Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:27, доклад
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.
текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
3) организация управления:
организационная структура,
квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
4) маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией
продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции,
маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта,
реклама, ценообразование.
5) культура и имидж
предприятия: факторы, которые
создают образ предприятия;
предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.
Также существуют специальные факторы, которые непосредственно оказывают влияние на стоимость
бизнеса: ликвидность доли и (или) бизнеса, полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода и риски, связанные с его получением, нематериальные активы, ограничении для рассматриваемого бизнеса, размер оцениваемой доли бизнеса, степень контроля, получаемая новым собственником, финансовое положение компании, степень конкурентной борьбы в отрасли.
Факторы, влияющие на стоимость бизнеса
При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие.
Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь определяется соотношением потоков доходов и расходов.
Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.
Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник.
Если предприятие покупается
в индивидуальную частную собственность
или если приобретается контрольный
пакет акций, то новый собственник
получает такие существенные права,
как право назначить
Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.
Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство, ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
Соотношение спроса и предложения. На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения этим предприятием.
Особенно это характерно для отраслей, в которых предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к максимальной границе в случае превышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то же время в случае превышения спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий, что приведет к увеличению их числа. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть.
Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производителем. Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.
Спрос на предприятие, наряду с полезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от возраста. Более молодые люди склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем.
Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций.
Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения, в первую очередь, определяются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Очень важное значение имеет и количество выставленных на продажу объектов. Это влияет на доход.
Выбор решения и покупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.
Итак, основными факторами,
определяющими оценочную
http://www.ideidela.ru/gb/4/6
Доходный подход
Метод дисконтирования денежных потоков.
Доходный подход включает в себя два метода определения рыночной стоимости:
Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности.
Метод дисконтирования денежных
потоков основан на прогнозировании
потоков от данного бизнеса, которые
затем дисконтируются по ставке дисконта,
соответствующей требуемой
Основные этапы оценки:
Денежный поток может быть разделен на следующие виды:
Схема расчета денежного потока для собственного капитала выглядит следующим образом:
Чистая прибыль = Выручка от реализации - себестоимость продукции - амортизационные отчисления - налог на прибыль
Денежный поток = Скорректированная чистая прибыль + амортизационные отчисления +- изменение собственного оборотного капитала - капитальные вложения +- изменение долгосрочной задолженности
В практических расчетах используется расчет денежного потока компании по трем возможным сценариям развития: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому.
Расчет денежного потока для каждого прогнозного года производится в два этапа:
Расчет величины скорректированной чистой прибыли (Проводится анализ и прогнозирование прочих операционных расходов и отвлеченных средств. В прочих операционных расходах учитываются налоги, относимые на финансовые результаты (налог на имущество). Отвлеченные средства включают в себя заработную плату работников социально-жилищной сферы с отчислениями на социальные нужды, а так же расходы, связанные с содержанием объектов социально-жилищной сферы..
Расчет величины чистого денежного потока (Осуществляется по формуле денежного потока для собственного капитала).
Метод капитализации дохода (доходный подход)
Процедура оценки
Выбор величины капитализируемого дохода
Оценщику необходимо выбрать показатель дохода, который будет использоваться в расчетах. В качестве такого показателя могут использоваться: прибыль, денежный поток, дивиденды, денежная выручка от реализации продукции. Наиболее часто для оценки используется показатель чистой прибыли.
Оценка на базе чистой прибыли применяется для предприятий имеющих значительную стоимость основных фондов, для которых большое значение имеет политика капитальных вложений и амортизационных отчислений.
Показатель дивидендов применяется для оценки неконтрольных пакетов акция, а так же в тех случаях, когда покупатели акций считают, что их стоимость определяется сумой приносимых дивидендов.
Показатель денежной выручки от реализации продукции применяется при оценки предприятий торговли и сферы услуг.
После выбора показателя необходимо определить период времени деятельности предприятия, результаты которого будут капитализированы. Оценщик выбирает из следующих вариантов:
Расчет ставки капитализации.
Ставка капитализации - ставка дохода, которую требует инвестор. Для расчета ставки капитализации могут использоваться следующие методы:
Определение рыночной стоимости предприятия.
Стоимость предприятия = Годовой доход (D) / Ставка капитализации (CK)
Метод капитализации дохода в Российской оценочной практике применяется редко, поскольку метод дает корректную величину рыночной стоимости только при условии, что оцениваемое предприятие приносит стабильные доходы.
http://businessval.ru/adept/
Затратный подход. Метод стоимости чистых активов
Имущественный подход основан на определение рыночной стоимости всех видов имуществ предприятия за вычетом долговых обязательств. Балансовая стоимости активов предприятия в результате инфляции, изменений коньюктуры рынка, используемых методов учета и других факторов отклоняется от рыночной стоимости, поэтому оценщику необходимо пересчитать балансовую стоимость активов в рыночную стоимость на дату оценки.
Имущественный подход включает два метода: