Стратегическое планирование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие стратегического планирования 4
1.2 Элементы стратегического планирования 6
1.3 Основные этапы разработки управленческих решений 10
2. СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 12
2.1 Контроллинг как элемент эффективного управления банком 12
2.2 Менеджмент и маркетинговая стратегия в банке 15
3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКЕ 19
3.1 Управление банковскими рисками 19
3.2. Управление ликвидностью 22
3.3 Управление другими финансовыми показателями банка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

9756 Стратегическое планирование и управление банковской деятельностью. Основные виды банковских стратегий..doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Динамика  развития финансово-банковской сферы  заставляет более внимательно относится  к деятельности финансовых институтов. В этой связи риск-менеджмент приобретает особую роль в управлении банком: он становиться не только средством предотвращения убытков, но и способом создания дополнительной акционерной стоимости. Алгоритм интегрированного управления рисками давно уже существует на западе, в России он только начинает развиваться. Несмотря на это, в перспективе следует ожидать более широкого использования интегрированного подхода к риск-менеджменту в системе банковского управления.

     Под интегрированным риск-менеджментом понимается формализованный подход к оценке и управлению всеми рисками банка, независимо от источников их возникновения. Риск-менеджмент как процесс представляет собой систематический мониторинг и управление рисками, присущими деятельности банка, с целью извлечения устойчивой прибыли от каждого вида деятельности и всего банковского портфеля.

     В процессе исследования была выделена горизонтальная, диагональная и вертикальная интеграция риск-менеджмента (рисунок 3).

     

     Рисунок 4 – Виды интеграции риск-менеджмента. 

     Во-первых, банки должны учитывать существующий ландшафт рисков при занятии новых  рисковых позиций, непрерывно контролировать их и при необходимости использовать методы активного управления. В этом заключается горизонтальная интеграция риск-менеджмента, т.е. обобщение различных видов риска (рыночного, кредитного, ликвидности, операционного и т.д.). В настоящее время существует ряд устоявшихся и достаточно эффективных подходов к управлению отдельными видами рисков (в особенности рыночного и кредитного). Проблемой является учет взаимосвязей и взаимовлияния рисков в рамках банковского портфеля в целом. В области горизонтальной интеграции риск-менеджмента лежит потенциал максимально полного и прагматичного учета всех форм риска при осуществлении банковских операций.

     Во-вторых, рисковые позиции оказывают влияние  на финансовую отчетность, соответствие нормам банковского надзора, размер оплаты труда и т.д. Это означает, что риски и риск-менеджмент должны учитываться в деятельности различных структурных подразделений, не связанных непосредственно отношениями власти и подчинения, что может быть обобщено понятием диагональной интеграции риск-менеджмента.

     Наконец, разграничение компетенций и  доступа к информации в области риска требует взаимодействия front-office, middle-office и back-office. Front-office, отвечающий за отношения с клиентами и принимающий решения о совершении сделок, не должен иметь возможность осуществлять финансовый учет или анализ результативности своих операций. Middle-office отвечает за мониторинг и анализ риска, а также разработку мер активного управления. Back-office осуществляет рутинные операции ведения внутреннего и внешнего учета, расчета налогов и составления отчетности. Несмотря на необходимость строгого разделения функций back-office, middle-office и front-office, главной задачей является обеспечение доступа к информации всем участникам процесса управления рисками.

     Стратегия рисков – это программа управления деятельностью банка, направленная на снижение потерь от реализации различных видов банковских рисков.

     Разработка  стратегий управления рисками базируется на результатах ситуационного анализа, в процессе которого выявляются потенциальные  опасности, грозящие нарушением стабильности банковской деятельности.

       3.2. Управление ликвидностью

 

       Проблема  ликвидности всегда вызывала интерес, как акционеров, так и клиентов кредитной организации. Наиболее важный вопрос, который возникает у кредиторов, контрагентов банка, органов банковского  надзора, - сможет ли банк отвечать по своим обязательствам. Как известно, ликвидность является основополагающим фактором платежеспособности кредитной организации, наиболее значимым критерием ее надежности, создающим доверие к банковской системе в целом. Кризисы банковской системы подтверждают необходимость профессионального управления ликвидностью.

       При решении проблем управления ликвидностью важным фактором является организация  адекватной принимаемым рискам управленческой структуры, когда эффективность  управления основывается на четком представлении менеджмента о действующих процессах, о связях между процессами, взаимовлиянии процессов друг на друга и на остальные компоненты, формирующие организационный потенциал; на сформированном целостном представлении о состоянии кредитной организации в каждый момент времени; на системных знаниях о рынке клиентов, рынке продуктов (услуг), деятельности конкурентов; на умении менеджмента использовать эти знания на пользу банку, прогнозируя возможные проблемные ситуации и планируя свои действия со стратегией развития.

       Целями  управления ликвидностью на уровне конкретной кредитной организации являются:

       - соблюдение нормативных требований  Банка России;

       - обеспечение своевременного и  полного удовлетворения банком  обязательств перед кредиторами, т.е. предотвращение рисков ликвидности и неплатежеспособности;

       - поддержание такой структуры  активов и пассивов, которая обеспечивала  бы оптимальное сочетание ликвидности  и прибыльности коммерческого  банка, т.е. не допускала бы  излишней ликвидности и потери доходности.

       В этой связи задачи управления ликвидностью сводятся к следующим:

       - определение текущей потребности  кредитной организации в ликвидных  средствах, обеспечивающих выполнение  имеющихся обязательств перед  кредиторами и вкладчиками, поддержание их на соответствующем уровне;

       - обеспечение сопряженности сроков  движения активов и пассивов  для поддержания среднесрочной  и долгосрочной ликвидности;

       - организация контроля за соблюдением  требований Банка России к  уровням экономических нормативов, регулирующих ликвидность кредитной организации;

       - создание системы краткосрочного  прогноза ликвидности;

       - разработка процедур принятия  решений в части управления  ликвидностью;

       - создание информационной системы  для сбора и анализа состояния  ликвидности в кредитной организации.

       Достижение  целей и выполнение задач предполагает создание в кредитной организации  системы управления ликвидностью, включающей комплекс организационных мер по анализу, оценке и контролю, а также  выбор методов управления ликвидностью.

       Процесс управления ликвидностью банка можно  определить как совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.

       Управление  ликвидностью связано с общей  стратегией банка, с моделью поведения, которую для себя выбирает банк. Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых при формировании портфелей активов и пассивов, является вопрос определенного соотношения по срокам операции вложения средств и операций по привлечению ресурсов. Уровень соотношения между группами активов и пассивов с аналогичными сроками погашения определяется выбранной банком стратегией и особенностями ресурсной базы банка.

       При проектировании и формировании банковского  портфеля коммерческого банка необходимо учитывать надежность активных и  пассивных операций. Понятие надежности активных операций, как правило, связывают со способностью актива не терять свою стоимость.

       Оценка  надежности пассивных операций при  управлении ликвидностью банка сводится к определению устойчивости срочных  депозитов и стабильности депозитов  до востребования. Оценка стабильности средств, привлеченных на срочной основе, необходима вследствие отсутствия гарантий невостребования раньше срока срочных депозитов. Определение стабильности депозитов до востребования позволяет с большей эффективностью использовать этот вид пассивов.

       Сформированный  портфель активов и пассивов должен обеспечить определенный уровень маржи, необходимый для покрытия административно-хозяйственных, операционных расходов, и создать  прибыль, достаточную для дальнейшего  развития банка.

         При планировании портфелей активов и пассивов следует учитывать ряд существенных аспектов, среди которых:

  1. срочность операций. Высвобождение средств от реализации и погашения активов должно обеспечивать основную массу обязательств банка с соответствующими сроками;
  2. надежность. Для активных операций под надежностью понимается низкий уровень риска и сохранение стоимостей активов во времени, для пассивных – устойчивость, стабильность, неподверженность досрочному изъятию;
  3. влияние на финансовый результат. Банковский портфель должен обеспечивать минимальный уровень прибыльности за счет максимально возможного повышения относительной доходности активов и снижения относительной стоимости пассивов;
  4. видовые и конъюнктурные особенности отдельных активных и пассивных операций. Формирование банковского портфеля должно вестись с учетом всех изменений, происходящих на денежном и финансовом рынках;
  5. ограничения на отдельные операции коммерческих банков со стороны центрального банка в виде экономических нормативов, норм резервирования и т.п.

       Для банковской системы и экономики  в целом вопрос ликвидности –  это вопрос доверия и максимально  полного удовлетворения потребностей различных секторов экономики в  обеспечении расчетов, в кредитных  ресурсах и размещении средств.

       3.3 Управление другими финансовыми показателями банка

 

       Оценка  устойчивого функционирования коммерческих банков важна с точки зрения всех субъектов рыночного хозяйства - банковских клиентов, акционеров, государства, инвесторов и, прежде всего, самих банков. Данная оценка позволяет определить основные направления развития и спецификацию банка, которая может изменяться с течением времени.

       В современных условиях оценка устойчивости любого субъекта экономики основывается на определенных критериях. Под критерием  обычно понимается признак, на основании которого производится оценка. К критериям финансовой устойчивости банка относятся: достаточность капитала, качество активов, качество пассивов, ликвидность, прибыльность. В целях дальнейшего анализа важным представляется конкретизация содержания данных критериев.

       В банковском деле одним их основных условий обеспечения финансовой устойчивости коммерческого банка  является достаточность собственного капитала банка или адекватность капитала масштабу и характеру осуществляемых операций. Значение и роль достаточной величины собственного капитала банка отмечались многими российскими экономистами. Собственный капитал коммерческого банка составляет основу его деятельности и является важным источником ресурсной базы. Он призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости.

       Формирование  концепции достаточности капитала банка стало в последние годы одной из наиболее серьезных проблем  при оценке устойчивости банка. Такое  внимание к величине собственного капитала банка связано с функциями, которые он выполняет в ежедневной деятельности и для обеспечения своего долгосрочного функционирования. Функции, выполняемые собственным капиталом банка, неоднозначно определяются как в отечественной, так и в западной экономической литературе. Традиционно выделяют три основные функции: защитную, оперативную, регулирующую.

       Поскольку значительная сумма активов финансируется  привлеченными средствами, то главной  функцией капитала банка признается защитная функция, которая реализуется путем поглощения возможных убытков и обеспечивает защиту интересов вкладчиков. Собственный капитал банка уменьшает также риск, которому подвергаются фонды страхования депозитов, обеспечивая выполнение перед вкладчиками обязательств, непокрытых активами банка. Таким образом, защитная функция означает: возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка; сохранение его платежеспособности за счет созданных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков; продолжение деятельности банка, независимо от угрозы появления убытков. Заметим, что для вкладчиков стран с развитой рыночной экономикой (например, США) защитная функция капитала не имеет столь важного значения, как для отечественных, поскольку в случае краха американского банка депозиты его вкладчиков (до 100 тыс. долл.) подлежат 100%-ному возмещению Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Информация о работе Стратегическое планирование в банке