Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Балтика».
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия;
разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы инвестиционной привлекательности 5
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие 5
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия 11
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия 16
2 Анализ инвестиционной привлекательности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»» 20
2.1 Общая характеристика организации 20
2.2 Анализ ликвидности и платёжеспособности 24
2.3 Анализ финансовой устойчивости 27
2.4 Анализ деловой активности (оборачиваемости) 29
2.5 Анализ рентабельности 30
3. Анализ инвестиционной привлекательности 31
4. Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Балтика» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 0.3.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Но ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования. 

     1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия

     Построение  системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основные этапы:

  1. Построение системы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия.
  2. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.
  3. Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности мониторинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию: фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным); размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного; факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее; объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим; указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения; форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).
  4. Определение контрольных периодов по каждому виду, каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционной привлекательностью предприятия.
  5. Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:
  • положительное отклонение;
  • отрицательное «допустимое» отклонение;
  • отрицательное «критическое» отклонение.

     Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен  критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован  по контрольным периодам. В качестве критерия «критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

  1. Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются критические отклонения от целевых нормативов, заданий текущих плане и бюджетов. По каждому «критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритете первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения системы мониторинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:
  • «ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия;
  • «устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы внутренних резервов и другие;
  • «изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов инвестиционной деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операции и даже реализации отдельных инвестиционных проектов.

     Внедрение на предприятии системы мониторинга  позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности. 

     2 Анализ инвестиционной  привлекательности ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика»»

     2.1 Общая характеристика  организации

     «Балтика-Хабаровск» — крупнейший пивоваренный завод на Дальнем Востоке. Он был построен в рекордно короткие сроки, за 13 месяцев. Завод оснастили самым современным оборудованием ведущих мировых фирм, производительность предприятия составила 100 миллионов литров пива в год. Открытие предприятия состоялось 11 апреля 2003 года. В экономику Хабаровского края «Балтика» инвестировала 54 миллиона долларов США. Особое внимание при производстве пива на хабаровском заводе уделяется качеству воды. Вода добывается из артезианских источников на территории завода и проходит многоступенчатую очистку и тщательный контроль качества на каждом этапе. В филиале «Балтика-Хабаровск» пристально следят за очисткой сточных вод. В 2004 году здесь были установлены биологические очистные сооружения немецкой фирмы ENVIRO CHEMIE стоимостью 3,6 миллиона долларов. «Балтика-Хабаровск» — единственное предприятие на Дальнем Востоке, имеющее систему очистки такого уровня.

           В настоящее время завод производит 11 сортов пива и минеральную негазированную воду «Хрустальная-4». В настоящее время численность работников составляет 498 человек.

     Завод «Балтика – Хабаровск» является филиалом ОАО «Балтика». Завод располагается в периферийной части г. Хабаровска. Завод оснащен автомобильными подъездными путями хорошего качества, кроме того, в состав завода входит подъездной железнодорожный путь.

     Исследованием товарных рынков, выбором товаров и формирование ассортимента, определением объемов закупок и продаж товаров, проведение коммерческих переговоров, заключением договоров купли-продажи товаров, коммерческими взаиморасчетами, закупкой и поставкой товаров, организацией и управлением процессами товародвижения и продажи товаров на предприятии занимаются руководство по продажам в Восточном регионе и сбытовое подразделение при филиале.

     В своей деятельности филиал «Балтика – Хабаровск» действует на основании Устава и Положения о нем, утвержденного Советом директоров. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. Внедрение в РФ международных технологий пивоварения.
  2. Производство, розлив, хранение и реализация пива, безалкогольных напитков, минеральных вод, сухих дрожжей, товарной углекислоты и солода, в т.ч. разработка, производство и реализация новых сортов.
  3. Производство и реализация сырьевых и упаковочных материалов.
  4. Организация сети фирменной торговли.
  5. Маркетинг, реклама и продвижение на российский и зарубежные рынки продукции Общества.
  6. Эксплуатация и ремонт оборудования холодильно-компрессорной станции
  7. Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт энергообъектов, электроэнергетического, теплоэнергетического и газотурбинного оборудования, в том числе связанного с выработкой (производством) электроэнергии, выполнение работ по техническому перевооружению, реконструкции и развитию электростанции.
  8. Организация внешнеэкономической деятельности, в том числе деятельность в соответствии с таможенным законодательством.
  9. Прием и хранение солода, зерна (продуктов переработки зерна).

     Также в своей деятельности предприятие руководствуется законодательными актами, принятыми на федеральном (налоговое, трудовое, гражданское и др. законодательство) и региональном уровнях. Продукция предприятия соответствует требованиям российских стандартов качества.

     В целом пивоваренная компания «Балтика»  имеет дивизиональную структуру. Штаб-квартира компании базируется в Санкт-Петербурге. Головной офис руководит региональными представительствами - Урал, Сибирь, Центр, Юг, Дальний Восток.

     Так как мы располагаем только совокупным балансом по всему ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика»» то будем анализировать  инвестиционную привлекательность общества в целом.  

Таблица 2 – Основные результаты деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»»

Показатели 2009 год 2010 год Динамика
1) Объем продукции, работ, услуг  (выручка), тыс. руб. 79 306 979 93 720 164 1,18
2) Себестоимость продукции, работ,  услуг, тыс. руб. 42 466 337 34 161 877 0,8
3) Средняя годовая стоимость основных  средств, тыс. руб. 42 177 090 39 078 860 0,93
4) Средняя годовая стоимость оборотных  средств, тыс. руб. 23 156 713,00 17 002 976,00 0,73
5) Валовая прибыль, тыс. руб. 45 145 102 51 253 827 1,14
6) Прибыль до налогообложения, тыс.  руб. 24 187 347 29 102 189 1,2
7) Чистая прибыль, тыс. руб. 19 171 182 23 372 269 1,22
8) Базовая прибыль на одну акцию,  руб. 112,55 руб. 147,14 руб. 1,31
9) Фондоотдача 2,029 2,22 1,09
10) Фондоёмкость 0,45 0,49 0,04
11) Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств 4,05 4,66 0,62
12) Рентабельность продукции, % 120,69% 132,15%        11,46%
13) Рентабельность продаж, % 54,69% 56,92% 2,23%
 

     2010 год был тяжёлым для всех компаний, занимающихся пивоваренным бизнесом в России, акцизы на продажу алкоголя были увеличены в три раза, а лето было особенно засушливым, что послужило одновременно положительным и отрицательным фактором. В условиях увеличения акцизов на 200% компания была вынуждена поднять цену на продукцию, причём сделала это одна из первых, что несомненно привело к сокращению рынка сбыта. Особенно сильный провал был в первом полугодии, но жаркое лето и любовь к пиву сделали своё дело, и во втором полугодии компания вышла на уровень выше 2009 года.  Было зафиксировано увеличение выручки на 18%. В то же время компания смогла ещё больше сократить собственные издержки и снизить себестоимость на 20%, при том, что засушливое лето заставило увеличить запасы и затраты на них. Этому способствовали эффективные логистические и агропроекты. Кроме того, несмотря на увеличение цен, компания смогла  уменьшить долю дебиторской задолженности. Среднегодовая стоимость основных средств снизилась на величину амортизационных отчислений, объём оборотных средств также снизился на 27%, благодаря более эффективному использованию средств и снижению объёмов производства. В результате проактивных действий руководства прибыль снизилась не так сильно, как могла бы в данных обстоятельствах. Валовая прибыль выросла на 14%. С успешной финансовой деятельностью прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились на 20% и 22% соответственно. Фондоотдача увеличилась до 2,22 рубля выручки с рубля основных средств. Как мы видим, эффективность использования ресурсов и средств повысилась, оборачиваемость оборотных средств выросла больше чем на половину оборота, и без того очень высокие показатели рентабельности также выросли. Такие высокие показатели чаще встречаются в теории, чем в практике.

     Важной  частью анализа инвестиционной привлекательности  предприятия является анализ структуры  его баланса. Организация ведёт  свою бухгалтерскую отчётность по стандартам МСФО. Внеоборотные активы составляют 76% активов., причём их доля выросла  в анализируем периоде на 5%. Большую долю занимают  основные средства (55% активов компании) и 20% нематериальные активы (товарные знаки, марки, продукция, программные продукты, патентованные технологии). Оборотные активы занимают всего 24;, из доля снизилась с 29%. Это запасы (8%), прочие инвестиции (6%), торговая и дебиторская задолженность (9%) и денежные средства и их эквиваленты (1%). Валюта баланса равна 70640207 тыс. руб.

     Активы  на 78% профинансированы собственными средствами, долгосрочные обязательства составляют всего 3%, краткосрочные 19%, но 97% краткосрочных обязательств составляет торговая и прочая кредиторская задолженность. 

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности предприятия