Политика управления дебиторской задолженностью ОАО Концерн "Калина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсового проекта является проведение анализа дебиторской задолженности ОАО Концерн «Калина» и выработка рекомендаций по ее оптимизации.
В задачи курсового проекта входит:
изучение теоретических и организационных основ дебиторской задолженности;
проведение анализа финансового состояния предприятия;
разработка и обоснование политики управления дебиторской задолженностью;
составление прогнозной финансовой отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО КОНЦЕРН “КАЛИНА” ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ 6
1.1 Расчет финансовых коэффициентов и их интерпретация 6
1.2 Основные проблемы по исходной информации и оценке 14
2 РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО КОНЦЕРН “КАЛИНА” 16
2.1 Содержание политики управления дебиторской задолженностью 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 24
2.3 Обоснование принципов кредитной политики и кредитных условий (на основе факторов) 32
2.4 Организационные аспекты разработки и реализации 33
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 35
3.1 Составление прогнозных форм (бухгалтерского баланса, БДР и
БДДС) 35
3.2 Расчет целесообразности внедрения новых процедур инкассации задолженности (для сокращения просроченной задолженности) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

фин.мен-т .doc

— 101.20 Кб (Скачать)
stify">     При выполнении 3-го раздела используются показатели развития, являющиеся результатом  разработки мер по обеспечению финансовой устойчивости предприятия

     Прогнозный  баланс составляется в виде агрегированного, отражающего основные виды активов. Основные предположения.

      1. Текущие активы, кредиторская задолженность  при наращивании 
объема продаж увеличиваются в среднем на столько же процентов (или 
текущие активы, кредиторская задолженность составляют в плановом периоде прежний процент от выручки).

      2. Процент увеличения основных  средств зависит от процента  наращивания продаж и загрузки оборудования.

      3. Долгосрочные обязательства и  уставной капитал берутся в  прогнозе неизменными, нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом 
чистой рентабельности продаж и нормы распределения чистой прибыли на дивиденды.

     При составлении агрегированного прогнозного  баланса (таблица 5), в отчетный баланс берутся показатели по бухгалтерскому балансу ОАО Концерн «Калина» на конец 2009 года.  Для составления прогнозного баланс, предполагается, что объем продаж увеличится на 20 %.

Таблица 5 - Агрегированный прогнозный баланс на 31.12.2009, тыс. руб.

Показатели Отчетный баланс Прогнозный  баланс
АКТИВ
Внеоборотные активы 4 842 140  4 842 140 
Оборотные активы 5 856 286  7 027 543 
  Запасы (без расходов будущих  периодов), НДС 1 898 652  2 278 382 
  РБП 87 395  104 874 
  Краткосрочные финансовые вложения
  Дебиторская задолженность 3 725 940  4 471 128 
  Денежные средства 49 296  59 155 
  Прочие оборотные активы 95 003  114 004 
БАЛАНС 10 698 426  11 869 683 
ПАССИВ
Уставный  капитал 682 662  682 662 
Добавочный  капитал 841 625  841 625 
Резервный капитал 170 665  170 665 
Нераспределенная  прибыль 4 035 750  4 531 361 
Долгосрочные  обязательства 1 407 054  1 407 054 
Краткосрочные обязательства, всего 3 560 670  4 236 316 
В том числе:    
  Кредиторская задолженность 1 392 212  1 670 654 
  Краткосрочные кредиты 2 150 670  2 559 469 
  Задолженность перед участниками  (учредителями) по выплате доходов 6 193  6 193 
БАЛАНС 10 698 426  11 869 683 
 

     В результате составления агрегированного  прогнозного баланса выяснилось, что для обеспечения производства заданного объема продукции необходимо привлечение кредитов в размере 2 559 469 тыс. руб.  По моему мнению, сумму кредита можно и снизить. Особое внимание стоит уделить снижению дебиторской задолженности.

