафт рисков при занятии новых
рисковых позиций, непрерывно контролировать
их и при необходимости
Во-вторых, рисковые позиции оказывают влияние на финансовую отчетность, соответствие нормам банковского надзора, размер оплаты труда и т.д. Это означает, что риски и риск-менеджмент должны учитываться в деятельности различных структурных подразделений, не связанных непосредственно отношениями власти и подчинения, что может быть обобщено понятием диагональной интеграции риск-менеджмента.
Наконец, разграничение компетенций и доступа к информации в области риска требует взаимодействия front-office, middle-office и back-office. Front-office, отвечающий за отношения с клиентами и принимающий решения о совершении сделок, не должен иметь возможность осуществлять финансовый учет или анализ результативности своих операций. Middle-office отвечает за мониторинг и анализ риска, а также разработку мер активного управления. Back-office осуществляет рутинные операции ведения внутреннего и внешнего учета, расчета налогов и составления отчетности. Несмотря на необходимость строгого разделения функций back-office, middle-office и front-office, главной задачей является обеспечение доступа к информации всем участникам процесса управления рисками.
Стратегия рисков – это программа управления деятельностью банка, направленная на снижение потерь от реализации различных видов банковских рисков.
Разработка
стратегий управления рисками базируется
на результатах ситуационного
Проблема
ликвидности всегда вызывала интерес,
как акционеров, так и клиентов
кредитной организации. Наиболее важный
вопрос, который возникает у
При решении проблем управления ликвидностью важным фактором является организация адекватной принимаемым рискам управленческой структуры, когда эффективность управления основывается на четком представлении менеджмента о действующих процессах, о связях между процессами, взаимовлиянии процессов друг на друга и на остальные компоненты, формирующие организационный потенциал; на сформированном целостном представлении о состоянии кредитной организации в каждый момент времени; на системных знаниях о рынке клиентов, рынке продуктов (услуг), деятельности конкурентов; на умении менеджмента использовать эти знания на пользу банку, прогнозируя возможные проблемные ситуации и планируя свои действия со стратегией развития.
Целями
управления ликвидностью на уровне конкретной
кредитной организации
-
соблюдение нормативных
-
обеспечение своевременного и
полного удовлетворения банком
обязательств перед
-
поддержание такой структуры
активов и пассивов, которая обеспечивала
бы оптимальное сочетание
В этой связи задачи управления ликвидностью сводятся к следующим:
-
определение текущей
-
обеспечение сопряженности
-
организация контроля за
-
создание системы
- разработка процедур принятия решений в части управления ликвидностью;
-
создание информационной
Достижение целей и выполнение задач предполагает создание в кредитной организации системы управления ликвидностью, включающей комплекс организационных мер по анализу, оценке и контролю, а также выбор методов управления ликвидностью.
Процесс управления ликвидностью банка можно определить как совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.
Управление ликвидностью связано с общей стратегией банка, с моделью поведения, которую для себя выбирает банк. Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых при формировании портфелей активов и пассивов, является вопрос определенного соотношения по срокам операции вложения средств и операций по привлечению ресурсов. Уровень соотношения между группами активов и пассивов с аналогичными сроками погашения определяется выбранной банком стратегией и особенностями ресурсной базы банка.
При проектировании и формировании банковского портфеля коммерческого банка необходимо учитывать надежность активных и пассивных операций. Понятие надежности активных операций, как правило, связывают со способностью актива не терять свою стоимость.
Оценка надежности пассивных операций при управлении ликвидностью банка сводится к определению устойчивости срочных депозитов и стабильности депозитов до востребования. Оценка стабильности средств, привлеченных на срочной основе, необходима вследствие отсутствия гарантий невостребования раньше срока срочных депозитов. Определение стабильности депозитов до востребования позволяет с большей эффективностью использовать этот вид пассивов.
Сформированный портфель активов и пассивов должен обеспечить определенный уровень маржи, необходимый для покрытия административно-хозяйственных, операционных расходов, и создать прибыль, достаточную для дальнейшего развития банка.
При планировании портфелей активов и пассивов следует учитывать ряд существенных аспектов, среди которых:
Для банковской системы и экономики в целом вопрос ликвидности – это вопрос доверия и максимально полного удовлетворения потребностей различных секторов экономики в обеспечении расчетов, в кредитных ресурсах и размещении средств.
Оценка устойчивого функционирования коммерческих банков важна с точки зрения всех субъектов рыночного хозяйства - банковских клиентов, акционеров, государства, инвесторов и, прежде всего, самих банков. Данная оценка позволяет определить основные направления развития и спецификацию банка, которая может изменяться с течением времени.
В современных условиях оценка устойчивости любого субъекта экономики основывается на определенных критериях. Под критерием обычно понимается признак, на основании которого производится оценка. К критериям финансовой устойчивости банка относятся: достаточность капитала, качество активов, качество пассивов, ликвидность, прибыльность. В целях дальнейшего анализа важным представляется конкретизация содержания данных критериев.
В банковском деле одним их основных условий обеспечения финансовой устойчивости коммерческого банка является достаточность собственного капитала банка или адекватность капитала масштабу и характеру осуществляемых операций. Значение и роль достаточной величины собственного капитала банка отмечались многими российскими экономистами. Собственный капитал коммерческого банка составляет основу его деятельности и является важным источником ресурсной базы. Он призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости.
Формирование
концепции достаточности
Поскольку значительная сумма активов финансируется привлеченными средствами, то главной функцией капитала банка признается защитная функция, которая реализуется путем поглощения возможных убытков и обеспечивает защиту интересов вкладчиков. Собственный капитал банка уменьшает также риск, которому подвергаются фонды страхования депозитов, обеспечивая выполнение перед вкладчиками обязательств, непокрытых активами банка. Таким образом, защитная функция означает: возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка; сохранение его платежеспособности за счет созданных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков; продолжение деятельности банка, независимо от угрозы появления убытков. Заметим, что для вкладчиков стран с развитой рыночной экономикой (например, США) защитная функция капитала не имеет столь важного значения, как для отечественных, поскольку в случае краха американского банка депозиты его вкладчиков (до 100 тыс. долл.) подлежат 100%-ному возмещению Федеральной корпорацией страхования депозитов.