Система сбалансированных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить возможности применения ССП в практике оценки и повышения эффективности бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты методологии оценки бизнеса,
2. Раскрыть сущность и назначение системы сбалансированных показателей,

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки и внедрения системы сбалансированных показателей
1.1. Методические основы оценки стоимости бизнеса
1.2. Система сбалансированных показателей: сущность и назначение
1.3. Условия, преимущества и особенности внедрения ССП в компании
Глава 2. Оценка необходимости применения ССП в производственно – финансовой деятельности ООО «Стройрезерв»
2.1. Финансово – производственная характеристика ООО «Стройрезерв»
2.2. Анализ финансовых и технико – экономических показателей
Глава 3. Разработка системы сбалансированных показателей для повышения эффективности бизнеса
3.1. Краткое описание системы и методики разработки ССП
3.2. Разработка компонентов ССП
3.2.1. Стратегическая карта ООО «Стройрезерв»
3.2.3. Отчеты по целям
3.2.4. Отчет «Текущие значения показателей цели»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ССП.doc

— 685.50 Кб (Скачать)

Метод дисконтирования денежного потока.

Метод дисконтирования денежного потока наиболее широко применяется в рамках доходного подхода. Этот метод позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. В качестве дисконтируемого дохода используется либо чистый доход, либо денежный поток. При этом денежный поток по годам определяется как баланс между притоком денежных средств (чистого дохода плюс амортизация) и их оттоком (прирост чистого оборотного капитала и капитальных вложений). Погодовой чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами.

Метод включает несколько этапов: 1) расчет прогнозных показателей на ряд лет; 2) выбор нормы дисконтирования; 3) применение соответствующей нормы дисконтирования для дохода за каждый год; 4) определение текущей стоимости всех будущих поступлений; 5)выведение итогового результата путем прибавления к текущей стоимости будущих поступлений остаточной стоимости активов за вычетом обязательств.

Движение денежного потока средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных средств должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. .Анализ потоков денежных средств фирмы позволяет составить отчет об источниках и использовании денежных средств в рассматриваемом прогнозируемом периоде.

Ключом к оценке движения денежных средств является прогноз объема продаж. Этот прогноз может быть основан на результатах анализа как внутренней, так и внешней информации. Для определения взаимосвязи между объемом продаж фирмы и развития спроса и предложения на продукцию (услуги) соответствующей отрасли может быть использован регрессионный анализ. После составления основных прогнозов хозяйственной деятельности и объема продаж по отрасли определяют рыночную нишу для каждого товара (услуги), наиболее вероятную цену и ожидаемый спрос покупателей на прогнозируемую продукцию. Это является основой подготовки прогноза продаж для фирмы.

Наряду с прогнозированием объемов продаж фирмы при реализации метода дисконтирования денежкою потока составляют погодовой (на прогнозируемый период) отчет о прибылях и убытках и баланс (бухгалтерский). Это позволяет спрогнозировать постатейно активы, кредиторскую задолженность и собственный капитал.

Прогнозирование денежных потоков вызывает необходимость решения проблемы точности методов их оценки и выбора из двух возможных методов расчета - в постоянных или текущих ценах. Поскольку наличие инфляционных процессов в любой экономической системе является скорее правилом, чем исключением, возникает вопрос: на какие цифры следует ориентироваться при прогнозировании развития фирмы - номинальные или реальные?

С одной стороны, прогнозные расчеты, выполненные в денежных единицах с постоянной покупательной способностью, т.е. в постоянных ценах, обеспечивают сопоставимость раздельных во времени показателей. С другой стороны, денежные потоки, более соответствующие действительности, могут быть определены только при использовании в расчетах действующих или текущих цен. [15, с.71]

Не рассматривая здесь подробно достоинства и недостатки применения этих двух методов расчета, отметим, что ни первый, ни второй методы (как в постоянных, так и текущих пенах) не лишены элемента субъективности, связанного с необходимостью прогнозирования темпов инфляции. В этой связи определяющим моментом при выборе между ними становится относительная простота использования и интерпретации полученных результатов. По этим параметрам безусловное преимущество получает первый из них. Исследование воздействия инфляции на характеристики развития фирмы и выполнение расчетов в текущих оценках должно носить вспомогательный характер и может производиться, например, в рамках анализа фактора неопределенности и риска.