     Эффективное бюджетирование позволяет не только оценить конкурентные преимущества, но и предугадать неблагоприятные условия и спланировать действия в момент таких проблем. Одной из форм в системе бюджетирования является бюджет доходов и расходов (БДР). Он содержит полную информацию о затратах, выручке, финансовом состоянии предприятия, позволяет спрогнозировать возможные доходы и расходы.

     Бюджет  доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов  деятельности предприятия. Цель его  составления – управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы; суммарные и детализированные расходы.

Таблица 6 - Бюджет доходов и расходов на 2009 год

Показатели Строка формы  №2 Отчетный год, тыс. руб. Отчетный год, процент от продаж Прогноз, тыс. руб.
1 Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг 10 11 204 012 100 13 444 814
2 Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг 20 5 185 211 46,3 6 222 253
3 Валовая прибыль 29 6 018 801 53,7 7 222 561
4 Коммерческие расходы 30 2 216 848 19,8 2 660 218
5 Управленческие расходы 40 1 094 101 9,8 1 312 921
6 Прибыль от продаж 50 2 707 852 - 3 249 422
7 Сальдо прочих доходов и расходов 100-90 1 565 175 14,0 1 878 210
8 ПВПН   1 142 677 - 1 371 212
9 Проценты к уплате 70 543 552 - 543 552
10 Инвестиционные доходы 060+080 241 251 Принимаются без  изменений 241 251
11 Прибыль до налогообложения 110 840 376 - 1 068 911
12 Чистая прибыль 140 649 414 Процент от п.11 826 018
 

       Бюджет  движения денежных средств является главным документом в системе  внутрифирменных бюджетов. БДДС - подробная  смета ожидаемых поступлений  и выплат денежных средств за определенный период. Основной целью планирования поступления и расходования денежных средств состоит в расчете  их необходимого объема и определении  моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток  денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

     БДДС  отражает потребность во внешнем  финансировании (объём кредитов, инвестиций), а также способствует более точному  определению объёмов внешнего финансирования. Назначение документа состоит в  обеспечении сбалансированности поступлений  денежных средств (соответствующих  планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).

     Если  оказывается, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточными для покрытия расходов, запланированных  согласно бюджету прибылей и убытков, а также других видов затрат в  соответствующий бюджетный период, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств.

       В данном курсовом проекте составляется БДДС только по текущей деятельности и показывает обобщенные статьи. Так как не стоит цели разработка инвестиционной  деятельности, соответственно невозможно посчитать чистый денежный поток по инвестиционной и финансовой деятельностям предприятия.

Таблица 7 - Бюджет движения денежных средств на 2010 год, тыс. руб.

Показатели Значения
Текущая деятельность  
            Чистая прибыль 826 018
плюс   Амортизационные отчисления 183 042
минус  Изменение суммы текущих активов 1 124 918
            Краткосрочные финансовые вложения 0
            Дебиторская задолженность 745 188
            Запасы 379 730
плюс   Изменение суммы текущих обязательств 278 442
           Кредиторская задолженность 278 442
Чистый  денежный поток по текущей деятельности 162 584
 

      Из  составленного бюджета денежных средств видно, что чистый денежный поток по текущей деятельности получается положительный. Несмотря на значительный рост дебиторской задолженности ЧДП по текущей деятельности оказался положительным, это связано с большой величиной чистой прибыли. 

3.2 Расчет целесообразности внедрения новых процедур инкассации задолженности (для сокращения просроченной задолженности) 

      В текущем году организация предоставляла  отсрочку платежа в среднем на 45 дней. В следующем году в соответствии со стратегией увеличение доли рынка  планируется увеличить отсрочку платежа на 14 дней (до 59 дней). В связи с этим планируется увеличить выручку предприятия на 20% с 11 204 012 тыс. руб. до 13 444 814 тыс. руб. Прибыль вырастет на 20% - 541 570 тыс. руб.

