Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:13, курсовая работа
Выполнение банковской системой ряда своих основных экономических функций, таких как осуществление расчетов и посредничество между экономическими субъектами, требует от коммерческих банков создания развитой инфраструктуры. Одно из ключевых звеньев в такой инфраструктуре связано с управлением корреспондентскими счетами, которое должно полностью обеспечивать потребности банка и его клиентов в расчетных услугах. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство банковских операций прямо или косвенно отражается через корреспондентские счета, качество такого управления во многом определяет экономические возможности банков и их клиентов.
Введение стр. 3 - 4
Средства управления корсчетами, связанные с операциями банка
стр. 4 - 6
Привлечение и размещение банковских кредитов (МБК), как правило, однодневных (“овернайт”) стр. 6 - 8
Продажа части активных вложений банка стр. 8 - 9
Привлечение дополнительных ресурсов стр. 9 - 10
Средства управления корсчетами, связанные с банковскими расчетами
стр. 11
2.1 Работа под приход стр. 11 - 13
2.2 Клиринг стр. 13 - 14
2.3 Овердрафт, или расчетный кредит стр. 14 - 16
2.4 Подкрепление одного корсчета свободными средствами на другом
стр. 16 - 18
Задержки платежей как средство управления корсчетами
стр. 19 - 20
Заключение
Большое значение при организации клиринга имеет, как уже было сказано, технология взаимного зачета обязательств, используемая клиринговой палатой. Такая технология должна позволять производить максимальные объемы взаимозачетов при минимальном вовлечении «живых» денег, что во многом зависит от количества и характеристик банковских учреждений, участвующих в клиринге, а также от условий его организации.
Можно сказать, что до настоящего момента клиринг в России не прижился. Первые серьезные разговоры о «клиринге и расчетных пулах» возникли осенью 1998 г. В разгар общего кризиса банковской системы, когда произошло резкое сжатие денежной базы, и денег на расчеты по существующей технологии у банков просто не было. Только вмешательство Банка России в традиционную систему расчетов и проведение им авральной «расшивки платежей» позволило вернуться к более или менее нормальному проведению расчетов, после чего чрезвычайная потребность в клиринге постепенно пропала.
Основная
масса расчетов по-прежнему осуществляется
через подразделения Банка России, которые
не готовы осуществлять клиринг чисто
технологически. В частности, существуют
примеры того, как в расчетной системе
РКЦ не проходили крупные встречные платежи
банков друг на друга из-за «текущего недостатка
средств на корсчете». Между тем сама «расшивка
платежей» была не чем иным, как принудительным
клирингом, при этом принудительным как
для Центробанка, так и для коммерческих
банков. Таким образом, теоретически имея
возможность для реализации клиринга,
Банк России пока не готов осуществлять
его на постоянной основе. В тоже время
полноценные негосударственные клиринговые
системы, несмотря на многочисленные заявления
о готовности и необходимости их создания,
до настоящего времени так и не появились.
2.3.
Овердрафт, или расчетный кредит
Овердрафт, или расчетный кредит – это кредит, предоставляемый расчетной системой банку для проведения расчетов при недостатке средств не корреспондентском счете. Такой кредит предоставляется, как правило, в ограниченном размере, то есть он имеет определенный лимит. Кроме того, он предоставляется обычно под залог и по сравнительно высокой цене. Стоимость овердрафта сравнима со стоимостью средств, извлекаемых из портфеля ценных государственных бумаг, и значительно превышает стоимость заимствований на рынке МБК.
Существует две разновидности овердрафта. Овердрафт может предоставляться только на правах внутридневного кредита, некоторым образом авансирующего банку те приходы, под которые он может работать. Такой овердрафт должен быть погашен в течение текущего дня за счет реальных поступлений от банков-контрагентов. Эта форма овердрафта позволяет наиболее эффективно использовать работу под приход и служит основой функционирования многих клиринговых палат, «вливая» в процесс проведения платежей дополнительные денежные средства и являясь, таким образом, источником дополнительной внутридневной ликвидности. Другая форма овердрафта допускает формирование переходящего на другой день остатка задолженности.