Более строгое уточнение нормы дисконтирования, учитывающее отраслевые и региональные отличия функционирования тех или иных форм, вызывает необходимость применения либо статистической обработки репрезентативной выборки группы фирм одной и той же отрасли (с региональной привязкой) с целью обоснования сложившейся и прогнозируемой для нее нормой прибыли, либо применить аналитический метод расчета нормы дисконтирования на основе кумулятивного метода. Последний метод широко используется в зарубежной оценочной практике.

Если оценка осуществляется  на базе денежного  потока,   приносимого собственным капиталом, то коэффициент дисконтирования рассчитывается по модели оценки капитальных активов (Capital Asset Pricing Model) или по методу накопления. [12, с.19]

При применении модели оценки капитальных активов в расчете дисконтного коэффициента учитывается риск вложения средств в данный актив. Расчеты проводятся по формуле:

r = rf + b (rm - rf),

 

где r - искомый коэффициент дисконтирования, который также является ожидаемой ставкой дохода на собственный капитал;

rf - безрисковая ставка дохода, в качестве которой принято использовать доходность по долгосрочным государственным облигациям; если оценивается чистая прибыль или денежный поток, очищенный от инфляции, то при ее применении инфляция также не учитывается.

b - коэффициент являющийся  мерой рыночного или недиверсифицируемого риска и отражающий тенденцию движения доходности актива вместе с рынком.

rт - среднерыночная ставка дохода, определяемая исходя из доходности рыночных ценных бумаг за достаточно длительный период времени.

(rт - rf) - премия за риск вложения в данный актиd, которая тем больше, чем выше риск. К формуле модели оценки капитальных активов можно добавлять премии для компенсации других видов рисков. Например, существует премия за риск инвестирования в малые компании, не котирующие свои акции на фондовом рынке. Иногда учитываются риски от вложения средств в зарубежные компании, то   есть   политические    и   макроэкономические   риски.   Такого   рода   риски оцениваются       экспертным      путем      при      изучении      политической      и макроэкономической ситуации данной страны.

Для      российских      современных      условий      обоснование      нормы дисконтирования кумулятивным методом при оценке конкретной фирмы пока затруднено.  Если обосновать безрисковую ставку доходов еще представляется возможным, то определить среднерыночную ставку дохода, исходя из доходности рыночных   ценных   бумаг   за   достаточно   длительный   период,   и  тем   более коэффициент   b   весьма   затруднительно   (ограниченный   круг   корпоративных ценных бумаг, реализуемых на фондовом рынке, отсутствие развитой сервисной информационной службы по отслеживанию движения котировок ценных бумаг т.д.). [7, с.94]

В   этой   связи   в   отечественной   оценочной   практике   пока  широко используются   лишь   эвристические   методы   обоснования   нормы   дисконта. Отмеченная выше необходимость применения в расчетах постоянных цен для современных российских условий вовсе не исключает проведение расчетов в текущих ценах для анализа риска реализации той или иной программы развития фирмы. В данном контексте должна исследоваться устойчивость рассматриваемой программы к вероятным изменениям внешних факторов. При этом в процессе анализа   должно    "проигрываться"    достаточно    большое количество сценариев в зависимости от изменения законодательства, макроэкономической политики и т.д. Эти расчеты целесообразно проводить на основе базового варианта и они являются, по сути, дополнениями к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система сбалансированных показателей: сущность и назначение

Сосредоточенное внимание только на финансовых показателях не дает полной картины состояния предприятия, не позволяет построить точный прогноз его развития. И поэтому необходимо использовать и нефинансовые показатели, которые должны не только дополнять финансовые показатели, но и приводиться в логической связи с ними. Соответственно, необходимо использовать систему комплексного учета всех показателей – сбалансированную систему показателей.

