Концепция, функции и сущность управленческого учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет – это не только сбор и регистрация информации, но и ее анализ и оценка с целью получения таких данных, на основе которых возможно управление организацией, прежде всего оперативное. Первичный бухгалтерский учет является одним из наиболее важных источников информации для управленческого учета, причем самым достоверным. В то же время для реализации информационных потребностей менеджеров необходимы данные из дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 967.00 Кб (Скачать)

С вышеприведенной  классификацией затрат тесно связана  группировка затрат в зависимости  от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты подразделяют на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие. Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты сначала собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, а затем – по объектам калькуляции.

Все предпринимаемые  меры, направленные на осуществление  управленческой деятельности, осуществляются успешно только при эффективном  функционировании системы учета.

Для осуществления  учетных процедур затраты предприятия  группируются по составу, экономическому содержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению к объему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции.

По составу  затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными  называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация. Они, независимо от места их возникновения и целевого назначения, не делятся на различные компоненты. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата общецехового или общезаводского персонала, амортизация зданий цехов и заводоуправления и другие одноэлементные затраты.

С точки зрения экономического содержания затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом называют первичный однородный на уровне предприятия (без разделения по видам продукции или местам возникновения) вид затрат на производство и реализацию продукции. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности (форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»), а также дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, в определении фонда оплаты труда. Однако она не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции или установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия. Для решения задач такого типа применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявить качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

В выборе системы  управленческого учета выделяют группировку затрат по отношению  к приращению объема производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные. К постоянным относятся затраты, величина которых не изменяется или мало изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объемов производства (расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработная плата производственных рабочих).

Некоторые затраты  бывают смешанными, так как имеют  одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными или полупостоянными затратами. Так, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности телефонных разговоров.

Разделение затрат на постоянные и переменные играет важную роль для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Особое значение для управленческого учета придается способу включения затрат в себестоимость отдельных видов продукции. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются расходы на производство конкретного вида продукции, поэтому они могут быть включены в себестоимость отдельных объектов калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих. Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты на организацию и обслуживание производственного процесса в подразделении или по управлению предприятием в целом. Косвенные расходы сначала собирают на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Немаловажное  значение в управленческом учете  имеет также группировка затрат по их роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевому назначению. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды от этой заработной платы; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования. Накладные расходы образуются в связи с организацией и обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организацией, качества менеджмента предприятия и других факторов.

Большую роль в  управленческом учете играет группировка  затрат в зависимости от времени  их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущих отчетных периодов и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукта данного периода. Они принесли доход в настоящем и, естественно, потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущих периодов – затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды. Например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов; на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях; на оплату вперед за квартал или год, в соответствии с договором; арендная плата. К предстоящим относят затраты, которые еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

Немаловажное  значение в управлении затратами  имеет система контроля, которая  обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности  производства. Для обеспечения системы контроля затрат их делят на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые затраты поддаются управлению. Неконтролируемые (нерегулируемые) затраты не зависят от деятельности субъектов управления, т. е. от деятельности менеджеров какого-либо центра ответственности.

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;

сроки представления отчетности;

распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т. е. за привязку системы контроля к центрам ответственности на предприятии.

Для эффективной  работы системы контроля затрат на предприятии необходимо выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. Центр ответственности – такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров.

Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования  их уровня. Для этих целей затраты  подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Полностью регулируемые затраты возникают в сферах производства и распределения. Эти затраты зарегистрированы по центрам ответственности, и их величина зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, маркетинге, обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного  предприятия: применяемой технологии, организационной структуры и  других факторов. Она различается  в зависимости от следующих условий:

длительности промежутка времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).

Современная система  управления на предприятии считается  эффективной, если на первое место ставится человеческий фактор. Успех любой  производственной и коммерческой деятельности зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма субъектов управления, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования. В этой связи затраты предприятия подразделяются на обязательные, связанные с выполнением основных трудовых обязанностей, и поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей.

Процесс принятия управленческих решений невозможен без эффективной системы экономического анализа, позволяющей оценивать  достигнутые результаты деятельности предприятия, выявлять внутренние и внешние резервы его дальнейшего развития. Для этих целей затраты делятся на фактические, прогнозные, плановые, сметные. В ходе анализа исследуется их общий объем, а также образующие его отдельные элементы и статьи, т. е. структура.

3.2. Организация управленческого  учета по местам  возникновения затрат  и центрам ответственности

Управленческий  учет является необходимой подсистемой  управления организацией. Задача руководителя в настоящее время состоит  в том, чтобы определить стратегическое направление, заручиться согласием подчиненных, дать им полномочия. При этом внутрифирменный учет также должен соответствовать целям и задачам внутрифирменного маркетинга и способствовать активизации роли каждого работника в управлении.

Организационную структуру современной компании можно определить как совокупность линий ответственности внутри организации. Линии ответственности – это линии, показывающие направление движения информации. В таких условиях организационная структура представляет собой пирамиду, где нижние уровни менеджеров подотчетны верхним уровням. С недавних пор у крупных компаний появилась тенденция к организации своей структуры не по традиционному функциональному признаку (маркетинг, финансы, снабжение, производство, сбыт), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг производства определенных продуктов или услуг и включает в себя необходимые функциональные службы.

Также часто  применительно к структурным  единицам компании используются термины  «отделения», «филиалы» (внутренние единицы самого высокого уровня), «подразделения» (единицы более низкого уровня).

Децентрализация управления – распределение полномочий и обязанностей принимать решения  между различными уровнями управления – требует формализованного подхода  к организационной структуре компании. Такой подход охватывает все структурные единицы сверху донизу и определяет место каждого подразделения (сегмента, отделения) с точки зрения делегирования ему определенных полномочий и ответственности. В результате организационную структуру современной компании можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности. Учетная система такой структуры обеспечивает регистрацию, отражение, накопление, анализ, предоставление информации о затратах и результатах и превращается в систему учета по центрам ответственности.

Центр ответственности  – это часть организации, по которой  целесообразно аккумулировать учетную  информацию о деятельности такого центра. Отчеты центров ответственности  включают только те статьи затрат и  поступлений (доходы, выручку), на которые может повлиять менеджер центра. Его также можно назвать центром отчетности.

Концепцию учета  по центрам ответственности впервые  выдвинул американский ученый Джон Хиггинс  в 1952 г.: «Каждую структурную единицу предприятия обременяют только те доходы и расходы, за которые она может отвечать и которые контролирует».

Центр ответственности  – сегмент организации, по которому контролируются производственные затраты, а также полученный доход или  процесс его инвестирования. Причем руководитель центра ответственности несет ответственность за процесс формирования этих показателей. Деятельность каждого центра ответственности оценивается эффективностью его функционирования. Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому подразделению.

Информация о работе Концепция, функции и сущность управленческого учёта