Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:27, доклад
Оценка бизнеса является процедурой, целью которой является расчет стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них. Она необходима по различным причинам – но, так или иначе, каждый руководитель сталкивается с проблемой её проведения. Ведь не зная стоимости достаточно сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или покупке прав собственника. Говоря более простым языком, стоимость бизнеса является отражением результатов её деятельности.
Метод чистых активов применяется в следующих случаях:
Информационной базой метода чистых активов является бухгалтерский баланс предприятия. Оценщик проводит анализ и корректировку всех статей ежеквартального баланса на последнюю отчетную дату для определения рыночной стоимости имеющихся активов.
Стоимость предприятия = Рыночная стоимость активов - долговые обязательства.
При оценке акционерных обществ необходимо учитывать "порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утвержден приказом министерства финансов РФ и федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. №10Н, 03-6/ПЗ.
Процедура оценки рыночной стоимости предприятия методом чистых активов:
Определение рыночной стоимости краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
В качестве финансовых вложений
как правило рассматривают
Определение
рыночной стоимости материально-
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" предусмотрены следующие способы оценки МПЗ:
От метода оценки МПЗ зависит налогооблагаемая база, а следовательно величина чистой прибыли. В зависимости от поставленных предприятием целей главный бухгалтер выбирает один из указанных методов и закрепляет этот метод в учетной политике предприятия. Выбранный метод не может меняться в течение календарного года.
По себестоимости каждой единицы: Данный способ применяется, когда запасы не могут заменять друг-друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, радиоактивные вещества и т.п.). В соответствии с данным способом Учет ведется по каждой единицы запасов, при этом учитываются все фактические затраты, связанные с приобретением каждой единицы запасов.
По средней себестоимости:
Данный способ используется при однородном характере запасов предприятия, он позволяет усреднять влияние инфляции (роста цен) на себестоимость выпущенной продукции и себестоимость остатков на складе.
ФИФО:
Сущность данного способа состоит в том, что себестоимость товаров, передаваемых в производство, определяется партиями в хронологическом порядке.
ЛИФО:
При данном способе себестоимость переданных в производство запасов рассчитывается, начиная с последних закупок.
Следует отметить, что:
Влияние способов учета МПЗ на чистую прибыль
Если перед собственником
предприятия стоит задача максимизировать
бухгалтерскую прибыль, то материально
производственные запасы целесообразно
оценивать методом ФИФО. Если перед
собственником предприятия
Указанные различия в методах оценки производственных запасов необходимо учитывать при проведении нормализации бухгалтерской отчетности.
Оценка дебиторской задоложности.
Дебиторская задолжность предприятия в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" п. 12 признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
В бухгалтерском учете при возникновении долговых обязательств должник отражает кредиторскую задолжность, а кредитор, оказывая услуги, получает право требования и отражает по балансу дебиторскую задолжность. Таким образом, кредиторская задолжность является обязательством предприятия, а дебиторская задолжность - правом требования. В зависимости от наступления даты платежа дебиторская задолжность подразделяется на непросроченную и просроченную. В зависимости от сроков возникновения дебиторская задолжность подразделяется на краткосрочную со сроком платежа в течении 12 месяцев после даты возникновения и долгосрочную задолжность со сроком платежа более 12 месяце после даты возникновения.
Процедура оценки дебиторской задолжности:
При изучении предприятий
должников необходимо уточнить их организационно-правовую
форму и наличие хозяйственной
деятельности на дату оценки. Информация
собирается на основании запросов руководства
предприятий-должников в
Основными источниками информации для оценки дебиторской задолжности являются:
Расчет величины скидки от полной суммы требований
В мировой практики погашение
обязательств перед кредитором является
безусловным и требует
В российской практике сложилась
обратная ситуация, поэтому использование
зарубежных методик ведет к получению
некорректных результатов. Для расчета
величины скидки необходимо привести
классификацию дебиторской
После разделения дебиторской задолжности по группам в каждой группе выделяются следующие части:
Учет денежных средства предприятия.
Денежные средства в рублевом выражении не переоцениваются. Оценка средств на валютном счете производится по курсу валют на дату оценки.
Оцениваются долговые обязательства предприятия
К основным видам обязательств предприятия относятся:
Долговые обязательства в полном объеме переводятся в текущую стоимость исходя из сроков их погашения. В качестве ставки дисконтирования используются модель средневзвешенной стоимости капитала.
Определяется рыночная стоимость предприятия путем вычитания из рыночной стоимости активов текущую стоимость обязательств.
Преимущества и недостатки метода чистых активов
Преимущества: 1) метод основан на достоверной информации о реальных активах, которые находятся в собственности предприятия, что устраняет абстрактность, присущую другим методам оценки. 2) В условиях формирования рынка недвижимости данный метод имеет самую полную информационную базу, а также использует традиционные для российской экономики затратные методы оценки.
Недостатки: 1) Метод чистых активов не учитывает эффективность работы предприятия и перспективы его развития. 2) Метод не учитывает рыночную ситуацию соотношения спроса и предложения на аналогичные предприятия.
Сравнительный подход в оценке бизнеса.
Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что выбирается предприятие, которое недавно было продано или акции которого имеют рыночную котировку.
По предприятию-аналогу рассчитывается соотношение между ценой продажи и важнейшими финансовыми показателями. Это соотношение называется оценочным мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на аналогичный финансовый показатель оцениваемого предприятия, определяется стоимость оцениваемого предприятия.
Пример.
Недавно продано предприятие аналог по цене 300 млн. рублей. Чистая прибыль аналога - 30 млн. рублей. Можем рассчитать мультипликатор (М) цена/чистая прибыль, получаем 10.
Известно, что чистая прибыль нашего предприятия 27 млн. рублей, таким образом, стоимость нашего предприятия равна М*ЧП=270 млн. рублей.
В зависимости от целей и условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех методов: