Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа
Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, это производственная, снабженческая, сбытовая и коммерческая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разные формы.
Введение
1. Теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия 3
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов 3
1.2 Прибыль как результат хозяйственной деятельности 5
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия 8
2. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина» 13
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 13
2.2 Оценка динамики и структуры прибыли предприятия 14
2.3 Оценка показателей рентабельности ОАО «Нефте- камскшина» 22
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия 27
3.1 Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия 27
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина» 31
После анализа полученных
Следующим этапом анализа является изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности оборота.
Уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки:
R2009= = = 7%;
R = = =7%;
R = = =9,4%;
R = =24%;
R2010= =6,06%.
∆R = R2010 – R2009 = 6,06 – 7= - 0,94%;
∆Rобщ= R - R2009 = 7 – 7= 0;
∆Rvpp= R - R =9,4 – 7= 2,4;
∆Rуд= R - R = 24 – 9,4= 14,6%;
∆Rс= R2010- R = 6,06 – 24= - 17,94%.
Полученные результаты свидетельствуют, что уровень рентабельности, исчисленный в целом по предприятию, понизился на 0,94%. На снижение рентабельности повлияло увеличение себестоимости реализованной продукции. Однако, рост среднереализационных цен на 114,25 руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 14,6%.
Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.
R2009= = *100%=7%;
R = = *100%=7%;
R *100%=9%;
R = *100%=22,8%;
R2010= = *100%=5,7%.
Изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.
∆Rvpp = R - R2009 =7 - 7= 0;
∆Rуд = R - R =9 - 7= 0;
∆Rц =R - R = 22,8 - 9= 13,8%;
∆Rc= R2010- R = 5,7 – 22,8= -17,1%;
∆R = R2010 – R2009= 5,7 – 7 = - 1,3%.
По рассчитанным показателям можно сделать вывод, что рентабельность оборота снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,3%. Это связано с ростом себестоимости товарной продукции.
После анализа полученных данных можно сделать следующие выводы. Показатели рентабельности продукции и рентабельности оборота, рентабельность активов рассчитанные в целом по предприятию, недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных показателей.
3 Основные направления
деятельности предприятия
3.1
Зарубежный опыт анализа
Методика анализа прибыли и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость, также наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат. Этой задаче служит классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.
Метод анализа директ-костинг позволяет не только установить взаимосвязь между названными показателями, но и рассчитать размер дохода, необходимого для рентабельной работы хозяйствующего субъекта.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Традиционная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели:
П=VРП*(р-с),
где VPП— физический объем продаж;
р — цена реализации;
с — полная себестоимость единицы продукции .
При изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П=VРП(р-b)-А,
где р - цена единицы продукции;
b - переменные затраты на единицу продукции;
А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.
По методике с учетом маржинального дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость.
Что маржинальный анализ позволяет определить критический уровень объема продаж и зону безопасности, влияние отдельных факторов на изменение безубыточного объема продаж, а также исчисление величины объема продаж для получения определенной суммы прибыли.
Критический объем продаж, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, т.е. когда затраты на производство продукции равны выручке от реализации, можно рассчитать путем деления суммы постоянных затрат на долю маржинального дохода в выручке.
Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета прибыли, когда постоянные затраты периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции; общие для нескольких однородных видов продукции; общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом. Порядок многоступенчатого расчета маржи покрытия и конечного финансового результата представлен на рисунке 3.1.
Такой порядок
определения финансового
Методика анализа рентабельности с учетом маржинального дохода также отличается от применяемых на многих предприятиях методики анализа рентабельности. Рентабельность предприятия – это отношение фактической прибыли к объему продаж. Используя счет прибылей и убытков, вычисляют два основных показателя: чистую маржу и валовую маржу.
Чистая маржа вычисляется по формуле:
Чистая маржа = (Чистая прибыль / Объем продаж)*100% (3.3)
Чистая маржа показывает, какая доля объема продаж остается у предприятия в виде чистой прибыли после покрытия себестоимости проданной продукции и всех расходов предприятия. Этот показатель может служить указателем допустимого уровня рентабельности, при котором предприятие еще не терпит убытки. На чистую маржу можно влиять ценовой политикой предприятия (валовая маржа и наценка) и контролем над затратами.
Валовая маржа вычисляется по следующей формуле:
Валовая маржа = (Валовая прибыль / Объем продаж)*100% (3.4)
С валовой маржой не следует путать другой инструмент ценообразования – наценку, которая вычисляется по следующей формуле:
Наценка = валовая
прибыль / себестоимость проданной
продукции*100%
Рис. 3.2 Порядок определения финансового результата
Также по методике маржинального анализа существуют показатели рентабельности, которые отличаются от традиционных подходов, которая приведена в таблице 3.1.
Методика анализа показателей рентабельности
Показатель |
Детерминированные факторные модели рентабельности |
Рентабельность i-го вида продукции, Ri |
|
Рентабельность продукции в |
|
Рентабельность оборота i-го вида продукции, Rоб i |
|
Рентабельность оборота общая, Rоб |
Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Таким образом, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль выше рентабельность
Методики
анализа показателей
Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности промышленного предприятия .
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «Нефтекамскшина»
В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов. Назначение управления финансовыми результатами - своевременно выявлять и устранять недостатки в развитии организации, находить резервы для улучшения финансового состояния организации и обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности .
Одним из значительных факторов, влияющих на финансовый результат, является себестоимость. Поэтому необходимо рассматривать возможные пути ее снижения.
Основным
резервом снижения себестоимости в
блоках снабжения и сбыта является
обоснованная ценовая политика, учитывающая
жесткую конкуренцию
Производство: начальники цехов должны работать на достижение натуральных показателей. Они не должны отвечать за то, что им поставили ресурс в полтора раза дороже среднего уровня. Фокус внимания в производственном блоке – это нормативная часть и обоснованность производственных расходов. Следовательно, нужны нормативы на все виды материальных, энергетических и трудовых ресурсов.
Может применяться следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции:
- повышение технического уровня производства: внедрение новой прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; совершенствование применяемой техники и технологии производства; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Решающим условием снижения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции;
- совершенствование организации производства и труда: развитие специализации производства; улучшение организации и обслуживания; улучшение организации труда; совершенствование управления производством и сокращение затрат на производство; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов; сокращение транспортных расходов; ликвидация излишних затрат и потерь; прочие факторы, повышающие уровень организации производства. Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования;
- изменение объема и структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.
Основными источниками снижения себестоимости продукции являются:
- экономия
материальных затрат за счет
применения ресурсосберегающих
технологий, замены дорогостоящих
материалов менее дорогими, применение
рациональных схем раскроя
- снижение
трудоемкости продукции и на
этой основе уменьшение затрат
на заработную плату с
- сокращение
затрат по организации и
- ликвидация
непроизводительных расходов, то
есть потерь от простоев
Значительная доля энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Нефтекамскшина» в условиях постоянного роста тарифов на энергоносители ставит дополнительные требования по снижению затрат на энергоресурсы.
Информация о работе Совершенствование финансовых результатов деятельности ОАО "Нефтекамскшина"