Оценка стоимости компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:27, доклад

Описание работы

Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.

Работа содержит 1 файл

оценка стоимости компании.docx

— 58.80 Кб (Скачать)

Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.

Фактически, под оценкой  бизнеса понимается выполненной следующих задач:

  • Оценка мажоритарного (иначе – контрольного, блокирующего) пакета акций предприятия. Это наиболее востребованная задача, которая даёт наиболее полное представление о стоимости бизнеса в целом или стоимости наиболее крупного пакета акций;
  • Оценка миноритарного пакета акций. В данном случае осуществляется оценка одной акции в составе миноритарного пакета;
  • Оценка имущественного комплекса. Особое внимание здесь уделяется оценке активов компании – зданиям, сооружениям, сетям, коммуникациям, земельным участкам, транспортным средствам и оборудованию. Также осуществляется анализ финансовых потоков предприятия;
  • Оценка акций предприятия, которые котируются на рынке. Это достаточно частный случай, который зачастую сводится к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.

Особенностями бизнеса, как товара, являются следующие факторы: 

  • Бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Следует учитывать, что сумма ожидаемой прибыли неизвестна, а при оценке носит достаточно вероятностный характер, и поэтому инвестору также следует учитывать риск неудачи – вложенные инвестиции канут в лету, или же вернутся, но не покроют все риски. Если же бизнес, по своей доходности с учетом времени их получения меньше, чем издержки на его приобретение, то он теряет инвестиционную привлекательность. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.
  • Бизнес – это система,но на рынке вполне может быть реализована, как весь комплекс, так и отдельными подсистемами или даже элементами. Фактически, товаром можно назвать даже не весь бизнес, как таковой, а отдельные составляющие этого единого целого
  • Доходность, инвестиционность и потребность в бизнесе зависят от постоянно изменяющихся процессов, происходящих не только внутри самого бизнеса – но и во внешней среде. Так, нестабильность в государственной экономике может привести бизнес к неустойчивости – с другой же стороны, нестабильность бизнеса может привести к созданию нестабильности на рынке, в отрасли. Таким образом, возникает необходимость в постоянном регулировании бизнеса – при этом, качественным и квалифицированным. Это также учитывается при оценке бизнеса.
  • Так как бизнес оказывает существенное влияние на рынок и отрасль – он воздействует на государственную экономику. Поэтому важно, что бы государство также предпринимало шаги по регулированию бизнеса – в некоторых случаях формировало цены на бизнес. Особенно это касается тех предприятий, у которых есть доля государства в капитале.

 Когда необходима и что  даёт, в конечном счете, оценка  стоимости бизнеса? 

  • Увеличение эффективности управления компанией;
  • Обоснование принятия инвестиционного решения;
  • Основу для разработки грамотного бизнес-плана;
  • Плавное проведение реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);
  • Информацию о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;
  • Определение стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;
  • Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;
  • Выявление реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;
  • Взвешенное налогообложение предприятия;
  • Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
  • Выкупа акций у акционеров;
  • Проведение эмиссии акций обществом;
  • Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  • Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия искусственно занижено;
  • Переоценка активов компании;
  • При стратегическом планировании развития компании;
  • При продаже муниципальной или федеральной собственности;
  • При вступлении в наследство для совершения нотариальных действий.

Определяющие рыночную стоимость  факторы – это текущая и  будущая прибыль, затраты на создание аналогичной компании с теми же материальными  и нематериальными активами и  занятием позиции на рынке, соотношение  спроса и предложения на подобные имущественные комплексы, способные  приносить прибыль, а также время  получения доходов, ликвидность  активов и степень контроля над  бизнесом.

http://www.active-consult.ru/businessestimation.htm

 

Виды стоимости

 

Рыночная стоимость –  наиболее вероятная цена, по которой  объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в  условиях конкуренции, когда стороны  сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а  на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Кроме рыночной стоимости, в  процессе оценки могут также использоваться инвестиционная и ликвидационная стоимости.

Инвестиционная стоимость  – стоимость для конкретного  лица при установленных данным лицом  инвестиционных целей использования  объекта оценки. Если рыночная стоимость  рассчитывается на основе типичной рыночной информации, то инвестиционная стоимость  определяется на основе данных конкретного  инвестора, которые отличаются от типичной рыночной информации.

