Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является необходимо для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия. Таким образом, важность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа эффективности использования заемного капитала предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-первых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных средств, а, во-вторых, определить возможные пути и необходимые меры по привлечению капитала в реальную сферу производства.
Целью данной курсовой работы является изучение политики привлечения заемного капитала на предприятии. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Раскрыть сущность и принципы формирования заемного капитала;
2. Рассмотреть этапы разработки заемной политики
3. Провести анализ эффективности использования заемных средств на примере предприятия ТОО "Сельпром"
Развитие мировой экономики обусловило имеющееся разнообразие источников, форм и условий привлечения заемного капитала. Предприятие привлекает заемный капитал через государственные структуры и частные финансовые институты, которыми в настоящее время выступают кредитные организации, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании. Заемный капитал может быть получен у предприятий-партнеров. В последнее время появляются новые инструменты привлечения заемного капитала на финансовом рынке. В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в Казахстане, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.
Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста предприятия, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала.
Повышение эффективности деятельности предприятия невозможно только в рамках собственных ресурсов. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим политика привлечения заемного капитала – одно из важнейших функциональных направлений регулирования корпоративных финансов.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так и краткосрочного характера является необходимо для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные ресурсы. Выбор источника долгового финансирования и стратегия его привлечения определяют базовые принципы и механизмы организации финансовых потоков предприятия. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры капитала предприятия. Таким образом, важность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа эффективности использования заемного капитала предприятия, которое оказывает непосредственное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-первых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных средств, а, во-вторых, определить возможные пути и необходимые меры по привлечению капитала в реальную сферу производства.
Целью данной курсовой работы является изучение политики привлечения заемного капитала на предприятии. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1. Раскрыть сущность и принципы формирования заемного капитала;
2. Рассмотреть этапы разработки заемной политики
3. Провести анализ эффективности использования заемных средств на примере предприятия ТОО "Сельпром"
1.
Теоретические аспекты
формирования заемного
капитала компании.
1.1
Сущность и принципы
формирования заемного
капитала.
Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.
В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Заемный
капитал может использоваться как
для формирования долгосрочных финансовых
средств в виде основных фондов (капитала),
так и для формирования краткосрочных
(текущих) финансовых средств для
каждого производственного
Заемный капитал - капитал, которым предприятие владеет лишь определенное время, по окончании которого капитал должен быть возвращен его собственнику с оплатой за временное владение. В состав заемного капитала кроме взятых у банка кредитов входят также капитал, привлеченный выпуском ценных бумаг (кроме акций), и арендованные предприятием машины, оборудование, здания.
Заемный
капитал фирмы представлен
1.
Долгосрочные финансовые
2.
Краткосрочные финансовые
Заемный
капитал характеризуется
1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге фирмы, наличии залога или гарантии поручителя.
2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.
3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия - риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.
2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах.
3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных средств зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются на платной основе).
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности. Однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
Заёмный капитал – временно находящийся у предприятия и должен быть возвращён заёмщику. К этому капиталу относят:
Заёмный капитал делят на две группы:
"Кредит
в широком смысле – это
Кредиты и займы представляют собой заёмный капитал, образующийся перед кредитными учреждениями по полученным ссудам, а также перед другими организациями при выпуске облигационных займов, получении коммерческого кредита, получении кредита в денежной форме. В зависимости от срока различают долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
Кредиторская задолженность представляет собой заёмный капитал, полученный предприятием в виде:
Заемный
капитал, используемый предприятием, характеризует
в совокупности объем его финансовых
обязательств (общую сумму долга). Эти
финансовые обязательства в современной
хозяйственной практике дифференцируются
следующим образом (рисунок 1)
Рисунок
1. - Формы финансовых обязательств предприятия,
отражаемых в его балансе
Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
Краткосрочные
финансовые обязательства. К ним
относятся все формы
В
процессе развития предприятия по мере
погашения его финансовых обязательств
возникает потребность в привлечении
новых заемных средств. Источники и формы
привлечения заемных средств предприятием
весьма разнообразны. Классификация привлекаемых
предприятием заемных средств по основным
признакам приведена в таблице 1.
Таблица 1. - Классификация привлекаемых заемных средств
№ | Признаки привлекаемых средств | Источники и
формы привлечения заемных |
1 | По целям привлечения | 1. Заемные средства,
привлекаемые для обеспечения воспроизводства
внеоборотных активов
2. Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов 3. Заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей |
2 | По источникам привлечения | 1. Заемные средства,
привлекаемые из внешних источников
2. Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя задолженность) |
3 | По периоду привлечения | 1. Заемные средства,
привлекаемые на долгосрочный период
(более 1-го года)
2. Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1-го года) |
4 | По форме привлечения | 1. Заемные средства,
привлекаемые в денежной форме (финансовый
кредит)
2. Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг) 3. Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит) 4. Заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах |
5 | По форме обеспечения | 1. Необеспеченные
заемные средства
2. Заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией 3. Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом |
Информация о работе Разработка политики привлечения заемных средств