Овердрафт позволяет банкам значительно повысить качество управления корреспондентскими счетами. В первую очередь, это связано с ростом эффективности работы под приход. В частности, имея овердрафт к корреспондентскому счету, банк может работать не под минимальный приход, а минимальный приход плюс лимит овердрафта. С учетом того, что размер случайного прихода может иметь значительную величину дисперсии, банк может вывести из обслуживания расчетов средства, равные по размеру лимиту овердрафта, и при этом использовать кредитные ресурсы в рамках овердрафта относительно редко (рис. 2). В связи с этим оптимальный для банка размер лимита овердрафта определяется формой кривой плотности распределения величины случайного прихода и соотношением между ставками на рынке МБК и стоимостью овердрафта.
Стоит отметить, что относительно высокая стоимость кредитных ресурсов в рамках овердрафта побуждает банк выводить из обслуживания расчетов несколько меньший объем средств, чем величина лимита овердрафта. Это при прочих равных условиях позволяет повысить надежность осуществления банковских расчетов (в результате банк будет работать под величину случайного прихода, меньшую, чем «минимальный» приход). Важно, что эффект повышения надежности достигается исключительно экономическими, а не административными средствами.
В
настоящий момент основным «поставщиком»
овердрафтов для российских банков выступает
Банк России. Он предоставляет обеспеченные
ценными государственными бумагами расчетные
кредиты по высокой ставке ряду крупных
коммерческих банков (их число, однако,
весьма невелико). Учитывая высокую экономическую
эффективность овердрафтов, как для отдельных
банков, так и для качества расчетов в
экономике в целом, Центробанку стоило
бы расширять практику предоставления
коммерческим банкам расчетных кредитов
– хотя бы внутридневных. При этом у него
нет определенных видимых экономических
причин этого не делать.
Рисунок
2 – Экономическая выгода овердрафта
Действительно,
получая расчетный кредит, часть риска
ликвидности банк перекладывает на расчетную
систему, которая его предоставляет. Однако
в расчетной системе Банка России риска
ликвидности не может быть по определению.
Хорошее обеспечение овердрафтов практически
сводит на нет кредитные риски, а грамотная
тарифная политика позволяет компенсировать
издержки по отвлечению выведенных банками
из расчетов средств в интересных для
Банка России направлениях. При этом общий
размер овердрафтов, который может быть
востребован банками страны, вряд ли будет
достаточен для серьезной дестабилизации
валютного рынка.
2.4.
Подкрепление одного корсчета свободными
средствами на другом.
Корреспондентская сеть коммерческого банка может насчитывать несколько десятков, а то и сотен корреспондентских счетов в разных банках разных стран. При этом каждый из них призван решать какие-то вполне определенные задачи банка и его клиентов в области расчетов. В связи с этим приходы и расходы средств в адрес клиентов банка могут крайне неравномерно распределяться по различным корреспондентским счетам. Для сглаживания подобных неравномерностей в поступлении и страховании средств банки используют подкрепления корреспондентских счетов путем перевода средств с одного счета на другой. Такое подкрепление может осуществляться, в том числе, и посредством конвертации средств, номинированных в одной валюте в другую валюту.
Банк может получать значительные приходы в адрес корсчета, с которого он не производит крупных расходов, и наоборот. Как правило, это связано с особенностями операций, осуществляемых клиентами банка. Используя подкрепления корсчетов, банк “перебрасывает” средства с «приходного» корсчета на «расходный». Это, в конечном итоге, позволяет ему, с одной стороны, сократить общие остатки средств на своих корреспондентских счетах, а с другой стороны, наиболее дешевым способом увеличить известный приход на «расходные» счета.
Качественное отличие подкрепления как инструмента управления корреспондентскими счетами состоит в том, что оно связано исключительно с транзакционными издержками и в целом не меняет структуру баланса банка (изменения структуры баланса в данном случае могут быть связаны только с изменением валютных позиций при конвертации средств из одной валюты в другую). Применение же в управлении корреспондентскими счетами любых других средств, будь то продажа ликвидных активов или привлечение ресурсов, не только меняет структуру активов и пассивов банка, но и требует от него прямых или неявных издержек по обслуживанию корсчета, связанных с потерей дохода от определенных видов вложений.
Подкрепление корреспондентских счетов также позволяет банкам максимально использовать возможную неоднородность стоимости ресурсов на различных рынках. В частности при помощи подкреплений банк может получить доступ к элементарным арбитражным операциям на разнице стоимости ресурсов. Одновременно банк может закрывать свою потребность в средствах на самом дешевом из доступных ему рынков.
