Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Введение.....................................................................................11
1 Теоретические аспекты потребительского кредитования....................
1.1 Природа, сущность потребительского кредитования.........................
1.2 Специфика потребительского кредитования...................................
1.3 Развитие потребительского кредитования......................................
1.4 Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России............................
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России...............
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России..................................
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России......
3.1 Задачи в области потребительского кредитования...........................
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России........
Заключение..................................................................................
Список использованных источников..................................................
Приложение А Классификация потребительских кредитов......................
Приложение Б Участие ключевых субъектов инфраструктуры потребительского кредитования в обеспечении основных стадий процессов потребительского
кредитования...............................................................................
Приложение В Инфляция на потребительском рынке.............................
Рисунок 7 - Прогноз оборота розничной торговли ( темпы роста, %)
В отсутствие мощного притока ресурсов с внешнего рынка не будет более перспектив для резкого (двукратного) отрыва роста реальной заработной платы от производительности труда, как это происходило перед кризисом. Поэтому динамика реальной заработной платы на прогнозном периоде будет в полтора-два раза ниже, чем в докризисный период. [23]
3 Роль
дальнейшего развития
3.1 Задачи
в области потребительского
Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.
Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся.
Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет.
Впрочем, даже наличие кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.[38]
Значительная часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.
Рынок бурно растет,
в ближайшее время ожидается
дальнейшее расширение участия иностранцев,
банки-новички стремятся как
Именно проблема
низкой капитализации остается основным
препятствием на пути развития отечественного
потребительского кредитования (впрочем,
это общая проблема для банков
России). Большое количество средних
и мелких банков рады были бы выйти
на рынок, но им не хватает средств.
Рынок развивается, в основном, за
счет крупных игроков, которые раньше
считали потребительское
В связи с этим
необходимость
для развития программ потребительского кредитования, связанной как с возможностями прироста вкладов населения, так и с нерациональной структурой привлеченных пассивов. При этом практика показывает, что недостаток ресурсов характерен для банков, активно занимающихся потребительским кредитованием;
кредитных операций
в значительной степени обусловлены
отсутствием достаточной
кредитам в российских
банках, что свидетельствует о
недостаточной эффективности
результате практики сокрытия российскими банками реальных (эффективных) процентных ставок.[16]
Указанные выше внешние факторы должны рассматриваться как конкретные условия внешней рыночной среды, в соответствии с которыми банки должны выстраивать свою политику потребительского кредитования.
Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.
3.2 Посткризисная
модель потребительского
Дальнейшее развитие и совершенствование кредитных взаимоотношений банков с населением возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и зарубежного опыта. Использование опыта других стран в области кредитования частных лиц может идти по мере накопления коммерческими банками опыта по кредитованию, укрепления материально -технической базы, обеспечения необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:
- совершенствования используемых и внедрения новых видов ссуд;
- повышения качества банковского обслуживания населения;
- дифференциации условий предоставления ссуд в зависимости от вида ссуды, срока использования, уровня доходов заемщика и т.д.;
- унификации порядка оформления и использования кредитов и др.
Кроме того, положительный эффект для развития кредитования
индивидуальных заемщиков имело бы также:
- введение целевых жилищно-строительных вкладов и предоставление
на этой основе первоочередного права на получение инвестиционного кредита владельцам вкладов после соблюдения установленных условий: срока
хранения и необходимой суммы накопления средств на вкладе;
- проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах ссуд;
- повышение уровня информированности частных клиентов банков о новых видах кредитов и банковских услуг;
- максимальный учет интересов клиента, индивидуальный подход при кредитовании.
- Формы с жесткой структурой/структурированные документы: анкеты, экзаменационные тесты, бланки, страховые формы, запросы на выплату медицинской страховки, налоговые декларации и т.п.
- Слабоструктурированные документы: счета, заказы на покупку, транспортные накладные и т.п.
- Неструктурированные документы: письма, контракты, статьи и т.п.
Второй момент, который можно отметить в сложившейся ситуации,
заключается в том, что, не имея возможности эффективно конкурировать по ставкам вознаграждения, банки пытаются вводить новые дополнительные услуги. Что касается доступности информации, то таковой лишь с натяжкой можно считать рекламу. Она, конечно, свое дело делает, так как потребители не располагающие временем на проведение мониторинга банковских услуг, зачастую выбирают тот банковский продукт, который более активно рекламируется. Так, более половины из опрошенных нами нескольких десятков потребителей банковских услуг отметили, что остановили выбор на том или ином банке, поддавшись влиянию рекламы.
