Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:55, отчет по практике
ОАО «Газпромнефть» входит в межотраслевую транснациональную финансовую группу «Газпром», которая является одной из крупнейших мировых энергетических компаний, занимающейся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами, а также электроэнергетикой. В целом эта вертикально интегрированная группа представлена более чем 70 организациями, головной компанией является ОАО «Газпром», остальные фирмы – ее дочерние общества, в которых она выступает в качестве участника со 100% в их капитале.
Раздел 1. Общая характеристика ОАО «Газпромнефть-Омск»
Раздел 2. Организация процесса продаж в компании
Раздел 3. Анализ финансовых показателей и поиск проблем в организации продаж
Заключение
Раздел 1. Общая характеристика ОАО «Газпромнефть-Омск»
Раздел 2. Организация процесса продаж в компании
Раздел 3. Анализ финансовых показателей и поиск проблем в организации продаж
Заключение
ОАО «Газпромнефть» входит в межотраслевую транснациональную финансовую группу «Газпром», которая является одной из крупнейших мировых энергетических компаний, занимающейся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами, а также электроэнергетикой. В целом эта вертикально интегрированная группа представлена более чем 70 организациями, головной компанией является ОАО «Газпром», остальные фирмы – ее дочерние общества, в которых она выступает в качестве участника со 100% в их капитале. Дочерние организации помимо основных видов деятельности по добыче, транспортировке, переработке и реализацию газа, нефти и других углеводородов, осуществляют подземное хранение газа, производство и сбыт тепло- и электроэнергии, технический контроль трубопроводных систем, бурение нефтяных и газовых скважин, поставку оборудования, НИОКР, обработку информации и предоставление банковских услуг, охрану и защиту объектов.
Газ в России является самым дешевым и поэтому наиболее широко используемым видом топлива. В структуре потребления первичных энергоносителей в российской экономике доля газа превосходит 50%. Такой перекос в российском топливном балансе создает реальной угрозу энергетической безопасности страны, так как из-за дешевизны газа практически не развивается производство и потребление других видов топлива. В то же время сложившаяся ситуация обуславливает и роль рассматриваемой компании как в жизни страны, так и мирового сообщества в целом.
«Газпромнефть» представляет собой организацию, в капитале которой только 51% акций принадлежат ОАО «Газпром». Основными направлениями ее деятельности являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов. Организация осуществляет свою деятельность в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской и Омской областях – ее основные перерабатывающие мощности находятся в Омской, Московской и Ярославской областях. Количество запасов природных ресурсов компании позволяют ей входить в список 20 крупнейших нефтяных компаний мира.
Компанию «Газпромнефть» можно охарактеризовать как целевую дивизионную структуру, опирающуюся на продуктовый принцип и разделении центров финансовой ответственности, то есть в ней созданы дивизионы, отвечающие за различные направления: нефтесервис, добычу, масла, сбытовую деятельность. Организационную структуру группы «Газпромнефть», составленную на основе разделения организаций по функциональным направлениям деятельности, можно упрощенно представить в виде следующей схемы:
Рис. 1. Место «Газпромнефть-Омск» в организационной структуре группы компаний «Газпромнефть»
Из приведенного выше рисунка видно, что основное направление деятельности рассматриваемой компании является реализация нефтегазовых продуктов. Вместе с тем благодаря тому, что в Омске расположен собственный Нефтеперерабатывающий завод, также принадлежащий группе компаний, местное отделение «Газпромнефти» также косвенно задействовано в обработке сырья и производстве конечной продукции.
«Газпромнефть-Омск» является операционно-самостоятельной дочерней организацией по отношению к «Газпромнефти», однако ее развитие строится на основе единой стратегии и политики, которая формируется головной компанией. ОАО «Газпромнефть-Омск» – одно из самых крупных предприятий по сбыту нефтепродуктов в Сибири и на Дальнем Востоке. Созданная более 70 лет назад, компания Омскнефтепродукт постепенно приобрела статус ведущего игрока топливного рынка за Уралом.
