Методы финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть методы финансового планирования и доказать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, цели, задачи финансового планирования.
Описать организацию планирования на предприятии.
Охарактеризовать методы финансового планирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии 4
1.1 Сущность финансового планирования 4
1.2 Методы финансового планирования 10
1.3 Этапы финансового планирования 10
1.4 Характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования 22
Глава 2. Анализ финансового планирования в компании «XXX» 26
2.1 Общая характеристика компании «XXX» 26
2.2 Оценка стратегического финансового планирования 33
2.3 Оценка оперативного финансового планирования 40
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности финансового планирования 48
3.1 Возможности применения элементов финансового контролинга в финансовом планировании 48
3.2 Систематизация резервов улучшения работы на предприятии 62
Заключение 70
Список литературы 73

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 107.07 Кб (Скачать)

     Однако  в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.

      При программно-целевом подходе  к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению, так как условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.

     Процесс программно-целевого планирования в  организации проходит

поэтапно. При  этом выделяются следующие этапы:

        1. Разработка общих целей.

        2. Определение конкретных,  детализированных  целей на  заданный, сравнительно короткий период времени (2-5 лет).

        3. Определение путей и средств  их достижения.

        4. Контроль за достижением поставленных  целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

      На практике доказано, что применение  программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

      Но в России, как уже было  сказано, программно-целевое планирование в

фирмах применяется  редко. Гораздо чаще этот метод используется при

государственном планировании и регулировании экономики. 
 
 
 
 
 
 

     3. Процесс и этапы финансового планирования

 

     Финансовое  планирование, как и любой другой его вид – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

     Последовательность  планирования обычно такова:

  1. определение целей;
  2. моделирование будущего состояния предприятия;
  3. определение способов его достижения;
  4. декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.

     Планирование, таким образом, представляет собой:

    • систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;
    • моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;
    • систематическую подготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему). [10]

     Единого стандарта организации финансового  планирования нет и, очевидно, не может  быть. Слишком велико влияния отраслевых особенностей, масштабов производства и реализации продукции, организационной структуры и других специфических условий, которые нельзя не учитывать.

     Организация планирования

     Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений  сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства  и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

     Бюджеты подразделений должны разрабатываться  не изолированно друг от друга. При  расчете, например, плановых показателей  реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия  производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [8]

     Методы break-down и build-up представляют две противоположные  тенденции. На практике не целесообразно  использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно  осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

     Процесс планирования

     Предприятие должно осуществлять планирование и  контроль в двух основных экономических  областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

     Планирование  потребности в  оборотном капитале

     На  предприятии необходимо проводить  планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

     Планирование  потребностей в основном капитале

     По  мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые  здания, оборудование, компьютеры. Часто  сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

     Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического  планирования предприятия. Если предприятие  хочет завоевать новые рынки  и расширить производство продукта, оно должно заботиться о потребности  в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и  основных исследований по производственным методам.

     Планирование  источников дохода

     Известно  много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также  займа. Задача, прежде всего, состоит  в нахождении лучшего источника  для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая  потребность. [5]

     Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды  не только вовремя, но и по самой  низкой цене. Для этого нужно найти  банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести  источник фондов с целью, для которой  они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как  нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или  поступлений доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок  акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

     Процесс финансового планирования включает несколько  этапов:

     На  первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:

  • оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;
  • выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;
  • определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

     Главным объектом анализа финансового состояния  предприятия является баланс его  активов и пассивов. Однако, поскольку  баланс отражает сложившееся на некоторую  дату состояние активов и пассивов предприятия, т.е. является как бы «моментальным снимком» размеров и структуры его активов и источников их финансирования, то для корректной и обоснованной оценки финансового состояния на отчетную дату необходимо проанализировать динамику изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.

     Для выявления причин этих изменений  и в целом изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый  период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия  за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей  производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и капитало-изъятиями (т.е. операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией) и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением). [6]

     Используется  информация из основных финансовых отчетов  предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

     Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для  составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается  тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы  одинаковы по содержанию.

     Баланс  организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.

     На  втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

     Этот  шаг финансового планирования деятельности предприятия можно назвать проектированием его желаемого («нормального») финансового состояния на конец планового периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового состояния предприятия, проекта баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние предприятия, соответствующее основным предполагаемым интересам и ожиданиям акционеров и кредиторов предприятия, т.е. владельцев предоставляемых предприятию ресурсов.

     Назначением проектирования баланса активов  и пассивов является определение  основных параметров финансового состояния  предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового  планирования с этой нормой будут  сравниваться варианты балансов активов  и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния  предприятия.

     Основной  целью планирования баланса активов  и пассивов предприятия является обеспечение рациональной сбалансированности его активов (средств) и пассивов (источников их финансирования), т.е. обеспечение соответствия активов источникам финансирования по их природе, срокам и цене (доходности).

     В основе планирования (и проектирования) баланса активов и пассивов лежат  предполагаемые активные операции предприятия, то есть операции по переработке ресурсов. Например, производство продукции, работ  и услуг, осуществление торговых операций, операций с финансовыми  активами и др. Эти операции, вытекающие из целей и стратегии предприятия  в той сфере бизнеса, в которой  оно функционирует или намерено функционировать, отражаются в некоторой  производственно-сбытовой программе, включающей в себя планируемые текущие  операции, и в соответствующей  программе капиталовложений, включающей в себя планируемые операции с  внеоборотными активами.

Информация о работе Методы финансового планирования