Ликвидационная стоимость  – наиболее вероятная цена, по которой  объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции значительно меньший  типичного срока экспозиции (период времени между датой появления  на рынке и датой продажи).

Также для целей налогообложения  может рассчитываться кадастровая  стоимость. Кадастровая стоимость  определяется методом массовой оценки по методикам, утвержденным Министерством  экономики, развития и торговли.

Страховая стоимость предприятия - размер выплаты по страховому договору при условии наступления страхового события – потери или повреждения  застрахованных активов. Чтобы определить стоимость страхуемых активов компании, используются такие понятия, как  восстановительная стоимость и  стоимость замещения. Восстановительная  стоимость – текущие затраты, необходимые на восстановление точной копии всех активов предприятия. Стоимость замещения определяется как величина затрат на замещение  данного актива другим того же вида и состояния и способного равным образом удовлетворить пользователя.

Стоимость в пользовании - стоимость оцениваемого объекта  оценки, определенная в предположении, что он не будет продаваться на открытом, свободном и конкурентоспособном  рынке, а будет использоваться в  тех же целях, тем же образом и  с той же эффективностью, как это  сложилось на дату оценки.

Стоимость в обмене - стоимость  оцениваемого объекта оценки, определенная в предположении его возможной  продажи на свободном, открытом и  конкурентоспособном рынке в  условиях равновесия, устанавливаемых  условиями спроса и предложения (для любых, в том числе и  альтернативных существующему способов использования).

 

Принципы оценки

 

Принципы оценки рыночной стоимости предприятия для различных  целей оценки объединяются в три  группы:

  • Основанных на представлениях собственника;
  • Связанные с эксплуатацией предприятия, особенностями бизнеса;
  • Обуславливаемые действием окружающей среды.

Принципы, основанные на представлениях собственности.

 

Ключевым критерием стоимости  любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальному  или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно  определена во времени и стоимости. Полезность бизнеса – это его  способность приносить доход  в конкретном месте и в течение  данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Принцип полезности заключается в том, что рыночной стоимостью обладают предприятия (бизнес), способные удовлетворить потребность реального или потенциального собственника в течение определенного периода времени. С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с той же полезностью. Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоимость создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки.

Принцип замещения – максимальная стоимость предприятия, определенная наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью. Принцип замещения означает, что при наличии определенного количества однородных (по полезности или доходности) объектов недвижимости самым высоким спросом будут пользоваться объекты с наименьшей ценой.

Принцип ожидания или приведения. Рыночная стоимость предприятия (бизнеса) определяется тем, во сколько в настоящее время оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). Рыночная стоимость бизнеса определяется его ожидаемой полезностью для собственника. На величину стоимости предприятия оказывают влияния ожидаемая чистая отдача от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его перепродажи.

Принципы  оценки, обусловленные эксплуатацией  предприятия и особенностями  бизнеса.

Принцип вклада. Рыночная стоимость предприятия (бизнеса) определяется совокупностью факторов производства, вкладом каждого фактора в формирование дохода предприятия. Включение любого дополнительного актива в совокупность факторов производства экономически целесообразно и ведет к увеличению его рыночной стоимости, если получаемый прирост стоимости больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип остаточной продуктивности. Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, а оставшаяся сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику. Остаточная продуктивность может быть результатом того, что земля дает возможность пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать более высокий доход или его расположение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

Принцип предельной производительности. Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. По мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.

Принцип сбалансированности (пропорциональности). Предприятие – это система, а одной из закономерностей развития и существования системы является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементы системы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другими характеристиками. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.

Принципы, обусловленные действием рыночной среды.

Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся  в равновесии, то цены остаются стабильными. Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т.е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеет место  избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной стоимости. В долгосрочном аспекте спрос и предложение  являются относительно эффективными факторами  в определении направления изменения  цен. Но в короткие промежутки времени факторы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать. Рыночные искажения могут быть следствием монопольного положения собственников или действия системы контроля.

Принцип соответствия. Полезность определена во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность прежде всего через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения с рыночной стоимости, если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие. С действием такой закономерности связан принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., имеют более низкую рыночную стоимость и цену.

Информация о работе Оценка стоимости компании