Такие возможные способы использования подкреплений неизбежно приводит к формированию у каждого банка особой структуры корреспондентской сети с одним основным, «клиринговым» счетом и целой сетью вспомогательных счетов. Через клиринговый счет банк проводит основную часть платежей своих клиентов; обычно этот счет связан также с самым дешевым и самым обширным из доступных для банка межбанковских рынков. Вспомогательные счета позволяют банку решать локальные задачи по оптимизации исполнения отдельных платежей клиентов, а также осуществлять при возможности арбитражные операции между рынками.
Одна из основных проблем, возникающих перед банками в связи с использованием подкреплений, - наличие временных разрывов между отправлением средств с одного счета и возможностью их использования (в том числе, для работы под приход) на другом счете. Такие временные разрывы, как правило, определяются недостаточной гибкостью работы расчетных систем и банков-корреспондентов, с которыми у банка установлены корреспондентские отношения. Кроме того, определенные сложности с подкреплениями могут возникать у банков в связи с наличием у расчетных систем времени окончания приема платежей (cutoff time), которое может быть не всегда согласовано со временем функционирования доступных для банка межбанковских рынков. Все это может значительно повысить транзакционные издержки, связанные с подкреплениями и сделать их в отдельных случаях невыгодными.
В тоже время глобализация финансовых рынков и развитие электронных каналов связи, скорее всего, позволять решить эти проблемы в самое ближайшее время. Так, ряд расчетных систем развитых стран уже используют круглосуточную обработку платежей. Расчетная система Банка России пока далеко не всегда позволяет избавиться от проблем несогласованности во времени, что иногда может создавать трудности для банков, присутствующих в нескольких регионах страны. Однако необходимо признать, что Банк России прилагает заметные усилия для решения этой проблемы, что уже сейчас позволяет банкам оперативно производить перераспределение средств между своими корсчетами.
Расчетные системы могут предоставить банкам самые различные средства для управления корреспондентскими счетами, однако использование этих средств предполагает наличие развитых информационных и управленческих технологий, как у банков, так и у расчетных систем. Разработка и широкое внедрение коммерческими банками этих технологий в России, на наш взгляд, полностью зависит от Центробанка, который имеет значительные возможности по повышению эффективности расчетов в стране.
Фактически
монопольное положение ЦБ на рынке расчетных
услуг не позволяет коммерческим банкам
значительно повысить качество использования
средств управления корреспондентскими
счетами, связанных с расчетами, без его
активного участия. Стоит признать, что
это лишь одна из многих проблем, стоящих
перед Банком России, на всеобъемлющее
решение которых у него просто не хватает
физических ресурсов. В то же время оптимизация
расчетов в экономике – одна из приоритетных
задач центрального банка любой страны,
и решение этой задачи в России, на наш
взгляд, позволило бы приблизиться к решению
многих других экономических проблем.
Задержки клиентских платежей – самое последнее средство, к которому может прибегнуть банк при управлении корсчетами. Его единственное достоинство заключается только в том, что такое средство у банка есть всегда. В остальном, прибегая к задержкам платежей, банк ухудшает свои отношения с клиентами и регулирующими органами и провоцирует первых к усилению интенсивности оттока средств, а вторых – к применению к банку административных мер регулирования вплоть до отзыва лицензии.
В то же время следует осознавать, что задержки бывают разными и трактовать их тоже можно по-разному. Во многих странах не существует законодательно ограниченных сроков списания средств по клиентскому поручению с корреспондентского счета банка. Эти сроки фиксируются на ведение банковского счета и определяются обычаями делового оборота. В этом случае задержка платежа – не более чем нарушение договорных обязательств, по которому банк, как правило, уплачивает заранее установленный штраф.
Кроме того, наличие установленного законом или договором ограничения на срок списания средств с корреспондентского счета вовсе не означает, что банк непременно осуществляет такое списание в крайний установленный срок. С точки зрения коммерческих интересов либо по джентльменскому соглашению с клиентами банк может осуществлять клиентские платежи раньше предельного установленного срока. В чрезвычайной ситуации банк может отойти от такого соглашения – и это тоже будет в своем роде задержка платежей, которая позволяет получить дополнительный бесплатный ресурс для покрытия текущего кассового разрыва. Как правило, клиенты, имеющие длительную историю взаимоотношений с банком, пойдут банку на встречу, и такая задержка платежей останется незамеченной.
Информация о работе Средства управления корреспондентскими счетами коммерческого банка