Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Введение.....................................................................................11
1 Теоретические аспекты потребительского кредитования....................
1.1 Природа, сущность потребительского кредитования.........................
1.2 Специфика потребительского кредитования...................................
1.3 Развитие потребительского кредитования......................................
1.4 Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России............................
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России...............
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России..................................
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России......
3.1 Задачи в области потребительского кредитования...........................
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России........
Заключение..................................................................................
Список использованных источников..................................................
Приложение А Классификация потребительских кредитов......................
Приложение Б Участие ключевых субъектов инфраструктуры потребительского кредитования в обеспечении основных стадий процессов потребительского
кредитования...............................................................................
Приложение В Инфляция на потребительском рынке.............................
На втором этапе, в 2002 году на российском рынке появились банки « Первое О.В.К.» и «Home Credit», «ДельтаБанк», также выпустив кредитные карты, сделал первый шаг к выходу на рынок потребительского кредитования.
Однако на этапе «бума» потребительского кредитования сохранить доминирующее положение в полной неприкосновенности «Русскому Стандарту» не удалось, хотя договоры с магазинами и заключались на длительный срок. Если поначалу торговцы радовались возможности относительно дешево наращивать продажи, то с появлением других предложений некоторые стали настаивать на пересмотре договорных условий. В результате, например, «Техносила» с марта 2003 года перешла к «Home Credit».
Надо отметить, что именно «Банк Русский стандарт» стал лидером в использовании технологии экспресс-выдачи кредитов. С помощью
использования информационно-аналитической системы, способной идентифицировать торговые точки, в рамках нормы риска по выдаваемым кредитам превышает установленную, агент банка в магазине выдает кредит всего за 10-15 минут, причем не требовалось дополнительных поручителей для заемщиков и сбора большого количества документов. Несмотря, на большую стоимость таких кредитов, желающих было много, что помогало стремительно увеличивать объемы продаж торговым организациям, а банку получать солидные прибыли. Единственной отличительной особенностью таких кредитов являлся целевой характер предоставления кредитов, т.е. кредиты выдавались только под покупку определенного товара.
Что касается географического развития потребительского кредитования в России, подчеркнуть, что первые банковские программы были запущены в Москве, далее в других регионах РФ. Сегодня именно Москва является наиболее конкурентным рынком, где действуют программы таких банков, как «Банк Русский стандарт», Хоум кредит энд Финанс Банк (ХКФ), Альфа-банк, Банк Москвы, Росбанк (бывшее « Первое О.В.К.»), ВТБ 24, «Ренессанс Капитал», «Уралсиб», Московский банк реконструкции и развития (МБРР), ОТП Банк и др. Каждый делал ставку на свои преимущества: быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д.[14]
К началу 2003 года практически во всех городах с численностью населения больше миллиона (Новосибирск, Красноярск, Краснодар, Казань, Самара, Омск, Екатеринбург, Челябинск) функционировали крупные банки. Сегодня существует тенденция их экспансии на более мелкие рынки, так как местные банки не обладают достаточно финансовыми ресурсами для обеспечения потребности покупателей.
Завершение второго этапа связано с покупкой «Импэкс банка» «Райффайзенбанком», который в 2005 году уже стал лидером потребительского кредитования.
Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2006 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: "М-Видео", "Эльдорадо", "МИР". На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.
Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как "акция", а соответственно банки вводят новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального взноса", "10-10-10", "беспроцентный кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом.
Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.
На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая - в кредит, вторая - за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы - 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.
Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.[11]
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Специалисты отмечают, что рынок потребительского кредитования далеко не насыщен. Причина в том, что пользуется этой банковской услугой ограниченный слой потребителей.[13]
1.4 Факторы,
определяющие состояние
В данный момент банковская
сфера российской экономики переживает
этап стабильного существования, который
обусловливается спросом на банковские
продукты. В этой связи необходимо
создать предпосылки для роста
эффективности банковского
Главным фактором, который сможет обеспечить этот переход является динамичное развитие реального сектора экономики, а не создание всевозможных фондов и резервов, не гарантирующих защиту от опасных явлений на рынке.
Создание резервов не должно ограничивать капиталотворческую функцию банковского сектора и тормозить общественное воспроизводство. В связи с этим следует приступить к стимулированию банковского инвестирования в реальный сектор экономики, предоставляя льготы и государственную поддержку специализированным банкам. Эти вложения обеспечат не только прирост ВВП, но и реальную капитализацию банковской отрасли, рост вмененной ценности рубля.
Теперь необходимо непосредственно определить какие же факторы могут влиять на потребительское кредитование:
1. Состояние экономики. Несомненно, общая экономическая ситуация в стране, в реальном секторе экономики оказывает определяющее влияние и на всю финансово-банковскую систему. Более того, именно она определяет и направления государственной денежно-кредитной и финансовой политики.
2. Антиинфляционная политика Центробанка, включающая повышение ставки рефинансирования и норматива обязательных резервов (политика «дорогих денег») снижает кредитный потенциал банковской системы. Экономический спад, падение числа экономических субъектов, имеющих доступ на рынок, обусловили падение спроса на банковские продукты. В потребительском кредитовании наблюдается сужение района и сферы деятельности, монополизация отдельных банков на локальных рынках.
3. Макроэкономические факторы носят объективный характер, и банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику.
Региональные различия
в состоянии экономики очень
заметны в такой огромной стране,
как Россия. Центральный регион,
и в особенности Москва, сосредоточил
подавляющую долю всех финансовых ресурсов
страны, в то время как периферийные
регионы испытывают недостаток в
них. Кроме того, в регионах острее
проявляются спад производства, безработица,
снижение уровня жизни населения. Многие
небольшие города зачастую полностью
зависят от состояния дел на нескольких
крупных предприятиях, где трудится
практически все местное
4. Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что она порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).
Четкая спецификация нормативной базы является защитой как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных
сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита.
Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.
Несомненно, наличие
банков-конкурентов оказывает
С точки зрения предоставления
кредитов наиболее привлекательными для
банков являются стабильные отрасли
с быстрой оборачиваемостью капитала,
которых на сегодняшний день очень
мало. Отсюда — повышенные кредитные
риски. К сожалению, потребность
в заемных источниках у российских
предприятий в современных
1) низкая экономическая эффективность второго сектора (чистые
заемщики), связанная с переизбытком мощностей после падения спроса на продукцию, медленными темпами банкротства;
2) предприятия первого сектора (чистые кредиторы), преимущественно естественные монополии, диктуют завышенные цены;
3) радикальное изменение соотношения цен на продукцию различных отраслей.
Отраслевые различия
в структуре себестоимости
у которых доля постоянных затрат невелика. Проценты за банковский кредит в размере, равном ставке рефинансирования плюс 3%, относятся на издержки предприятия, увеличивая их постоянную часть. Проценты сверхуказанного предела относятся на финансовый результат, уменьшая прибыль предприятия. Таким образом, предприятия, имеющие высокую долю постоянных издержек в себестоимости, в большей степени подвержены неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры, что следует учитывать банкам при кредитовании.
Отраслевая специфика
проявляется и в дифференциации
нормативных финансовых коэффициентов,
применяемых при оценке кредитоспособности
предприятий в некоторых
Внутрибанковские факторы формирования кредитной политики во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, деловыми качествами и опытом персонала.
Структура пассивов и стабильность депозитов, их структура по срокам привлечения оказывают непосредственное влияние на возможности кредитования. Банк должен стремиться привлекать средства на срочные депозиты, которые являются более надежным кредитным ресурсом, позволяют лучше прогнозировать и планировать размещение этих средств в качестве кредитов.[14]
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в России