Процедура оценки.
- Сбор информации, необходимой для оценки.
- Составление списка предприятий-аналогов.
- Финансовый анализ оцениваемого предприятия и предприятий аналогов.
- Расчет оценочных мультипликаторов.
- Выведение среднего значения внутри каждой группы мультипликаторов.
- Определение предварительной стоимости оцениваемого предприятия.
- Внесение итоговых поправок.
- Сбор информации необходимой для оценки.
Сравнительный подход использует
два вида информации: информация фондового
рынка о ценах продаж акций (Российская
торговая система, ММВБ и т.д.), Финансовая
информация о состоянии оцениваемого
предприятия и предприятиях-аналогах
(Финансовая информация по объекту
оценки предоставляется заказчиком,
финансовая информация по предприятиям-аналогам
собирается по публикациям периодической
печати)
Составление
списка предприятий-аналогов.
При отборе предприятий-аналогов
необходимо соблюдать следующие
требования:
- Общность отраслевой принадлежности оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов исходя из требований общего Российского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001).
- Приблизительное соответствие доли профильной продукции в общем объеме реализации оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов.
- Примерно равные размеры оцениваемого предприятия и предприятий-аналогов. Размер предприятия характеризуется: объем реализованной продукции или услуг, величина прибыли, число филиалов, организационно-правовая форма.
- Сопоставимый уровень финансового риска, который характеризуется: финансовой структурой капитала (соотношение собственных и заемных средств), ликвидностью (возможностью погашения текущих обязательств текущими активами), кредитоспособность предприятия (возможностью привлекать заемные средства на типичных рыночных условиях).
- Отсутствие существенных событий в деятельности предприятий-аналогов, которые могут привести к резкому изменению их стоимости. Отсутствие процедур слияния или поглощения.
В конечном счете, перечень
критериев сопоставимости определяется
наличием исходной информации и профессиональным
опытом оценщика.
Финансовый
анализ оцениваемого предприятия и
предприятий аналогов.
Сравнительный подход использует
все традиционные методы финансового
анализа:
- Анализ документа бухгалтерской отчетности (горизонтальный, вертикальный и трендовый).
- Расчет 5 групп показателей (структура капитала, оборачиваемость, рентабельность, платежеспособность и финансовая устойчивость).
- Анализ ликвидности баланса путем сравнения денежных средств по активам, сгруппированным по степени ликвидности с обязательствами по пассивам, сгруппированным по срокам погашения.
Основными задачами финансового
анализа при оценке стоимости
предприятия являются:
- Определить положение оцениваемого предприятия в списке предприятий-аналогов в зависимости от степени близости основных финансовых показателей.
- Выбрать наиболее подходящие оценочные мультипликаторы, которые бы учитывали различия между предприятиями.
По результатам финансового
анализа составляется сводная таблица
финансовых коэффициентов, которая
должна содержать по объекту оценки
и всем предприятиям-аналогам важнейшие
финансовые коэффициенты, прежде всего:
- Доля чистой прибыли в денежной выручке от реализации продукции.
- Доля собственного капитала в источниках финансирования предприятия.
- Коэффициенты ликвидности.
- Коэффициенты оборачиваемости активов.
- Коэффициенты рентабельности продукции.
Расчет
оценочных мультипликаторов.
Оценочный мультипликатор -
это коэффициент, показывающий соотношение
между рыночной ценой продажи
предприятия или ценой одной
акции и финансовыми показателями.
Для расчета мультипликатора
необходимо:
- Определить цену акции по всем акционерным обществам, выбранным в качестве аналогов. Если в течение торгового дня по ценной бумаге было совершено 10 и более сделок, то рыночная цена, рассчитывается как средневзвешенное значение по всем сделкам, совершенным в течение торгового дня. Если в течение торгового дня было совершено менее 10 сделок, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенное значение по последним 10-и сделкам, совершенным в течение последних 90-а торговых дней.
- Рассчитать финансовые показатели, которые берутся либо за последний расчетный год, либо за последние 12 месяцев.
Сравнительный подход к оценке
стоимости предприятия использует
4 вида мультипликаторов:
- "Цена \ Прибыль" и "Цена \ Денежный Поток" - данные мультипликаторы используются наиболее часто, поскольку информация о прибыли является наиболее доступной. Как показывает практика, крупные предприятия целесообразно оценивать на основе чистой прибыли, а небольшие предприятия на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние льгот налогообложения. Мультипликатор, рассчитанный на основе прибыли до уплаты процентов за кредиты и налогов, рекомендуется использовать, когда оцениваемое предприятие и предприятия-аналоги имеют разное соотношение собственных и заемных средств. Под денежным поток в сравнительном подходе понимается любой показатель прибыли, увеличенный на сумму амортизационных отчислений. Мультипликатор "Цена \ Денежный Поток" используется при оценке предприятий, в активах которых преобладают основные фонды. Достоинства данного мультипликатора - возможность учета политики капитальных вложений и амортизационных отчислений на предприятии.
- "Цена \ Дивиденды" применяется как на основе фактически выплаченных, так и потенциально-возможных дивидендов. Под "потенциальными" дивидендами понимают типичные дивидендные выплаты по группе сопоставимых предприятий, рассчитанные в процентах от чистой прибыли. Потенциальные дивиденды используются при оценке контрольных пакетов акций, поскольку собственник контрольного пакета получает право определять дивидендную политику. При оценки неконтрольных пакетов акций ориентируются на фактически-выплаченные дивиденды, поскольку владелец миноритарного пакета не сможет изменить сложившуюся дивидендную политику. Мультипликатор "Цена \ Дивиденды" рекомендуется использовать, если выплаты дивидендов имеют регулярный характер, как на объекте оценки, так и на предприятих-аналогах.
- "Цена \ Выручка от реализации продукции" - используется при оценке предприятий торговли и сферы услуг. "Цена \ На физический объем производства" - особенность данного мультипликатора использование натуральных показателей (объемы запасов и добычи полезных ископаемых при оценки сырьевых компаний, установленная мощность при оценки энергетических компаний, количество аббонентов при оценки предприятий сотовой связи и т.д.)
- "Цена \ Чистая стоимость активов" - применяется для оценки холдинговых компаний, а также в тех случаях, когда необходимо быстро оценить крупный пакет акций. На практике установлена следующая зависимость - чем выше эффективность бизнеса, тем больше значение данного мультипликатора.
Выведение
среднего значения внутри каждой группы
мультипликаторов.
Поскольку одинаковых предприятий
не существует, то диапазон величины одного
и того же мультипликатора по разным
предприятиям аналогам может быть достаточно
большим. Для оценки рассчитывается
средневзвешенное значение мультипликатора.
При расчете наибольший удельный
вес придается мультипликаторам
тех предприятий, финансовое положение
которых наиболее близко к положению
объекта оценки. Данные для сравнения
финансового положения берутся
из материалов 3-его этапа.
Определение
предварительной стоимости.
В результате оценки предприятия
сравнительный подход в зависимости
от количества групп мультипликаторов
оценщик получает несколько вариантов
стоимости предприятия.
Для выведения предварительной
стоимости рассчитывается средне-взвешенный
значение при этом удельные веса присваиваются
от полноты и достоверность исходной информации.
Внесение
итоговых поправок.
В предварительную стоимости
могут вносится следующие поправки:
- Поправка учитывающая наличия у предприятия не функционирующих активов.
- Поправка учитывающая дефицит или избыток собственных оборотных средств.
- Премия за контрольный характер оцениваемого пакета акций и скидки за миноритарный и низкий ликвидность оцениваемого пакета акций.
http://businessval.ru/adept/business/method-compare/