Современный банковский продукт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ банковских продуктов российских коммерческих банков, анализ рынка банковских услуг сегодня, а также динамика и перспективы его развития.

Содержание

Введние………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Природа банковского продукта.
1.1. Взаимосвязь понятий «банковский продукт», «банковская услуга», «банковская опера-ция»………………………………………...4
1.2. История возникновения и развития банковских продук-тов….......5
1.3. Классификация банковских продуктов…………………………….9
Глава 2. Рынок банковских продуктов и услуг.
2.1. Состояние рынка банковских продуктов и услуг в 2008 го-ду….…16
2.2. Состояние рынка банковских продуктов и услуг сего-дня………...18
Глава 3. Динамика и перспективы развития банковских продуктов и услуг.
3.1. Проблема развития потребительского кредитова-ния……………...24
3.2. Платежные системы на современном эта-пе………………………..27
3.3. Применение информационных технологий в сфере банковских услуг………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список источников………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ф.М..doc

— 182.00 Кб (Скачать)
    1. Классификация банковских продуктов, услуг и операций.

     Прежде  чем классифицировать данные понятие  обратимся к понятию «банк». Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.[1]

    К банковским операциям относятся:

    1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

    2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

    3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

    4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков - корреспондентов,  по их банковским счетам;

    5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

    6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

    7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

    8) выдача банковских гарантий;

    9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) .[1]

    Что касается банковских продуктов и  услуг можно выделить следующие  их виды:

    Валютные  операции. Валютный обмен — это продажа банком одной валюты, например долларов, за другую, например франки, с взиманием определённой платы за услуги. В настоящее время торговлей иностранной валютой обычно занимаются только крупные банки, поскольку эти операции сопряжены с валютным риском и для их проведения необходим значительный опыт.

    Учёт  коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям. Учитывая коммерческие векселя, банки тем самым по существу предоставляют займы товаропроизводителям, которые продают банку долговые обязательства своих покупателей с целью быстрой мобилизации денежных средств.

    Сберегательные  депозиты. В целях поиска дополнительных средств банки создают сберегательные депозиты. Сам депозит представляет собой банковский продукт, а его обслуживание — банковская услуга.

    Хранение  ценностей. Хранение в банке ценностей своих клиентов (золото, ценные бумаги и др.) представляет собой услугу. При этом расписки или другие документы, удостоверяющие это хранение, представляют собой банковский продукт. Сегодня безопасным хранением ценностей клиента занимается в банке отдел аренды сейфов, который держит ценности клиентов под замком, пока клиенту не понадобится доступ к своей собственности.

    Кредиты правительства. Это приобретение банками краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных облигаций на сумму, составляющую определённую долю всех имеющихся в банке депозитов.

    Депозиты  до востребования (чековые  счета). Наиболее важным банковским продуктом является открытие депозита до востребования — чекового счёта, который позволяет вкладчику подписывать переводные векселя в уплату за товары и услуги.  Эти векселя банк обязан оплачивать немедленно.

    Потребительский кредит. Этот вид банковских служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. Этими услугами пользуются в основном физические лица.

    В разных странах действуют разные законы в области кредитования индивидуальных заемщиков, однако их объединяет общая установка : ради повышения уровня жизни потребительский кредит должен быть доступен в необходимом объеме. [2]

    Консультационные  услуги. Банки традиционно консультируют своих клиентов по вопросам инвестиций, подготовки налоговых деклараций, ведения бухгалтерского учёта. Юридическим лицам оказываются услуги по проверке кредитоспособности их возможных контрагентов и помощь в оценке маркетинговых возможностей на рынке внутри страны и за рубежом.

    Услуги  по управлению потоками наличных денежных средств. Они заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществляет выплаты по операциям фирмы, а также инвестирует избытки наличных денежных средств в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эти денежные средства не понадобятся клиенту.

    Брокерские  услуги по операциям  с ценными бумагами. Банки осуществляют посреднические услуги по операциям с ценными бумагами, предоставляя своим клиентам возможность покупать акции, облигации и др. ценные бумаги без обращения к брокеру или дилеру, занимающемуся торговлей ценными бумагами.

    Инвестиционные  банковские услуги. К ним относится андеррайтинг — гарантированное размещение или покупка новых ценных бумаг у их эмитентов и последующая их перепродажа другим покупателям с целью получения прибыли от такого акта купли–продажи. К инвестиционным услугам банков относятся также поиск наиболее привлекательных объектов для слияния, финансирование приобретений других компаний.