Таким образом, любая модель разработки стратегии может претендовать на полноту только в том случае, если в ней содержатся ответы на вопросы, касающиеся разных сфер деятельности компании. При формулировании стратегии на основе ССП деятельность компании рассматривается в рамках четырех перспектив:

                 финансы;

                 клиенты;

                 внутренние бизнес-процессы;

                 обучение и развитие (рис. 1).

Работа по разработке сбалансированной системы показателей начинается с обсуждения топ-менеджерами проблемы определения конкретных стратегических целей на основе имеющегося видения и стратегии. Для того чтобы определить финансовые цели, необходимо выбрать, на что следует сделать упор: либо на увеличение доходности и завоевание рынка, либо на генерирование потока наличности. Но что особенно важно с точки зрения потребителей, руководство должно четко обозначить тот сегмент рынка, в котором оно намеревается вести конкурентную борьбу за клиента. [10, с.121]

Как только установлены финансовые и клиентские цели, компания разрабатывает цели для внутренних бизнес-процессов. Традиционные системы оценки деятельности фокусируют внимание на снижении стоимости, улучшении качества и сокращении временного цикла всех существующих процессов. ССП же высвечивает те из них, которые являются наиболее значимыми для получения выдающихся результатов с точки зрения потребителей и акционеров. Зачастую, удается обнаружить абсолютно новые внутренние бизнес-процессы, которые руководство должно довести до совершенства, с тем чтобы предложенная стратегия привела к успеху.

Что же касается последнего компонента ССП, а именно обучения и развития, то, несомненно, серьезные инвестиции в переподготовку, информационные технологии и системы, а также в усовершенствование организационных процедур, жизненно необходимы. Эти инвестиции в людей, системы и процедуры станут генераторами больших инноваций и модернизации внутренних бизнес-процессов на пользу клиентам и, в конечном счете, акционерам. [14, с.53]

 

Рис.1. Перспективы сбалансированной системы показателей

Суть ССП заключается в формулировании стратегии в нескольких перспективах, постановке стратегических целей и измерении степени достижения данных целей при помощи показателей. Слово «сбалансированный» (Balanced) в названии методологии означает одинаковую важность всех показателей. ССП проецируется на всю организацию путем разработки индивидуальных целей в рамках уже разработанных корпоративных стратегий и стимулирует понимание работниками своего места в стратегии компании. Соответственно, необходимо использовать систему комплексного учета всех показателей – сбалансированную систему показателей.

Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого, а также:

                 указывает, откуда берется рост доходов;

                 указывает, какие клиенты его обеспечивают и почему;

                 выявляет те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должна сосредоточиться компания, чтобы как можно лучше донести свое уникальное предложение до потребителя;

                 помогает направить инвестиции и сориентировать в этом направлении работу с персоналом, развитие внутренних систем компании, корпоративной культуры и климата. [17, с.48]

Таким образом, любая модель разработки стратегии может претендовать на полноту только в том случае, если в ней содержатся ответы на вопросы, касающиеся разных сфер деятельности компании. При формулировании стратегии на основе ССП деятельность компании рассматривается в рамках четырех перспектив (Рис.1):

                 финансы;

                 клиенты;

                 внутренние бизнес-процессы;

                 обучение и развитие.

 

От правильно и понятно сформулированной стратегии может зависеть очень многое в развитии компании.

При помощи ССП удается сделать реализацию стратегии регулярной деятельностью всех подразделений, управляемой с помощью планирования, учета, контроля и анализа сбалансированных показателей, а также мотивации персонала на их достижение. [13, с.119]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Система сбалансированных показателей