Политика управления дебиторской задолженностью ОАО Концерн "Калина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсового проекта является проведение анализа дебиторской задолженности ОАО Концерн «Калина» и выработка рекомендаций по ее оптимизации.
В задачи курсового проекта входит:
изучение теоретических и организационных основ дебиторской задолженности;
проведение анализа финансового состояния предприятия;
разработка и обоснование политики управления дебиторской задолженностью;
составление прогнозной финансовой отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО КОНЦЕРН “КАЛИНА” ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ 6
1.1 Расчет финансовых коэффициентов и их интерпретация 6
1.2 Основные проблемы по исходной информации и оценке 14
2 РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО КОНЦЕРН “КАЛИНА” 16
2.1 Содержание политики управления дебиторской задолженностью 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 24
2.3 Обоснование принципов кредитной политики и кредитных условий (на основе факторов) 32
2.4 Организационные аспекты разработки и реализации 33
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 35
3.1 Составление прогнозных форм (бухгалтерского баланса, БДР и
БДДС) 35
3.2 Расчет целесообразности внедрения новых процедур инкассации задолженности (для сокращения просроченной задолженности) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

фин.мен-т .doc

— 101.20 Кб (Скачать)

 

2 РАЗРАБОТКА  ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО КОНЦЕРН “КАЛИНА”

2.1 Содержание  политики управления дебиторской  задолженностью

      В отличие от производственных запасов  и незавершенного производства, которые  не могут быть резко изменены, дебиторская  задолженность представляет собой  весьма вариабельный и динамичный элемент  оборотных средств, существенно  зависящий от принятой в организации  политики в отношении покупателей  продукции. Поскольку дебиторская  задолженность представляет собой  обездвижение собственных оборотных  средств, т.е. в принципе она не выгодна  организации, то с очевидностью напрашивается  вывод о ее максимально возможном  сокращении. Дебиторская задолженность  может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

     Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

  • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок.

     Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена  создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

     Формирование  политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ  дебиторской задолженности организации  в предшествующем периоде.

2. Формирование  принципов кредитной политики  по отношению к покупателям  продукции.

3. Определение  возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую  задолженность по товарному (коммерческому)  кредиту.

4. Формирование  системы кредитных условий.

5. Формирование  стандартов оценки покупателей  и дифференциации условий предоставления  кредита.

6. Формирование  процедуры инкассации дебиторской  задолженности.

7. Обеспечение  использования в организации  современных форм рефинансирования  дебиторской задолженности.

8. Построение  эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

     Рассмотрим  каждый этап более подробно.

Анализ  дебиторской задолженности  организации в  предшествующем периоде 

     Основной  задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской  задолженности организации, а также  эффективности инвестированных  в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе  товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

     Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики организации.

Формирование  принципов кредитной  политики по отношению к покупателям продукции

     В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в  кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

     В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
 
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при  расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей. В то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых в  дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

     При расчете этой суммы необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
 

     Расчет  необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, осуществляется по следующей  формуле:

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360

где Идз — необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк —  планируемый объем реализации продукции  в кредит;

Кс:ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

     Если  финансовые возможности организации  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Формирование  системы кредитных  условий

     В состав этих условий входят следующие  элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

     Срок  предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к  увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, и увеличению продолжительности  финансового и всего операционного  цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

     Размер  предоставляемого кредита (кредитный  лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается  с учетом типа осуществляемой кредитной  политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции  на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой  продукции (при потребительском  кредите — средней стоимости  реализуемых в кредит товаров), финансового  состояния организации — кредитора  и других факторов. Кредитный лимит  дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой  продукции.

     Стоимость предоставления кредита характеризуется  системой ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную  продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая  скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей  формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;

в %, СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

     Устанавливая  стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном  случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так  как покупателю будет выгодней взять  краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

     Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая  в процессе разработки кредитных  условий, должна предусматривать соответствующие  пени, штрафы и неустойки. Размеры  этих штрафных санкций должны полностью  возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска  снижения уровня платежеспособности и  другие).

Формирование  стандартов оценки покупателей  и дифференциация условий предоставления кредита

     В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует  систему условий, определяющих его  способность привлекать кредит в  разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять  все связанные с ним финансовые обязательства.

     Формирование  системы стандартов оценки покупателей  включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Информация о работе Политика управления дебиторской задолженностью ОАО Концерн "Калина"