Таким образом, изменение дебиторской задолженности составит: 
 

     Затраты на финансирование дополнительной ДЗ:

 

     Т.к. дебиторская задолженность не уменьшилась, то дополнительных затрат на инкассирование не ожидается. Дополнительная прибыль за вычетом дополнительных расходов составит 430 697 тыс. руб.

     После введения новой процедуры инкассации ожидается уменьшение просроченной дебиторской задолженности на 50%. Дополнительные затраты на инкассирование составят 90 тыс. руб. Сумма просроченной дебиторской задолженности на 31.12.09 составляет 420 000 тыс. руб., таким образом на 31.12.10 составит 210 000 тыс. руб.

     Экономия  затрат на финансирование ДЗ:

     Зэк = 210 000 * 0,14 = 29 400 тыс. руб.

     Применение  новой процедуры инкассации на предприятии  целесообразно, т.к. организация сэкономит 29 150 тыс. руб.

 

Таблица 8 – Обоснование политики управления дебиторской задолженностью, тыс. руб.

Показатели Расчеты, тыс. руб.
Обоснование новых условий оплаты
1 Дополнительная прибыль 541 570
2 Дополнительные затраты на ведение дебиторской задолженности 110 874
   В том числе:  
   - дополнительные затраты на инкассирование 0
   - затраты на финансирование дополнительной  ДЗ 110 874
3 Вывод о целесообразности Выгодно
Обоснование целесообразности новой процедуры  инкассации
4 Дополнительные затраты на инкассирование 90
5 Экономия затрат на финансирование  дебиторской задолженности 29 240
6 Вывод о целесообразности Выгодно
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Оборотные средства являются одной из составных  частей имущества предприятия. Эффективное  их использование является важным условием успешной деятельности предприятия. Ограниченность ресурсов, нестабильность рыночной экономики, инфляция, неплатежи, и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным активам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования, их оптимальных размеров.

     Основными информационными источниками анализа  оборотных активов являются бухгалтерский  баланс (форма №1) и отчет о  прибылях и убытках (форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу (формы №5) .

     В ходе анализа сделан следующий вывод:

     На  предприятие наблюдается наращивание  текущих активов, а именно запасов  сырья и существенно дебиторской задолженности. Удельный вес текущих активов в составе всех активов высок и составляет 59,3%, а период оборачиваемости оборотных средств более года (552 дней). В условиях вновь начавшегося роста экономики, оживления активности на рынке машиностроения, предприятию следует выбрать агрессивную политику управления оборотным капиталом.

     Для повышения оборачиваемости оборотных  средств, предприятию необходимо более эффективно использовать оборотные средства и изменить величину товарооборота и его структуру, использовать прогрессивные способы реализации продукции. Необходимо контролировать закупки сырья во избежание излишек и снизить запасы материалов до оптимального уровня. В отчетном году мы наблюдали повышение величины сырья и материалов на 15,6%, несмотря на снижение объема выручки на 4,8%. Предприятию рекомендуется увеличить ликвидность оборотных активов (снижением доли материалов и увеличением денежных средств) и не допускать роста и больших перепадов дебиторской задолженности (в отчетном году дебиторская задолженность выросла на 50,9%), то есть пересмотреть маркетинговую политику по сбыту продукции.

     В настоящий момент продолжительность  операционного цикла составляет более полутора лет (552 дня), необходимо постараться выйти на показатели 2008 года, когда операционный цикл составлял 376 дня.

     Изучив  финансовые коэффициенты предприятия  в отчетном году, можно сделать вывод, что финансовое положение предприятия ухудшилось по сравнению с 2008 годом. Практически все коэффициенты показали отрицательную динамику. Так, например коэффициент финансовой независимости составляет всего 14%, в то время как рекомендуемое значение составляет не ниже 0,5. Собственного капитала недостаточно даже чтобы покрыть внеоборотные активы. Таким образом, финансовое состояние ОАО “Уралмашзавод” можно оценить как сложное. 

Информация о работе Политика управления дебиторской задолженностью ОАО Концерн "Калина"