Стратегическое планирование в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие стратегического планирования 4
1.2 Элементы стратегического планирования 6
1.3 Основные этапы разработки управленческих решений 10
2. СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 12
2.1 Контроллинг как элемент эффективного управления банком 12
2.2 Менеджмент и маркетинговая стратегия в банке 15
3. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКЕ 19
3.1 Управление банковскими рисками 19
3.2. Управление ликвидностью 22
3.3 Управление другими финансовыми показателями банка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

9756 Стратегическое планирование и управление банковской деятельностью. Основные виды банковских стратегий..doc

— 193.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

       В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.

       На  сегодняшний день лишь единицы российских компаний имеют эффективную систему стратегического планирования. Однако большинство руководителей в нашей стране уже осознают важность применения методов и принципов стратегического планирования для успешного ведения бизнеса.

       В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количественными методами стратегическое планирование использует творческий и интуитивный подход.

       Стратегическое  планирование пришло на смену долгосрочному  планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного—в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего.

       Благодаря стратегическому планированию банк может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок. 
 

       1.СУЩНОСТЬ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

       1.1. Понятие стратегического  планирования

 

       Стратегическое  планирование - это одна из функций  стратегического управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

         Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих  решений. Функции организации,  мотивации и контроля ориентированы  на выработку стратегических  планов. Не используя преимущества  стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

       Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

         До последнего времени стратегическое  планирование было прерогативой  крупных международных концернов.  Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все  больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

       Процесс стратегического планирования в  компании состоит из нескольких этапов:

       Определение миссии и целей организации.

       Анализ  среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

       Выбор стратегии.

       Реализация  стратегии.

       Оценка  и контроль выполнения.

       Определение миссии и целей организации. Целевая  функция начинается с установления миссии, выражающей философию и смысл его существования.

       Миссия  – это концептуальное намерение  двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус банка, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик банка. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния банка, на нём не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования.

       Цель  – это конкретизация миссии в  организации в форме, доступной  для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического  планирования заключается в следующем:

       - четкая ориентация на определенный  интервал времени; 

       - конкретность и измеримость; 

       - непротиворечивость и согласованность  с другими миссиями и ресурсами; 

       - адресность и контролируемость.

         Исходя из миссии и целей  существования организации строятся  стратегии развития и определяется  политика организации.

       Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

         Основным методом портфельного  анализа является построение  двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

         Существует три подхода к формированию  матриц:

       Табличный подход, при котором значения варьирующихся  параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.

       Координатный  подход, при котором значения варьируемых  параметров возрастают по мере отдаления  от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.

       Логический  поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход  получил наибольшее распространение  в зарубежной практике.

         Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения на рынке.

       Стратегический  анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

       - внешней среды; 

       - непосредственного окружения; 

       - внутренней среды организации. 

         Анализ внешней среды включает  изучение влияния экономики, правового  регулирования и управления, политических  процессов, природной среды и  ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

         Непосредственное окружение анализируется  по следующим основным компонентам:  покупатели, поставщики, конкуренты, рынок  рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:

       - кадры фирмы, их потенциал,  квалификация, интересы и т.п.;

       - организация управления; производство, включая организационные, операционные  и технико-технологические характеристики  и научные исследования и разработки;

       - финансы фирмы; 

       - маркетинг; 

       - организационная культура.   

       1.2 Элементы стратегического планирования

 

     Цикл  стратегического планирования включает следующие основные элементы показаны на рисунке 1.

     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического планирования, так как он является базой как  для определения миссии и целей  фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

     После анализа среды можно переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс  разработки долгосрочных целей, а затем их конкретизация путем определения краткосрочных. 

       

     

     

       
 
 

     Рисунок 1. Основные этапы процесса стратегического планирования 

     После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

     И наконец, после определения порядка  реализации стратегии и окончательного оформления стратегического плана  можно приступать к выполнению стратегии. Именно этот процесс в случае успешного осуществления приводит к достижению поставленных целей, или, как это достаточно часто случается, фирма оказывается не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Рассмотрим подробно элементы стратегического планирования.

     Прежде  чем приступить к формированию и  осуществлению выбранной стратегии, руководство должно быть уверенным, что оно располагает достаточно полной и достоверной информацией  как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, динамике ее развития и месте, которое организация в ней занимает.

     Каждое  действие организации возможно только в том случае, если среда его  допускает. Во внутренней среде заключен тот потенциал организации, который  позволяет ей функционировать и развиваться.

     Внутренняя  среда является источником жизненной  силы организации. Но организация не является обособленным элементом, она  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, которая  обеспечивает ее необходимыми ресурсами. Однако эти ресурсы не безграничны, на них претендуют многие организации. И задача стратегического планирования и управления состоит в обеспечении такого взаимодействия с окружающей средой, которое позволяло бы поддерживать потенциал организации на уровне, необходимом для достижения ее целей, что давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Анализ  внешней среды. Внешняя среда  в стратегическом планировании рассматривается  как совокупность двух подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно- техническое и технологическое развитие общества.

     Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если работа аналитиков, занимающихся изучением макроокружения, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые могут проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз или дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

Информация о работе Стратегическое планирование в банке