Разработка политики привлечения заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является необходимо для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия. Таким образом, важность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа эффективности использования заемного капитала предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-первых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных средств, а, во-вторых, определить возможные пути и необходимые меры по привлечению капитала в реальную сферу производства.
Целью данной курсовой работы является изучение политики привлечения заемного капитала на предприятии. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Раскрыть сущность и принципы формирования заемного капитала;
2. Рассмотреть этапы разработки заемной политики
3. Провести анализ эффективности использования заемных средств на примере предприятия ТОО "Сельпром"

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 398.50 Кб (Скачать)
 
 

1.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных средств. 

     Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей  финансовой стратегии, заключающейся  в обеспечении наиболее эффективных  форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения  заемных средств включает в себя следующие основные этапы:

  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде:

Вначале анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств  в рассматриваемом периоде, темпы  динамики, которые сопоставляются с  темпами прироста суммы собственных  финансовых ресурсов; объемом производственной и инвестиционной деятельности предприятия и т.д.

С помощью  анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируется  в динамике удельный вес сформированных банковского, коммерческого кредита  и кредиторской задолженности в  общей сумме заемных средств.

Затем определяется соотношение объемов  использованных предприятием заемных  средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая  группировка использованного заемного капитала по данному признаку, изучается  динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых внеоборотных и оборотных активов.

В процессе анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия  предоставления ими различных форм финансового и товарного кредита. Эти условия анализируются с позиции их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

В заключении изучается эффективность использования  заемных средств в целом и  отдельных их форм. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Показатель оборачиваемости заемного капитала сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

  1. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

Заемные средства должны привлекаться на строго целевой основе, что является одним  из условий последнего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств являются:

  • Пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
  • Обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
  • Формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
  • Обеспечение социальных потребностей своих работников.
  1. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный  объем привлечения диктуется  двумя основными условиями:

  • предельный уровень финансового левериджа;
  • обеспечение достаточной финансовой устойчивости.

С учетом этих двух требований предприятие устанавливает  лимит использования заемных  средств в своей хозяйственной  деятельности.

     4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.

Такая оценка проводится в разрезе различных  форм заемного капитала, ее результаты служат основой выбора альтернативных источников привлечения заемных средств.

     5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

Полный  срок использования заемных средств и средний срок рассчитывается для оптимизации соотношения долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Полный  срок – период времени с начала их поступления до окончания погашения  всей суммы долга. Включает три временных  периода:

  • срок полезного использования – период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
  • льготный период – период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга – служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
  • срок погашения – период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов – используется когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течении определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов, исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практики установления льготного периода и срока погашения.

     6. Определение форм привлечения заемных средств (товарный, банковский кредит и пр.)

     Выбор форм привлечения заемных средств  предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности предприятия.

     Банковский кредит — это основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками.

     Многообразие  форм и условий привлечения банковского  кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.

     При привлечении банковского кредита  предприятию необходимо учитывать  следующие основные аспекты:

  • Определение целей использования привлекаемого банковского кредита.
  • Определение соотношения различных форм банковского кредита, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе. В основе определения такого соотношения должна лежать потребность предприятия в кратко- и долгосрочном заемном капитале. При этом должен определяться объем потребности предприятия в краткосрочном заемном капитале, который может быть удовлетворен из альтернативных источников (коммерческий кредит, краткосрочные небанковские ссуды, отдельные виды внутренней кредиторской задолженности и т. п.) и соответственно выявлять потребность в краткосрочном банковском кредитовании.

     Аналогичные расчеты необходимо проводить с  целью выявления потребности  предприятия в долгосрочном банковском кредитовании (альтернативными источниками  в этом случае могут служить долгосрочные небанковские ссуды, выпуск облигаций  и т. п.).

     На  основе рассчитанной потребности в краткосрочном и долгосрочном банковском кредите определяются конкретные формы привлечения кредита и их соотношение.

   7. Определение состава основных кредиторов.

Основными кредиторами любого предприятия  являются поставщики и банки, осуществляющие обслуживание данного предприятия.

  8. Формирование эффективных условий привлечения кредита.

Важные  условия: - ставка процентов за кредит (формы, вид, размер); - срок предоставления кредита; - условия выплаты суммы  процентов; - условия выплаты основной суммы долга; - прочие условия (необходимость страхования кредита; дополнительное комиссионное вознаграждение банка; разный уровень размера кредита по отношению к сумме залога)

   9. Обеспечение эффективного использования кредита.

Показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

   10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам

По наиболее крупным кредитам – необходимо заранее  резервировать специальные возвратные фонды.2

 

      2. Анализ эффективности использования заемного капитала ТОО "Сельпром"

          2.1 Характеристика финансового состояния предприятия ТОО "Сельпром"

     Основными видами деятельности ТОО "Сельпром": производство и сбыт продовольственных  товаров, производство, закуп, переработка  и сбыт сельскохозяйственной продукции, коммерческая и посредническая деятельность, снабженческо-сбытовая деятельность.

     Предварительная оценка финансового положения предприятия  осуществляется на основании данных финансовой отчетности. На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями. С этой целью определяем соотношение отдельных статей актива и пассива баланса, их удельный вес в общем итоге или валюте баланса, рассчитываем суммы отклонений в структуре основных статей баланса по сравнению с предшествующим периодом. При этом общая сумма изменения валюты баланса расчленяется на составные части, что позволяет сделать предварительные выводы о характере имевших сдвигов в составе активов, источниках их формирования и их взаимной обусловленности. Так, в процессе предварительного анализа изменения в объеме недвижимого имущества и текущих или оборотных средств рассматриваются в связи с изменениями в обязательствах предприятия.

     Для удобства проведения такого исследования используем так называемый уплотненный  аналитический баланс - нетто, формируемый  путем агрегирования однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах такие, как недвижимое имущество, текущие активы и так далее3 / с.68/.

     На  основании этих данных определяется аналитический коэффициент ликвидности  и платежеспособности предприятия, характеризующий его финансовое состояние. Термин "ликвидность" означает легкость реализации, продажи и превращения материальных ценностей в денежные средства.

     Баланс - нетто ТОО "Сельпром" представлен  в таблице 2. 
 
 
 
 
 

     Таблица 2. – Вертикальный анализ агрегированного  баланса ТОО "Сельпром" за период 2007 – 2009г. (тыс.тенге)

Показатели
2007 год % к валюте

баланса

2008 год % к валюте

баланса

2009год % к

валюте

баланса

Актив 105768 100 165499 100 159295 100
Долгосрочные активы 18576 17,6 19288 11,7 19784 12,4
Текущие активы 87192 82,4 146211 88,3 139511 87,6
Материалы 3329 3,1 7183 4,3 9517 6
Товары 63254 59,8 82601 50 85654 53,7
Расходы будущих периодов 2032 1,9 2032 1,2 2032 1,3
Дебиторская задолженность 9573 9,1 52219 31,5 37837 23,8
Денежные  средства 9004 8,5 2176 1,3 4471 2,8
Пассив 105768 100 165499 100 159295 100
Собственный Капитал 5506 5,2 47401 28,6 78797 49,5
Долгосрочные  обязательства 89742 84,8 106871 64,6 62477 39,2
Текущие 10520 10 11227 6,8 18021 11,3

Информация о работе Разработка политики привлечения заемных средств