Общество характеризуется организационным единством и обладает обособленным имуществом. В гражданском обороте Общество выступает от своего собственного имени, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, участники общества не отвечаю по обязательствам Общества, и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов
Ключевые моменты функционирования организации определенны в ее уставе. Цель работы компании – получение прибыли от основной деятельности. На данный момент общество представляет собой развитую структуру, осуществляющую деятельность одновременно по нескольким направлениям и эффективно взаимодействующую со своими партнерами и контрагентами
Производственный процесс от переработки ресурсов до реализации топлива представлен на следующем рисунке:
Рис. 2. Этапы производственного процесса «Газпромнефть»
Исходя из данной схемы, следует отметить, что компания «Газпромнефть-Омск» должна эффективно функционировать с «Газпромнефть-ОНПЗ» для того, чтобы обеспечивать своевременное обслуживание всех потребителей.
Целью деятельности организации является объединение экономических интересов, концентрация материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли путем увеличение объемов реализации. Эта цель конкретизируется через следующие задачи:
получение нефтепродуктов от ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» на более выгодных условиях;
увеличение реализации нефтепродуктов предприятиям и организациям, находящимся на территории Омской области;
улучшение эксплуатации нефтебазового хозяйства, автозаправочных станций и содержание их в надлежащем эксплуатационном и противопожарном состоянии;
осуществление капитального строительства и капитального ремонта;
увеличение реализация нефтепродуктов и сопутствующих товаров потребителям через сеть АЗС, оказание технических услуг;
расширение имеющегося ассортимента;
повышение культуры обслуживания;
увеличение количества АЗС;
заключение договоров с поставщиками на более выгодных условиях.
Другими словами, деятельность «Газпромнефть-Омск» централизует усилия всех остальных компаний, присутствующих в регионе для достижения максимального результата деятельности в интересах группы компаний «Газпромнефть» в целом.
Основными направлениями деятельности компании «Газпромнефть-Омск» являются:
продажа, транспортировка и хранение светлых и темных нефтепродуктов;
приемом отработанных масел;
проведением химических анализов нефтепродуктов;
хранением нефтепродуктов клиента;
перевозкой нефтепродуктов клиента автотранспортом и перевалкой железнодорожными цистернами и водным транспортом;
фасовкой нефтепродуктов клиента;
заправкой автотранспорта на АЗС по безналичному расчету;
предоставляет услуги по заправке автотранспорта крупных предприятий через собственную сеть АЗС.
Список функций отвечает тому, какое положение занимает рассматриваемое предприятие в организационной структуре группы компаний «Газпромнефть». Поэтому можно выделить ряд характеристик, которые влияют на ее деятельность, как структурного подразделения, так и отдельной компании, специализирующейся на продажах нефтепродуктов. Во внешней среде компании существует большое количество факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на нее. Для их точного определения может быть проведен PEST-анализ.
Экономическое влияние оказывают такие факторы как общее состояние экономики, которое до сих пор является посткризисным. В первую очередь это влияет на нестабильность уровня цен на нефть, что отражается на конечной стоимости нефтепродуктов. Основные факторы, влияющие на результаты деятельности Компании, включают:
изменение рыночных цен на нефть и нефтепродукты на мировом и российском рынках – являются главным фактором, влияющим на результаты деятельности компании;
изменение курса российского рубля к доллару США и инфляция – значительная часть выручки от продажи нефти и нефтепродуктов поступает в долларах США, однако, большая часть расходов осуществляется в российских рублях;
налогообложение;
изменение тарифов на транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Политические факторы, воздействующие на деятельность организации и отрасли в целом, включают общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, федеральные законы «О конкуренции», а также нормативные акты, регулирующие ведение предпринимательской деятельности и организации открытых акционерных обществ. Кроме того, иакие вопросы деятельности компании как ценообразование цен на продукцию постоянно находится под жестким контролем со стороны государства. В России оптовые цены на топливо ежегодно устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Конечная оптовая цена включает следующие регулируемые составляющие:
оптовую цену на топливо;
тариф на услуги по транспортировке топлива и топливораспределительным сетям;
плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Технологические факторы оказывают большое влияние на деятельность фирмы, так как они связаны с реализацией, обслуживанием и транспортировкой продукта, для получения и использования которого используются высокотехнологичные процессы. Кроме того, это один из значимых критериев конкурентоспособности и безопасности деятельности предприятия в данной сфере. Поэтому большое внимание компания уделяет контролю качества, как оборудования, так и продукции на всех этапах производственного процесса.