     Страховые услуги. Долгое время банки занимались кредитным страхованием жизни клиентов, обеспечивая таким путём гарантированное погашение выданных ссуд в случае смерти или заболевания клиента. Банки, которые уже сегодня предлагают своим клиентам страховые полисы, действуют обычно через совместные предприятия или соглашения о франчайзинге, согласно которым страховая компания занимается в банке продажей страховых полисов. При этом банк получает определённую долю доходов от таких операций.

     Финансовые  услуги банка. Это новый вид банковских услуг, получивших наибольшее распространение в послевоенный период. Финансовые услуги включают трастовые, лизинговые и факторинговые, которые предоставляются различным клиентам, а также продажу пенсионных планов.

     Представим  еще одну классификацию банковских услуг, основанную на ряде критериев, характеризующих  особенности их предоставления клиентам.

     Рассмотрим  прямые и косвенные услуги. Прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие, инвестиционные услуги). Косвенные или сопутствующие, облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые услуги, телефонное управление счетом(домашний банк), консультационные услуги, выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета).

     Банковские  услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида. выполняемых ими операций:

1) депозитные  операции,

2) кредитные  операции.

3) расчетные  операции.

     В состав неспецифических банковских услуг входят следующие : посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др.

     В зависимости от субъектов получения  услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).

     Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.).

     Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.

     В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это ,однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно. В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на услуги связанные с его движением и чистые услуги.

     Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.

     Таким образом, проанализировав понятие  банковская услуга можно сделать  вывод о том, что банковские услуги представляют собой особый вид услуг, так как они состоят из различных операций, выполняемых в процессе денежного обращения. Это позволяет совершенствовать банковские услуги, влияет на практику их организации. Практическое значение классификации в том, что она помогает банковским работникам лучше понять назначение отдельных видов услуг и возможности их использования для оперативного контроля и руководства за деятельностью банка.

     Рассматривая  многообразие банковских продуктов  и услуг, следует отметить, что их широкий спектр предлагается почти всеми банками США, Европы, Японии и ряда других стран, включая Россию и перечень этих услуг быстро растёт. В связи с этим резко возросло значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменились в последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции на финансовых рынках. Также изменились отношения между банками и клиентурой.

     Следует также отметить, что не все банки  имеют неодинаковый спектр услуг. Можно говорить о своеобразной специализации в банковской сфере, которая постоянно меняется и увеличивает приведенный выше список. 
 

Глава 2. Рынок банковских продуктов и услуг.

      2.1. Состояние рынка  банковских продуктов  и услуг в 2008 году.

     Проведем  анализ рынка банковских услуг в  соответствии с их классификацией. Рассмотрим состояние прямых и косвенных услуг. Прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие, инвестиционные услуги). Платежные услуги связаны с функционированием платежной системы. В 2008 году продолжился рост количества и объемов платежей, проведенных в платежной системе России: количество платежей составило 1672,6 млн.единиц, объем платежей -- 446,0 трлн. рублей. Как и в предыдущие годы, наиболее значимой в платежной системе страны являлась платежная система Банка России: на нее приходилось 90,4 процентов количества и 90,3 процентов объема межбанковских платежей в Российской Федерации. В платежной системе Банка России в 2008 году было проведено 696,3 млн. платежей объемом 267,3 трлн. рублей. Среднедневное количество платежей составило 2,8 млн. единиц, размер средней суммы платежа -- 383,9 тыс. рублей. Инвестиционные услуги банков связаны с выдачей кредита. В этой связи, удельный вес банковских кредитов в совокупном объеме инвестиций в основные средства едва превысил 7- процентный уровень.

     Происходящие  изменения в банковском законодательстве обусловливают актуальность предоставления клиентам банков консультационных услуг по юридическим вопросам, актуальной и исчерпывающей информации, в которой они заинтересованы. Важной областью банковской сферы, также требующей квалифицированной профессиональной помощи консультационного и информационного характера, является внешнеэкономическая деятельность. Специалисты банка консультируют экспортеров и импортеров по вопросам выбора условий заключения сделок, проведения платежей, требований валютного законодательства и т.д. И хотя консультационные услуги не всегда можно выразить в денежной оценке, тем не менее их роль важна: получив квалифицированную разностороннюю консультацию на высоком профессиональном уровне, потенциальный клиент в будущем может стать клиентом банка. Коммерческие банки могут оказывать консультационные и информационные услуги: 1) на возмездной основе, что подразумевает получение дохода; 2) на безвозмездной основе, и в этом случае банк заботится о своем имидже либо о привлечении дополнительного числа клиентов.

Информация о работе Современный банковский продукт