В общем, реклама
ненадежный источник информации, зато
практически все российские банки
имеют сайты. А если банковский сайт
хорошо продуман и удобен для пользователей,
то на нем можно найти всю
К сожалению, далеко не все российские потребители являются продвинутыми пользователями Интернета, поэтому большое значение имеет то, насколько грамотно и вежливо отвечают на вопросы сотрудники банков. Большое значение при выборе банка имеет удобство обслуживания в нем, то есть разветвленная сеть филиалов и достаточное количество банкоматов. Но не всегда обилие филиалов это гарантия качества обслуживания.
В последние годы, все большую эффективность в мире для решения проблемы недоступности финансовых услуг демонстрируют формы дистанционного банковского обслуживания, предусматривающие оказание финансовых услуг вне офисов финансовых организаций. Основой для развития дистанционного банковского обслуживания является быстрый рост мобильных и Интернет - технологий, позволяющих реализовывать различные стратегии финансового самообслуживания и обеспечивающие широкое применение в розничных финансовых операциях в качестве средства платежа «электронных денег». В случае России, как показывает опыт других стран с обширными территориями и недостаточным уровнем развития финансовой инфраструктуры, дистанционного банковского обслуживания является тем катализатором, который в состоянии многократно раз увеличить скорость роста доступности финансовых услуг, поскольку развитие «узловой» физической финансовой инфраструктуры дополняется ее «виртуальным» воплощением через средства электронной связи. Но, к сожалению, в России оно очень плохо развито.
В общем, подводя
итог, можно сказать, что мы находимся
в середине большого пути с огромным
полем деятельности и перспективой
превращения Российского
Поэтому, одной из первостепенных задач - донести до российской общественности, до деловых кругов то, что современные услуги по взысканию задолженности - это цивилизованный, высокотехнологичный бизнес, уже давно востребованный во всём мире и его основная задача -укреплять его престиж на Российском рынке, повышая взаимное доверие клиентов.
Заключение
Потребительское кредитование набирает обороты в России. Сегодня уже трудно найти человека, который никогда не слышал о возможности купить что угодно в кредит. И это действительно удобно, а зачастую и очень выгодно. Ведь вы сразу получаете то, что собираетесь купить, а деньги за это выплачиваете потом. Зачастую это очень удобно т.к. насобирать относительно крупную сумму денег не всегда легко, а разбить ее на части и выплачивать помесячно куда проще.
Операции потребительского кредитования являются одними из самых доходных статей банковского бизнеса. За счет этого источника может формироваться значительная часть чистой прибыли кредитной организации, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам коммерческого банка.
Операции потребительского кредитования являются перспективными и привлекательными для коммерческих банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению уровня кредитного риска и управлению им. Управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства и определении методов снижения уровня риска. Целью управления кредитным риском является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация финансовых потерь коммерческого банка в случае невозврата кредита.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных бизнес -процессами внутри коммерческого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями кредитная организация может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить финансовые потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики коммерческого банка.
Анализ показывает,
что продолжаются тенденции активного
развития российского рынка
Приоритетной задачей для банковского сектора сейчас является минимизация рисков при выдаче кредитов. Каждый банк решает эту проблему по-своему: некоторые развивают менее рискованные залоговые кредиты, кто-то в качестве обязательного условия выставляет поручительство физического лица, другие работают с надежными сегментами, например с зарплатными клиентами.
Следует отметить, что согласно основным показателям макростатистики потребительское кредитование в России восстанавливается. Ипотечное и жилищное кредитование сократилось в результате экономического кризиса в меньшей мере, чем другие виды кредитования физических лиц, и по объемам задолженности превосходит докризисные показатели. Темпы выдачи жилищных кредитов постепенно увеличиваются, но пока составляют только 45% от докризисного стремительного роста жилищного кредитования. Ставки по кредитам, размеры первоначального взноса, дополнительные комиссии и сборы - все параметры банковских продуктов для населения демонстрируют рост «привлекательности» по сравнению с предыдущим годом, но в целом еще не так хороши, как были до кризиса. Основным итогом прошедших двух лет стала настороженность банков по отношению к потенциальным заемщикам.
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в России