Таким образом, можно говорить о том, что перечисленные факторы оказывают прямое воздействие на функционирование компании. Они затрагивают все ключевые аспекты ее деятельности, в том числе технологические и финансовые. Кроме того, они влияют на формирование общей стратегии и политики фирмы. К факторам косвенного воздействия можно отнести экологические нормативные и правовые акты и деятельность более мелких региональных конкурентов. Они гораздо меньше воздействуют на решения, принимаемые руководством фирмы.
Дополнительными целями, которые преследует компания, являются:
сохранение лидирующих позиций среди региональных предприятий в сфере АЗС;
поддержание высоких конкурентных позиций при работе с оптовыми покупателями и корпоративным сектором;
получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития деятельности;
внедрение и совершенствование системы менеджмента во всех сферах, распространяющейся на деятельность всех подразделений организации;
гибкое реагирование на изменяющиеся требования рынка;
выполнение требований в области технического совершенствования производственного процесса, охраны труда и безопасности сотрудников.
Планирование поставок и продаж продукции осуществляется на основе документа под названием «Порядок распределения ресурсов ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства нефтепродуктов независимыми организациями», то есть непосредственно процесс планирования и утверждения заявок осуществляется на более высоком уровне. Внутри компании плановым отделом производится оценка, анализ и прогнозирование потребности в продукции, в дальнейшем составляются заявки на будущие периоды. Уже исходя из полученных данных, «сверху» осуществляется распределение ресурсов.
Работа с новыми клиентами основывается на следующем принципе: для того, чтобы топливо было предоставлено новым потребителям, компания-клиент предоставляет заявку, подробные расчеты потребности в топливе и заключение транспортных организаций о технической возможности поставок. Разрешение на использование ресурсов выдается с учетом их наличия по регионам России, оптимальной загрузки транспортных систем. В этом отношении деятельность Омского филиала компании несколько упрощена поскольку, как уже было отмечено, компания находится в непосредственной близости к перерабатывающему заводу.
Бизнес планирование ведется общими усилиями коммерческого и финансового отделов, отделом маркетинга. В общем виде оно затрагивает вопросы развития компании на среднесрочную перспективу, включает постановку ориентиров по направлениям «Маркетинг» и «Финансы».
Маркетинговое планирование включает формирование программы развития компании, в том числе план продаж, рекламу, акции и мероприятия, направленные на продвижение услуг, как на рынке физических лиц, так и в корпоративном секторе. Эти планы составляются в трех вариантах: оптимистическом, пессимистическом и наиболее реальном – и утверждаются в головном офисе. На региональном уровне проводится скользящее планирование и внесение корректировок в планы осуществляется 2 раза в год. Все бюджеты формируются и корректируются исходя из принципов пропорциональности, бездефицитности, максимизации доходов и минимизации затрат.
В компании разработана собственная сегментация рынка, которая включает такие группы потребителей, как корпоративные и оптовые клиенты и физические лица. К первому из названных секторов относятся транспортные компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, производственные фирмы, которые имеют собственный большой автопарк, сети АЗС, а также все организации, которые, так или иначе, имеют потребность в горюче-смазочных материалах. Второй включает частных автовладельцев. В целом такая сегментация является стандартной для данной отрасли.