Разработка политики привлечения заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является необходимо для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия. Таким образом, важность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа эффективности использования заемного капитала предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-первых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных средств, а, во-вторых, определить возможные пути и необходимые меры по привлечению капитала в реальную сферу производства.
Целью данной курсовой работы является изучение политики привлечения заемного капитала на предприятии. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Раскрыть сущность и принципы формирования заемного капитала;
2. Рассмотреть этапы разработки заемной политики
3. Провести анализ эффективности использования заемных средств на примере предприятия ТОО "Сельпром"

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

     где: Упз – показатель покрытия расходов по обслуживанию долгосрочного заемного капитала.

     Рассчитаем  данный показатель для ТОО "Сельпром" за 2005-2006 год. 

     

      . 

     Таким образом, повышение в 2006 году относительно 2005 года показателя покрытия расходов по обслуживанию заемного долгосрочного капитала свидетельствует о понижении финансового риска. В 2005 году значение данного показателя показывает о высокой доле заемного капитала.

     Оптимизация решений по привлечению капитала – это процесс исследования множества  факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации менеджерами – аналитиками осуществляется осознанный (рациональный) выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей-факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение (+,-) результативных показателей.

     Таким образом, эффективность использования  капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью).

     Рассмотрим  рентабельность заемного капитала. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: 

     R заемного капитала = Rпродаж * К оборачиваемости активов / К финансовой зависимости

     Rз.к. = чистая прибыль / заемный капитал

     Rпр. = чистая прибыль / выручка

     К об.ак. = выручка / активы

     К фин.зав. = заемный капитал / активы  

     Рассмотрим  показатели факторного анализа рентабельности заемного капитала в таблице 12. 

     Таблица 12. - Показатели факторного анализа  рентабельности заемного капитала ТОО "Сельпром" за 2009 г. (тыс.тенге)

Показатели
На начало года На конец  года Изменение
Чистая  прибыль 31396 44813 +13417
Выручка 1765616 2046927 +281311
Величина  заемного капитала 118098 80498 -37600
Стоимость активов
165499 159295 -6204
R продаж 0,018 0,022 +0,004
К оборачиваемости  активов 10,67 12,85 2,18
К финансовой зависимости 0,71 0,51 -0,2
R заемного капитала 0,24 0,6 +0,36
 

     Данные  таблицы 12 свидетельствуют о том, что рентабельность заемного капитала в конце 2009 г. по сравнению с началом 2006г. увеличилась на 0,34. Отметим, что рентабельность заемного капитала увеличилась в связи с ростом R продаж на 0,06 и увеличением К финансовой зависимости на 0,2, и К оборачиваемости активов также оказал положительное влияние на 0,1.

     Повышение этих факторов в производственно-хозяйственной  деятельности позволит организации  повысить эффективность использования заемного капитала.

          Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала

     Эффективность использования заемных средств  влияет на общие показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Управление заемными средствами – это неотъемлемая часть финансового менеджмента на предприятии, активно применяемая для осуществления финансового планирования и разработки финансовой стратегии предприятия.

     Финансовое  планирование осуществляется постоянно или по мере осуществления финансовых и других мероприятий, т.е. составляются бизнес-планы. И очень важна здесь не только аналитическая и прогнозная работа специалистов, но и глобальное мышление в масштабах всего предприятия.

     Проводятся  факторные анализы взаимозависимостей всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия при различных возможных вариантах финансирования, проводятся разработки различных вариантов мероприятий и их комплексов, оптимизируются все центры деятельности, влияющие на финансовое состояние предприятия.

     Ключевым  вопросом финансового прогнозирования  становится анализ и прогноз способности  компании обеспечить такую прибыль  по основной деятельности, которая  гарантировала бы своевременное  погашение кредита и процентов по нему. Таким показателем финансового прогнозирования является расчет совместного эффекта операционного и финансового левериджа, который позволяет оценить совокупный риск, связанный с предприятием.

     Необходимость расчета совместного эффекта  операционного и финансового левериджа обуславливается следующим. Ситуация, когда компания (равно как и любой индивидуум) не ограничивается собственным капиталом, а привлекает средства внешних инвесторов, вполне объяснима: всегда выгодно жить в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Привлекая заемные средства, собственники компании и ее высший управленческий персонал получают возможность контролировать более крупные потоки денежных средств и реализовывать более амбициозные инвестиционные проекты несмотря на то, что доля собственного капитала в общей сумме источников может быть относительно небольшой. Компания становится крупнее; владеть, управлять и работать в такой компании престижнее и выгоднее. Безусловно, при этом подразумевается наличие высокого уровня организации производственной и финансовой деятельности, обеспечивающего эффективность использования привлеченных средств.4

/ c.129/.

     Считается, что стратегическая цель — повышение  благосостояния владельцев компании —  достигается, если имеет место устойчивое генерирование прибыли в среднем.

     Привлекая заемные средства, руководство компании предполагает, что активы, сформированные за счет заемных средств будут  в дальнейшем генерировать прибыль.

     Наращивание прибыли может быть достигнуто как  увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли. Увеличивая выручку, тем не менее нельзя добиться равновеликого увеличения прибыли; иными словами, прирост выручки в размере 30% не означает автоматического наращивания прибыли в тех же размерах. Точнее, такое равновеликое наращивание может иметь место, но, во-первых, лишь теоретически и, во-вторых, в том случае, если все затраты — переменные. На практике такого не бывает, поскольку зависимость между выручкой и затратами имеет нелинейный характер, кроме того, с изменением выручки различные виды затрат могут вести себя совершенно по-разному. Исследование величины прибыли в зависимости от величины затрат позволяет сделать маржинальный анализ (анализ безубыточности).

     Применение  методов анализа маржинального  дохода соответствует современной  системе финансового контроля, учета  издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Рассмотрим подробнее.

     При анализе финансового состояния  предприятия необходимо знать запас  его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью все  затраты предприятия следует  предварительно разбить на переменные и постоянные в зависимости от объема производства и реализации продукции.

     Переменные  затраты увеличиваются или уменьшаются  пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплата работников на сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.

     Постоянные  затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним  относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов  за кредиты банка, арендная плата, расходы  на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплате и др.

     Постоянные  затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия.

     Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального  дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю. Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:

  

     где: Пр – порог рентабельности;

     Пз – постоянные затраты;

     Дмд - доля маржинального дохода.

     Если  известен порог, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ): 

        

     где: ЗФУ – запас финансовой устойчивости;

     Врп – выручка от реализации продукции;

     Пр – порог рентабельности. 

     Таблица 13. - Расчет порога рентабельности и  запаса финансовой устойчивости ТОО "Сельпром" за 2008-2009г. (тыс.тенге)

Показатели 2008 год 2009 год
Доход от реализации продукции, тыс.тенге 1765616 2046927
Доход от основной деятельности, тыс.тенге 44851 64019
Сумма переменных затрат, тыс.тенге 1472694 1730286
Сумма постоянных затрат, тыс.тенге 251883 254740
Сумма маржинального дохода, тыс.тенге 292921 316641
Доля  маржинального дохода в выручке, % 16,6 15,5
Порог рентабельности, тыс.тенге 15173,7 16434,8
Запас финансовой устойчивости, тыс.тенге 1750442,3 2030492,2
Запас финансовой устойчивости, % 99 99
 

          Как показывает расчет (таблица 13), выручка в 2009 году составила 2046927 тыс.тенге., что выше порога рентабельности на 20304492,2 тыс.тенге или на 99%. Это говорит о том, что в данный период ТОО "Сельпром", предприятие можно признать прибыльным.

     Запас финансовой устойчивости можно показать графически (Рисунок 1). На оси абсцисс  откладывается объем реализации продукции, на оси ординат – постоянные, переменные затраты и доход. Точка  пересечения линии выручки и затрат есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже – зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости. 

     

     Рисунок 1. - Запас финансовой устойчивости 

     В результате проведенного анализа порога рентабельности (безубыточности производства) были сделаны следующие выводы:

  • в 2006 году по сравнению с 2008 у предприятия ТОО "Сельпром" ухудшились показатели, характеризующие запас финансовой прочности (порог рентабельности), если в 2008 году при получении прибыли в размере 15173,7 предприятие полностью покрывало свои затраты, то в 2006 году для покрытия затрат необходимо было обеспечить прибыль в размере 16434,8 тенге;
  • тем не менее, выручка в 2009 году составила 2046927 тыс.тенге., что выше порога рентабельности на 20304492,2 тыс.тенге или на 99%. Это говорит о том, что в данный период ТОО "Сельпром", предприятие можно признать прибыльным.

     Таким образом, показатели маржинального  дохода ухудшаются, но предприятие  находится в зоне финансовой безопасности. Следовательно, предприятие имеет возможность срочно погасить свои задолженности по кредитам, но для этого ему необходимо постоянно обеспечивать себе запас финансовой прочности.

     Определение совокупного влияния на деятельность компании структуры затрат и структуры капитала и управление этими параметрами является одной из основных задач финансового менеджмента.

     Леверидж  — это показатель, характеризующий  в общем случае зависимость между  потенциальными условно-постоянными затратами и некоторой прибылью. В зависимости от того, о каких условно-постоянных затратах — материальных или финансовых — идет речь, выделяют соответственно два вида левериджа — операционный (или производственный) и финансовый. Существуют различные их определения; в частности, одно из наиболее доступных в интерпретации определений таково: операционный (финансовый) леверидж — это доля материальных (финансовых) условно-постоянных затрат в общих затратах. Чем выше доля таких затрат (напомним, что они в известном смысле носят обязательный характер, т.е. должны покрываться вне зависимости от интенсивности генерирования текущих доходов), тем в большей степени варьирует соответствующий показатель прибыли или, что равносильно, тем выше риск (соответственно операционный или финансовый), олицетворяемый с данной компанией.

Информация о работе Разработка политики привлечения заемных средств