Политика управления инвестиционной привлекательностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной экономики России в условиях глобализации и интеграции бизнеса, ужесточения конкуренции практически во всех отраслях обуславливает необходимость выстраивать финансовую политику любой компании таким образом, что бы обеспечить её достаточным запасом финансовой прочности перед лицом мировой экономической нестабильности.
В связи с этим, качественная проработка и организация инвестиционной политики компании, как механизма обеспечивающего финансирование деятельности предприятия, становится одной из важнейших задач финансового менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности 5
1.1 Сущность и экономическое содержание инвестиций и инвестиционной привлекательности компании 5
1.2 Управление инвестиционной привлекательностью компании 8
Глава 2. Методика оценки инвестиционной привлекательности 12
2.1 Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности 12
компании 12
2.2. Формирование системы показателей инвестиционной привлекательности компании 17
2.3. Построение интегрального показателя инвестиционной привлекательности компании 23
Глава 3. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности 25
ОАО «ММК» 25
3.1. Краткая характеристика предприятия 25
3.2. Анализ инвестиционной привлекательности ОАО «ММК» 30
3.3. Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной 35
привлекательности ОАО «ММК» 35
Заключение 38
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Итог) Сорокина Леонтьев.docx

— 639.98 Кб (Скачать)

В составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию - финансовый курс, рассчитанный на долгосрочную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами.

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленной цели. С позиции стратегии формирования конкретной цели и задачи производственной и финансовой деятельности принимают оперативные управленческие решения.7

Построение той  или иной финансовой стратегии и  будет в итоге определять результативность и эффективность деятельности предприятия, т.е. привлекательность с точки зрения стороннего наблюдателя.

Финансовая  тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия, путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры. Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

С точки зрения управления ИП, финансовая тактика  особенно важна, так как практически любые управленческие решения, принимаемые ежедневно на предприятии формирует факторы ИП, и генерируют их изменения.

Инвестиционная политика – это часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости8. Инвестиционная политика охватывает реальные, финансовые и инновационные инвестиции.

Обращаясь к другим элементам финансовой политики, можно отметить, что задачами управленческого процесса здесь так же являются: привлечение необходимого финансирования, обеспечение финансовыми ресурсами, создание такой структуры активов и пассивов, обеспечивающей эффективное внутреннее и внешнее финансирование, что особенно важно в контексте данной работы. 

Так можно сделать вывод, что место процесса управления ИП лежит в основе всей финансовой политики в целом. Эффективность реализации элементов финансовой политики непосредственно влияет на уровень ИП бизнеса (рис. 1).

               Рис. 1 Место ИП в системе элементов финансовой политики компании9

Соответственно, управление инвестиционной привлекательностью можно определить как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием оптимального уровня инвестиционной привлекательности компании с целью привлечения необходимых инвестиционных ресурсов.

Процесс управления ИП представляет собой исследование информации о хозяйствующем субъекте с целью:

  • принятия инвесторами обоснованных решений по финансированию инвестиционных проектов, исходя из критерия ИП хозяйствующего субъекта;
  • объективной оценки достигнутой величины ИП, анализ её изменения по сравнению с предыдущим периодом под воздействием различных факторов;
  • выявление препятствий повышения ИП хозяйствующего субъекта.

Исходя из многогранности понятия «инвестиционная привлекательность», в процессе управления им значительное внимание должно обязательно уделяться  сравнению предшествующих показателей  с отчетными, а так же учитываться текущая обстановка вокруг бизнеса. В связи с этим, целесообразно выделить несколько основных этапов процесса управления ИП:

  1. Анализ внешней среды.

Выявление страновых и отраслевых тенденций, затрагивающих экономическую деятельность субъекта. Учет влияния возможных положительных и негативных факторов окружающей среды.

  1. Анализ внутреннего состояния предприятия за предыдущий период.

Обработка результатов  деятельности компании за прошлый период, путем расчета соответствующих показателей (оборачиваемость активов, рентабельность, ликвидность и другие).

  1. Обоснование критериев инвестиционной привлекательности.

Выбор наиболее приемлемых и достоверных показателей, обоснование их использования в  целях определения уровня ИП.

  1. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

Целью данного этапа является определение уровня ИП компании, исходя из выбранных на предыдущем этапе критериев.

  1. Мониторинг ИП компании в течении отчетного периода.

Регулярный мониторинг ИП помимо стимулирования привлечения заемных средств, может использоваться собственниками и руководителями для оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Целью создания системы мониторинга является анализ управленческой ситуации для оперативного обнаружения и эффективного устранения препятствий роста ИП хозяйствующего субъекта.

  1. Корректировка управления ИП в будущем периоде.

Разработка управленческих решений и внесение корректив  в систему элементов ИП, с целью ее повышения на основе результатов мониторинга в течение рассматриваемого периода времени.

Конечный состав этапов, их последовательность и детальность  может уточняться и корректироваться в зависимости от специфики деятельности компании. Тем не менее, основополагающим моментом в таком процессе будет оценка уровня инвестиционной привлекательности компании.

Глава 2. Методика оценки инвестиционной привлекательности

2.1 Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности

компании

Формирование  инвестиционной привлекательности  – необходимое условие достижения продолжительного и устойчивого развития компании. Привлекательность становится важным орудием упрочения ее позиций, поскольку обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг и других.

Высокий рейтинг  привлекательности не только облегчает  доступ компании к различным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым и т.д.), но и обеспечивает надежную защиту интересов компании во внешней среде, влияет на обоснованность принятия решений в области менеджмента.

Закономерно возникает  вопрос, как же эффективно оценить и проанализировать ИП своего предприятия, что бы учесть все финансовые и нефинансовые её элементы и степень их влияния уровень привлекательности бизнеса для сторонних физических и юридических лиц? Проведение экономического анализа ИП позволило бы предприятиям более обоснованно и рационально подходить к оценке ИП.

Необходимо отметить, что, несмотря на высокий интерес, проявляемый  к понятию ИП сегодня, в теории экономического анализа еще не разработано  системы комплексного анализа ИП, а потому до сих пор нет единого представления о его месте в системе комплексного экономического анализа предприятия.

Многие исследователи, признавая существование устойчивой взаимосвязи между финансовым состоянием предприятия и его ИП, допускают необходимость проведения анализа ИП с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий пользователей и их экономических интересов.

Рис.2. Блок-схема экономического анализа ИП хозяйствующего субъекта10

На основании  рассмотренных понятий и факторов инвестиционной привлекательности коммерческой организации, механизм её анализа можно представить как сложную систему, состоящую из определенной совокупности отдельных взаимосвязанных между собой элементов оценки ИП.

На рис. 1. представлена блок-схема направлений экономического анализа ИП компании, которая, по мнению Бабушкина В.А, должна состоять из пяти ключевых компонентов (блоков). Блоки анализа выделяются на основе различий в объектах, целях и субъектах анализа, информационной доступности: анализ ИП инвестиционного проекта, анализ ИП долгосрочных вложений в ценные бумаги, анализ ИП краткосрочных вложений в ценные бумаги, анализ ИП предприятия с точки зрения целесообразности венчурного инвестирования и проведения операций слияния / поглощения. Каждый из выделенных блоков предполагает проведение анализа в определенном направлении при использовании различных аналитических процедур, что позволит получить комплексное представление об уровне инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта.

Одна из главных  проблем, с которой в настоящий  момент постоянно сталкиваются хозяйствующие субъекты, желающие оценить уровень ИП своего бизнеса – это отсутствие единой методики расчета данного уровня.

Для внедрения  представленного выше механизма комплексного анализа ИП (рис.1) на предприятии необходимо разработать и точно определить методы, которыми компания будет руководствоваться при осуществлении оценки ИП своей деятельности. Таким образом, целесообразно рассмотреть несколько существующих методологических подходов к оценке11, которые уже успели себя зарекомендовать в той или иной степени. 

Первая  группа подходов основана на анализе финансовых показателей компании и образованных на основе этого коэффициентов. К таким коэффициентам относят показатели способности организации рассчитываться по краткосрочные и долгосрочным обязательствам (устойчивости), деловой активности, система показателей рентабельности, показатели динамики выручки, затрат, активов.  Информационной базой данных показателей служит финансовая отчетность, отражающая результат деятельности организации.

Эту группу подходов объединяет средняя сложность расчетов, низкий субъективизм, широкий охват показателей. Основные достоинства – ясный экономический смысл показателей, учет сложившейся ситуации, ретроспективы, большой опыт использования, контроль над текущими операциями. К недостаткам можно отнести отсутствие единого показателя ИП, использование множества трудно сопоставимых и зачастую разнонаправленных показателей. Затрудняется сопоставление разных объектов инвестирования.

Вторая  группа подходов основана на оценке потенциала производства, уровня менеджмента, политической и макроэкономической среды. Средняя сложность и субъективизм. Доминирующая информация финансовая, формируемая по стандартам бухгалтерского учета, статистическая отчетность. Формируется комплексный показатель. Основные достоинства – учитывает различные параметры объекта оценки: рыночные, производственные, фондовые, комплексность. Недостаток – необходимость большей совокупности знаний об объекте.

Ряд авторов предлагают показатели, формирующие ИП акций. Объединим их позиции в третий подход. Характеристики: высокая сложность, большая информационная база, все показатели основаны на финансовой отчетности, учет ретроспективы.

Первые три  подхода чаще применяются  для  оперативной и тактической оценки, для краткосрочного выбора.

Четвертая группа: учет различных показателей, как финансового состояния, так и потенциала развития предприятия. Данный подход приемлем для перспективной оценки, прогнозирования и стратегического управления.

Поскольку все перечисленные подходы базируются на бухгалтерской отчетности, искажение оценки возможно за счет учетной политики (отражение амортизационных отчислений, затрат на НИОКР, метода учета затрат), изменения ситуации между датами формирования отчетности.

Различия подходов проявляются не только в алгоритме  получения оценки и используемых показателях, но и в форме получаемого  результата: это может быть балл, коэффициент, рейтинговая позиция, типологическая группа или же конкретная рекомендация инвестору.

В рамках данной работы, мы обобщили основные методы, которые могут использоваться при оценке ИП, и применяющиеся в различной степени в методиках, представленных выше (Приложение 1):

–– метод, основанный на потребительских предпочтениях различных групп инвесторов;

–– рыночный метод;

–– коэффициентный метод оценки;

–– интегральный метод оценки;

–– стоимостный  метод оценки.

–– на сравнительной рейтинговой оценке (экспертный);

Помимо этого, данные методы могут комбинироваться  между собой с целью перекрыть недостатки того или иного метода. Также стоит учесть, что приведенные выше методы  оценки ИП разделены условно по принципу реализации расчетов. Различными авторами предлагаются различные их интерпретации и комбинации.

В зависимости  от целей и характера деятельности предприятия оценка инвестиционной привлекательности может складываться из комплекса аналитических действий, в процессе которых предприятием проводятся анализ и оценка финансового состояния бизнеса, спроса на его продукцию, рисков в деятельности предприятия, хозяйственной и инвестиционной активности предприятия, форм и источников инвестиционных ресурсов   и т.д.

Информация о работе Политика управления инвестиционной привлекательностью